Современное акушерство невозможно представить без кесарева сечения (КС), которое нередко применяется для родоразрешения. Поэтому отмечается увеличение числа женщин репродуктивного возраста с анамнестическими показаниями к КС. Осложнения после такого родоразрешения возникают значительно чаще, чем при родах через естественные родовые пути, вот почему так важен поиск мер, направленных на снижение их частоты.
Как известно, КС в нижнем маточном сегменте поперечным разрезом с наложением однорядного непрерывного шва и неосложненным течением послеоперационного периода сопровождается формированием полноценного рубца на матке, способствует последующему родоразрешению через естественные родовые пути. Вместе с тем основной проблемой является улучшение репаративного процесса в области рубца после КС. Для формирования более полноценного рубца на матке при КС используется аргоноплазменная коагуляция.
При КС после наложения однородного непрерывного шва мы дополнительно применяли аргоноплазменную коагуляцию, при этом использовали аппарат ФОТЕК-ЕА 142, режим «спрей» при мощности 65 Вт, поток аргона 7 л/мин, температура плазмы в участке воздействия до 120°С, время воздействия 2—4 с.
Целью применения аргоноплазменной коагуляции при КС являются достижение состоятельности рубца на матке, уменьшение интраоперационной кровопотери, улучшение качества жизни за счет уменьшения выраженности болевого синдрома, отказ от антибактериальной терапии и ограничение применения анальгетиков в раннем послеоперационном периоде, а также сокращение сроков пребывания в стационаре.
Технические особенности КС состояли в использовании одноразового хирургического белья и операционного комплекта с разрезаемой хирургической пленкой, рассечении тканей передней брюшной стенки монополярным радиоволновым скальпелем (кожа, подкожная клетчатка, апоневроз), биполярной коагуляции крупных сосудов, наложении однорядного непрерывного шва на матку (синтетическая рассасывающаяся нить), обработке факелом аргоновой плазмы шва на матке и тканей передней брюшной стенки (апоневроз и подкожная клетчатка), непрерывном внутрикожном косметическом шве (синтетический рассасывающийся материал), использовании одноразовой сорбирующей повязки на рану.
Комплексную технологию КС мы применили у 646 беременных в возрасте от 22 до 44 лет. Плановое КС было произведено у 413 (64%), экстренное — у 233 (36%). КС по Штарку выполнено у 594 (92%) женщин. У всех однократно интраоперационно применяли антибактериальную терапию.
Показаниями к КС явились: рубец на матке (у 175), аномалии родовой деятельности (у 156),тазовое предлежание в сочетании с отягощенным акушерско-гинекологическим анамнезом или аномалиями родовой деятельности (у 111), отягощенный акушерско-гинекологический анамнез (у 104), многоплодие (у 27), декомпенсированная форма фетоплацентарной недостаточности (у 20), клинически узкий таз (у 20), полное предлежание плаценты (у 13), преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты (у 13), осложненная миопия (у 7).
В раннем послеоперационном периоде (с 3-хсуток) антибактериальную терапию применяли у 6 женщин с субинволюцией матки и у 2 — с серомой послеоперационного шва, у которых КС произведено в экстренном порядке по поводу осложненного течения родов, обусловленного слабостью родовой деятельности в сочетании с длительным безводным промежутком. Длительность операции уменьшилась до 25 мин, кровопотеря составила в среднем 300—400 мл. При КС без использования аргоноплазменной коагуляции антибактериальную терапию применяли в 63% случаев. Подобная закономерность отмечена и в отношении применения анальгетиков с целью обезболивания послеоперационного периода, количество которых после использования аргоноплазменной коагуляции при КС уменьшилось в 2,5 раза.
Течение послеоперационного периода после применения аргоноплазменной коагуляции характеризовалось также отсутствием инфильтрации и болезненности шва передней брюшной стенки (2-е сутки), инфильтрации и/или жидкостных включений в шве на матке и предпузырной клетчатке (данные УЗИ), уменьшением количества и кратности введения наркотических и ненаркотических анальгетиков, заживлением раны первичным натяжением, более ранней выпиской (на 4—5-е сутки). Выписка родильниц после КС без применения аргоноплазменной коагуляции проводилась на 6—7-е сутки.
В акушерской практике использование аргоноплазменной коагуляции является перспективным методом при КС и миомэктомии (происходитуменьшение объема кровопотери, одномоментное удаление и коагуляция ложа миоматозного узла), операциях на придатках, спаечном процессе в брюшной полости и малом тазу во время КС, проведении КС при низкой плацентации, предлежании плаценты, преждевременной отслойке нормально расположенной плаценты, кровотечении из плацентарной площадки и врастании плаценты в рубец на матке.
Как известно, при кровотечении из плацентарной площадки факелом аргоновой плазмы в режиме «фульгурация» производится ее абляция, тем самым создается быстрый гемостаз и уменьшается объем кровопотери. При низкой плацентации, когда значительно расширяется нижний маточный сегмент, после удаления плаценты производится коагуляция области плацентации, что приводит к уменьшению зоны кровоточащего участка за счет сокращения мышечных волокон. Нами КС было произведено у 13 беременных с полным предлежанием плаценты и у 13 — с преждевременной отслойкой нормально расположенной плаценты и во всех случаях отмечено значительное уменьшение объема интраоперационной кровопотери. Другими словами, аргоноплазменная коагуляция может являться дополнительным методом в борьбе с акушерскими кровотечениями во время операции.
Таким образом, применение высокочастотной монополярной аргоноплазменной коагуляции при КС безопасно для матери, уменьшает объем кровопотери, обеспечивает качественный гемостаз, предотвращает воспалительные осложнения, способствует заживлению операционной раны, уменьшает выраженность болевого синдрома и длительность пребывания в стационаре.