Sexual and reproductive health of adolescent girls

Bareghamyan H.H., Petrosyan M.K., Chopikyan A.S., Beglaryan G.A.

1) Mkhitar Heratsi Yerevan State Medical University, Yerevan, Armenia; 2) Beglaryan Medical Center, Yerevan, Armenia
Background: Adolescents have special sexual and reproductive health needs that remain unmet, mainly due to lack of knowledge, social stigma, and laws and policies, which prevent the provision of contraception and abortion to unmarried adolescents.
Objective: The study aims to assess adolescent girls' sexual and reproductive health status and the impact of modern information technologies on their mental health and psychosexual and psychosocial development.
Materials and methods: The study subject is a group of 10–19 years old adolescent girls (n=700) randomly selected from different regions of Armenia, including Yerevan.
Results: There is a general connection between adolescents' social media use and negative indicators of sexual and reproductive health. In Armenia 69.8% of adolescents don't have any information about contraceptives, and 55.3% of adolescents don't have any information about sexually transmitted infections. Accelerated sexual development has been registered among 21.3% of adolescents before menarche and 18.3% up to 19 years. Delayed sexual development has been documented among 15.6% of adolescents before menarche and 7.2% up to 19 years. Suppressed sexual development has been registered in 12.2% of adolescents before menarche and 5.3% up to 19 years. Early sexual debut increases the risk of sexually transmitted infections (44.7%), including Human papillomavirus (15.9%).
Conclusion: Sexual and reproductive health education and limited use of social media are keys to reducing the adverse effect of modern information technologies on adolescent girls' sexual, mental, and reproductive health. Adolescents need age-appropriate comprehensive sex education, adequate health service, and supportive environments for growth and development.

Keywords

adolescent girls
sexual and reproductive health
mental health
psychosexual development

Подростковый возраст – это переходный этап физического и умственного развития человека, происходящий до наступления половой зрелости и заканчивающийся взрослой жизнью. Сексуальность, выражение интереса, ориентации и предпочтений являются нормальной частью подросткового возраста. Сексуальность подростка включает в себя множество факторов, таких как развитие интимных партнерских отношений, гендерная идентичность, сексуальная ориентация, религия и культура [1].

Подростки имеют особые потребности в области сексуального и репродуктивного здоровья, которые остаются неудовлетворенными. В основном это происходит из-за недостатка знаний, социальной стигмы, а также законов и политики, запрещающих аборты и обеспечение контрацептивами не состоящих в браке подростков [2]. В настоящее время подростки живут в новой, огромной и сложной виртуальной вселенной, даже если они продолжают свою жизнь в реальном мире [3]. Эти среды могут быть как «нормальными», так и патологическими.

Существует общая связь между использованием подростками социальных сетей и отрицательными показателями здоровья, плохим качеством сна, тревожностью и депрессией [4].

Целью данного исследования является изучение сексуального и репродуктивного здоровья девочек-подростков в Армении и оценка влияния современных информационных технологий на их академическую успеваемость, психическое здоровье, психосексуальное и психосоциальное развитие.

Материалы и методы

В исследование включены 700 подростков в возрасте 10–19 лет, отобранных случайным образом в разных регионах Армении, включая Ереван. В связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 объявления о проведении анкетирования регулярно публиковались в социальных сетях (Facebook, Instagram), что дало возможность обеспечить репрезентативность выборки. Родителям потенциальных участников – подростков в возрасте от 10 до 19 лет – по электронной почте была отправлена общая информация о настоящем исследовании и безопасная ссылка на форму согласия родителей.

После сбора данных 700 девочек-подростков, полученных из специально разработанных анкет, были созданы 2 группы.

В первую группу вошли 230 (32,9%) девочек-подростков в возрасте до менархе. Во вторую группу включены 470 (67,1%) девочек-подростков в возрасте от менархе до 19 лет. Внутренняя согласованность анкеты оценивалась путем вычисления коэффициента Кронбаха (α=815; p<0,05).

В исследовании оценивается состояние репродуктивного и сексуального здоровья и влияние современных информационных технологий на прогресс обучения, психическое здоровье, психосексуальное и психосоциальное развитие подростков в Армении.

Данные были собраны в период с мая 2020 г. по сентябрь 2020 г. и проанализированы путем разделения полученных сведений на следующие разделы.

1. Исходные демографические данные.

2. Сведения о менструальной функции.

3. Данные об уровне образования и частоте проверки социальных сетей (дополнительные/поддельные аккаунты в Facebook, Instagram, YouTube).

Интернет-активность в образовательных и других целях оценивалась путем сбора информации о том, сколько часов в неделю участники проводили в Интернете в образовательных целях, в онлайн-играх и в чатах/общении (определяемом как использование Интернета в свободное время). Варианты ответов включали «нет», «менее 5 ч», «от 5 до 10 ч», «от 10 до 15 ч», «от 15 до 20 ч» и «более 20 ч». Для аналитических целей эти варианты были записаны по шкале Лайкерта в диапазоне от 1 (нет) до 6 (более 20 ч), которые позже были объединены для создания коэффициента Кронбаха (α=0721; p<0,05). Сумма баллов каждой группы в этом исследовании представляет собой общее количество времени, потраченного на эти развлекательные онлайн-мероприятия.

4. Данные о сексуальном здоровье (возраст начало половой жизни, использование противозачаточных средств, информация об инфекциях, передающихся половым путем).

5. Медицинские данные о беременности и родах (выкидыши, аборты, количество беременностей, осложнения беременности, роды).

6. Данные, касающиеся использования социальных сетей и психического здоровья.

7. Данные, касающиеся использования социальных сетей и расстройств пищевого поведения.

Письменное информированное согласие было запрошено у родителей или опекунов подростка при первом посещении. Исследование было проведено в соответствии с этическими принципами, изложенными в Хельсинкской декларации. Проект обсужден и одобрен этическим комитетом Ереванского государственного медицинского университета им. Мхитара Гераци и проводился при финансовой поддержке Министерства образования и Государственного комитета по науке Республики Армения в рамках исследовательского проекта № 19YR-3B063.

Методы оценки

1. Шкала депрессии Бека (Back Depression Inventory).

Оценка депрессивных симптомов осуществлялась с помощью шкалы депрессии Бека (ШДБ). Тестирование с применением ШДБ проводилось всем участникам в виде заполнения анкет самостоятельно или в ходе опроса в первый день посещения. ШДБ, включающая 21 пункт, является широко используемым и проверенным инструментом оценки депрессивного синдрома (Beck A.T. et al., 1961). Суммарный балл составляет от 0 до 63, причем более высокие суммы баллов отражают более тяжелую депрессию. Результаты теста интерпретируются следующим образом: 1–10 – вариации, считающиеся нормой; 11–16 – легкая депрессия; 17–20 – пограничная клиническая депрессия; 21–30 – умеренная депрессия; 31–40 – тяжелая депрессия; более 40 – крайне тяжелая депрессия.

2. Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory).

Шкала тревоги Спилбергера состоит из 2 частей, раздельно оценивающих ситуативную или реактивную тревожность (20 пунктов) и личную тревожность (20 пунктов). По каждому пункту необходимо дать один из четырех вариантов ответа: 1 – почти никогда, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – почти всегда. Состояние тревоги считается опасным в широком диапазоне ситуаций, при которых стресс носит реактивный характер и проявляется тревогой и нервным напряжением.

3. Психосексуальные стадии развития по Фрейду.

Мы оценили психосексуальное развитие девочек-подростков с учетом психосексуальных стадий по Фрейду. Успешное прохождение данных стадий психосексуального развития приводит к формированию здоровой личности.

Статистический анализ

Статистический анализ проводился с помощью пакета прикладных программ SPSS 14.0 (Social Sciences Inc., США) с применением параметрических и непараметрических методов. Для оценки различий в пропорциях использовался критерий хи-квадрат или точный критерий Фишера, а для сравнения различий средних значений – t-критерий Стьюдента.

Результаты

В первой группе 230 (100%) девочек-подростков учатся в школе. Из них 79 (34,3%) и 17 (7,4%) имеют отличную и удовлетворительную успеваемость соответственно. 23 (10%) подростка-инвалида ходят в инклюзивную школу. Во второй группе 190 (40,4%) подростков учатся в средней школе, 40 (8,5%) – в профессионально-техническом училище и 70 (14,9%) – в университете. Отличная и удовлетворительная успеваемость зафиксирована у 63 (13,4%) и 38 (8,1%) подростков соответственно. 53 (11,3%) подростка-инвалида из второй группы ходят в инклюзивную школу. В исследовании также оценивалось семейное положение подростков обеих групп. 200 (42,6%) подростков из второй группы ведут половую жизнь, из них 140 (29,8%) состоят в браке и 30 (6,4%) разведены (табл. 1). Девочки-подростки из первой группы проводят в Интернете в среднем 18 ч в неделю. Девочки-подростки из второй группы проводят в сети 42 ч в неделю, то есть в среднем 6 ч в день. Участницы второй группы проводят в социальных сетях и онлайн-играх значительно больше времени, чем участницы первой группы (p<0,05). Во второй группе выявлена прямая корреляция между средним временем, затрачиваемым на онлайн-игры, и результатами ШДБ (r=0,518; p<0,05).

167-1.jpg (107 KB)

Ежедневное чрезмерное использование СМИ отрицательно сказывается на здоровье всех подростков, делая их более склонными к тревоге и депрессии. В первой группе наблюдалась прямая связь между подростковой инвалидностью и депрессией. В первой группе подростки не используют социальные сети и онлайн-игры более 15 ч в неделю без разрешения родителей. В результате они не подвержены тяжелой депрессии. Это может быть связано с национальными особенностями, когда родители запрещают частое пользование Интернетом и поощряют обучение, дворовые игры и физическую активность.

По сравнению с первой группой девочки-подростки из второй группы подвержены высокому риску тяжелой и крайне тяжелой депрессии, поскольку они проводят в Интернете более 15 ч в неделю. Хотя социальные сети создают некоторые преимущества с точки зрения образования, для подростков они также несут угрозы. Основной риск, связанный с посещением веб-сайтов, заключается в том, что они делятся сведениями сексуального характера с неизвестными людьми, а затем подвергаются сексуальным домогательствам. Подростки тоже могут представлять опасность друг для друга. Они делятся большим количеством личной информации о своей жизни или даже публикуют ложную информацию о себе. Подростки с умеренной, тяжелой и крайней депрессией проверяют социальные сети более 15 ч в неделю. 200 (42,6%) подростков не желали общаться с друзьями и семьей.

Средний возраст менархе составил 11,7 года. По сравнению с подростками первой группы аномальные маточные кровотечения зарегистрированы у 233 (49,6%) подростков, а нерегулярный менструальный цикл – у 320 (68,1%) подростков из второй группы. Чрезмерное увеличение или снижение массы тела, эмоциональный стресс, расстройства пищевого поведения, такие как анорексия или булимия, упражнения на выносливость и использование противозачаточных средств могут вызвать нерегулярные кровотечения. Мы обнаружили связь между всеми перечисленными выше факторами и разработали индивидуальные подходы к устранению нарушения менструального цикла для каждой участницы этого исследования.

Таким образом, все подростки, включенные в это исследование, имеют высокий риск сексуальной и репродуктивной дисфункции. Если в первой группе нам необходимо принять профилактические меры для того, чтобы общество было здоровым, то во второй группе нам необходимы незамедлительные меры по устранению проблем, связанных с сексуальным и репродуктивным здоровьем в Армении.

Подростки имеют ограниченный доступ к просвещению по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья и предупреждения беременности. 328 (69,8%) подростков из второй группы не имеют информации о противозачаточных средствах, а 260 (55,3%) подростков не знают об инфекциях, передающихся половым путем. При этом, согласно нашим исследованиям, сексуально активными являются 200 (42,6%) подростков (p>0,05). Среди 116 (24,7%) подростков по крайней мере у одного подростка была выявлена ​​инфекция, передаваемая половым путем, а 94 (20%) девочки-подростки прошли курс лечения от инфекций, передаваемых половым путем (табл. 2). 49 (10,4%) подростков с положительными результатами теста на наличие вируса папилломы человека (ВПЧ) (16,18, 31, 33, 35, 39) склонны к развитию рака шейки матки.

169-1.jpg (152 KB)

Таким образом, подростки имеют ограниченный доступ к просвещению по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья и предупреждения беременности. Раннее начало половой жизни увеличивает риск инфекций, передаваемых половым путем, в том числе ВПЧ. Это делает девочек-подростков более склонными к ранним и нежелательным беременностям, выкидышам, преждевременным родам, гинекологическим заболеваниям, дальнейшим акушерским осложнениям и репродуктивным потерям.

Основные характеристики общей связи между использованием подростками социальных сетей и негативным показателем сексуального и репродуктивного здоровья представлены в таблице 3.

170-1.jpg (200 KB)

171-1.jpg (81 KB)

Ускоренное половое развитие зарегистрировано у 49 (21,3%) подростков до менархе и у 86 (18,3%) подростков от менархе до 19 лет. Подростки с ускоренным половым развитием выглядят как зрелые женщины, и поэтому они должны быть достаточно рано информированы о методах предотвращения беременности и инфекций, передаваемых половым путем.

Задержка полового развития зарегистрирована у 36 (15,6%) подростков до менархе и у 34 (7,2%) подростков от менархе до 19 лет. Подростки с задержкой полового развития довольно инфантильны, застенчивы, мало общаются, закрепощены на уроках.

Подавление полового развития зарегистрировано у 28 (12,2%) подростков до менархе и у 25 (5,3%) подростков от менархе до 19 лет.

Подростки, склонные к подавлению психосексуального развития, имеют отличные успехи в учебе, но испытывают трудности в семейных отношениях. В связи с этим им приходится преодолевать депрессивные симптомы в виртуальной реальности (Youtube, Facebook, Instagram). Подростки, склонные к задержке психосексуального развития, проводят много времени в социальных сетях и подвержены высокому риску нарушения психического здоровья.

С одной стороны, частое использование социальных сетей приводит к расстройствам пищевого поведения (нервная анорексия, нервная булимия, нездоровое пищевое поведение) и физическим признакам зависимости (сухость глаз, бессонница, боль в спине, шее, запястьях, головная боль) (табл. 3).

С другой стороны, частое использование социальных сетей приводит к проблемам с вниманием, гиперактивности/импульсивности, симптомам расстройства поведения, тревоги и низкой физической активности в обеих группах (табл. 3). Наиболее выражена ситуативная тревожность. В первой группе ее уровень составил 41 (17,8%), а во второй – 68 (14,5%). Индивидуальная тревожность носила сравнительно инертный психологический характер. Существенных различий в ситуационной тревожности между группами не выявлено (p>0,05). Депрессивные симптомы были более выражены во второй группе по сравнению с первой группой подростков. Во второй группе 58 (12,3%) девочек-подростков страдали чувством одиночества, которое подвергало их большему риску депрессии и расстройства поведения.

Симптомы расстройства поведения (агрессивное, деструктивное, лживое поведение, нарушение правил) были более выражены во второй группе (p<0,01).

Гиперактивно-импульсивный тип синдрома дефицита внимания c гиперактивностью отмечен у 60 (26,1%) подростков, проблемы с вниманием - у 65 (28,3%) девочек-подростков первой группы (табл. 3). Новым фактом, выявленным в нашем исследовании, стало то, что использование социальных сетей в ночное время и эмоциональный вклад в социальные сети более тесно связаны с бессонницей, чем использование социальных сетей в целом во второй группе. Это говорит о том, что использование социальных сетей в постели (что приводит к более позднему отходу ко сну и сокращению продолжительности сна) может объяснить наблюдаемую связь между использованием социальных сетей и бессонницей, а также связь между использованием социальных сетей и более низким уровнем физической активности. Данные результаты ясно показывают, что качество сна связано с использованием социальных сетей и психическим здоровьем, депрессивными симптомами, симптомами тревоги и низкой самооценкой.

Обсуждение

Хотя Интернет с образовательной точки зрения является незаменимым источником информации, он также представляет серьезную угрозу в подростковом возрасте. Подростки не умеют отличать полезную информацию от бесполезной. Они воспринимают информацию, полученную с компьютера и телевизора, такой, какая она есть, и стараются скопировать ее в повседневной жизни. Использование мобильных телефонов, смартфонов, iPad и компьютеров оказывает значительное влияние на здоровье, половое развитие, а также агрессивное и рискованное поведение подростков. Исследование показало, что подростки, которые проводят больше времени в Интернете и используют социальные сети, как правило, испытывают более высокий уровень тревожности и депрессии. Эти результаты совпадают с результатами других исследователей [5]. Сильная эмоциональная связь с социальными сетями влияет на качество сна, усиливая беспокойство, которое, как известно, способствует бессоннице. Подобные результаты были зарегистрированы и другими авторами [6]. Сроки использования подростками социальных сетей и эмоциональная связь, которую они имеют с ними, являются более важным фактором, чем частота или продолжительность использования социальных сетей. Эти результаты совпадают с результатами других исследователей [7].

Среди подростков в возрасте до менархе и от менархе до 19 лет наиболее часто используемой социальной сетью является YouTube [135 (58,7%) и 470 (100%) соответственно]. Второй по популярности социальной сетью является Facebook. Фальшивые учетные записи в Facebook имеют 16,9% девочек-подростков.

Данные наших исследований показывают, что существует общая связь между использованием подростками социальных сетей и отрицательным показателем здоровья. Проблемы с вниманием, гиперактивность, симптомы расстройства поведения, депрессивные симптомы, симптомы тревоги, проблемы со сном и низкая самооценка среди подростков обеих групп положительно коррелировали с частотой просмотра социальных сетей. Этот результат совпадает с результатами другого исследования [5].

Отрицательные физические признаки частого использования современных информационных технологий (сухость глаз, проблемы со зрением, боли в спине, шее, запястьях, головная боль, бессонница) в основном присутствовали среди подростков от менархе до 19 лет, по сравнению с подростками до менархе, которые имели ограниченные возможности активного использования социальных сетей.

Наше исследование показывает, что все подростки предрасположены к расстройствам пищевого поведения (нервная анорексия – 23,9% до менархе, 16,6% до 19 лет; нервная булимия – 48,3% до менархе, 29,6% до 19 лет). Нездоровое пищевое поведение выявлено у 41,3% подростков до менархе и у 23,2% подростков до 19 лет.

Подростки с ожирением, нездоровым питанием и низкой физической активностью подвергаются высокому риску развития сахарного диабета II типа.

Согласно нашему исследованию, подростки имеют ограниченный доступ к просвещению по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья и предупреждению беременности, что делает девочек-подростков более склонными к ранним и нежелательным беременностям и выкидышам.

В Армении 69,8% подростков не имеют информации о противозачаточных средствах, а 55,3% подростков не знают об инфекциях, передающихся половым путем. Раннее начало половой жизни увеличивает риск инфекций, передаваемых половым путем (44,7%), в том числе ВПЧ (16, 18, 31, 33, 35, 39). ВПЧ-положительные подростки (15,9%) склонны к развитию рака шейки матки. 55,3% подростков не имеют информации об инфекциях, передающихся половым путем. При этом ранняя половая жизнь подростков способствует распространению гинекологических заболеваний, что негативно сказывается на репродуктивном здоровье, увеличивает количество акушерских осложнений, репродуктивных потерь, выкидышей (5,1%), абортов (8,5%) и приводит к бесплодию.

8,7% подростков не соблюдают личную гигиену. У девочек младше 19 лет риск мертворождения и неонатальной смерти повышается на 30%, а также повышается риск преждевременных родов, низкой массы тела при рождении и асфиксии новорожденных.

Данные наших исследований показывают, что современные информационные технологии влияют на психосексуальное развитие. Ускоренное половое развитие зарегистрировано у 21,3% подростков до менархе и у 18,3% до 19 лет. Поэтому подростки, склонные к такому типу развития, должны быть достаточно рано проинформированы о методах предотвращения беременности и инфекций, передаваемых половым путем.

Просвещение по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья является ключом к снижению негативного воздействия современных информационных технологий на психосексуальное развитие девочек-подростков. Подросткам необходимо соответствующее их возрасту всестороннее половое просвещение, эффективное медицинское обслуживание и благоприятная среда, способствующая росту, развитию и укреплению здоровья.

Врач-клиницист или психиатр могут сыграть жизненно важную роль в информировании подростков и их семей о потенциальных опасностях, связанных с ненадлежащим или чрезмерным использованием социальных сетей. Чтобы клиницисты могли адекватно выполнять эту роль, они должны понимать, как и почему подростки используют эти технологии. Оценка привычек в социальных сетях должна быть частью клинического обследования каждого подростка. При выявлении у девочки рискованного поведения в сети, важно понять и изучить вместе с подростком ее мотивы такого поведения и вовлечь родителей в это обучение. Это позволит клиницисту решать такие основные проблемы, как лечение депрессии, тревоги, а также оценивать особенности психического здоровья и психосексуального развития, расстройств пищевого поведения, низкой самооценки и межличностных конфликтов. Клиницисты должны обучать подростков правильному использованию социальных сетей и информировать их о социальных и других последствиях рискованного поведения в Интернете. Подобные результаты были зарегистрированы и другими авторами [4].

Клиническое значение. Подводя итог, можно сказать, что комплексное просвещение по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья в школах дает подросткам прекрасные возможности для развития жизненных навыков, улучшения знаний о предупреждении беременности, инфекциях, передаваемых половым путем, и способствует ответственному отношению подростков к своему репродуктивному здоровью. Таким образом, соответствующая возрасту комплексная программа просвещения по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья может сыграть роль в нормальном психосексуальном развитии, уменьшить акушерские осложнения и улучшить психическое здоровье, что приведет к уменьшению числа обращений к детским гинекологам для лечения.

Научное значение. Сравнивая состояние здоровья подростков, прошедших соответствующее возрасту комплексное просвещение по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья, и подростков без него становится ясно, что образование дает наилучшие результаты. Такие исследования потребуют времени, чтобы понять и оценить будущее использование знаний о половом воспитании в их жизни. Мы считаем, что наше исследование представляет наилучшие доступные доказательства, необходимые для будущего использования соответствующего возрасту комплексного просвещения по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья.

Сильные стороны и ограничения. В исследовании Woods H.C., Scott H. [7] изучалась связь между использованием социальных сетей и качеством сна, самооценкой, тревогой и депрессией среди 467 шотландских подростков. В нем оценивались общее использование социальных сетей, использование социальных сетей в ночное время, эмоциональный вклад в социальные сети, качество сна, самооценка и уровни тревожности и депрессии. Подростки, которые чаще использовали социальные сети как в целом, так и ночью и были более эмоционально вовлечены в социальные сети, имели худшее качество сна, более низкую самооценку и более высокий уровень тревожности и депрессии. В сравнении с шотландским исследованием 467 подростков, в Армении, помимо оценки общего использования социальных сетей (эмоциональный вклад в социальные сети, качество сна, самооценка и уровни тревожности и депрессии), мы также оценили статус сексуального и репродуктивного здоровья 470 подростков, что является сильной стороной нашего исследования. Слабость нашего исследования в том, что для него требуется больший размер выборки. Будем надеяться, что коронавирус не помешает нам расширить наше исследование.

Заключение

Просвещение по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья и разумное использование социальных сетей являются ключом к снижению негативного воздействия современных информационных технологий на сексуальное, общее, психическое и репродуктивное здоровье девочек-подростков. Подростки нуждаются в соответствующем их возрасту всестороннем просвещении по вопросам сексуальности и репродуктивного здоровья, эффективном медицинском обслуживании, благоприятной среде, способствующей росту, развитию и укреплению здоровья.

References

  1. Banerjee I., Chakraborty S., Bhattacharya N.G., Bandyopadhyay S., Saiyed H.N., Mukherjee D. A cohort study of correlation between body mass index and age at menarche in healthy Bengali girls. J. Indian Med. Assoc. 2007; 105(2): 75-8.
  2. Bauman D. Diagnostic methods in pediatric and adolescent gynecology. Endocr. Dev. 2012; 22: 40-55. https://dx.doi.org/10.1159/000326633.
  3. Dick B., Ferguson B.J. Health for the world's adolescents: a second chance in the second decade. J. Adolesc. Health. 2015; 56(1): 3-6. https://dx.doi.org/10.1016/j.jadohealth.2014.10.260.
  4. Rosen D.S.; American Academy of Pediatrics Committee on Adolescence. Identification and management of eating disordersin children and adolescents. Pediatrics. 2010; 126(6): 1240-53. https://dx.doi.org/10.1542/peds.2010-2821.
  5. Ehrenreich S.E., Underwood M.K. Adolescents' internalizing symptoms as predictors of the content of their Facebook communication and responses received from peers. Transl. Issues Psychol. Sci. 2016; 2(3): 227-37. https://dx.doi.org/10.1037/tps0000077.
  6. August G.P., Caprio S., Fennoy I., Freemark M., Kaufman F.R., Lustig R.H. et al. Prevention and treatment of pediatric obesity: an endocrine society clinical practice guideline based on expert opinion. J. Clin. Endocrinol. Metab. 2008; 93(12): 4576-99. https://dx.doi.org/10.1210/jc.2007-2458.
  7. Woods H.C., Scott H. Sleepyteens: social media use in adolescence is associated with poor sleep quality, anxiety, depression and low self-esteem. J. Adolesc. 2016; 51: 41-9. https://dx.doi.org/10.1016/j.adolescence.2016.05.008.

Received 08.12.2020

Accepted 27.07.2021

About the Authors

Hasmik H. Bareghamyan, MD, Obstetrician and Gynecologist, Beglaryan MC; Lecturer of the Department of Obstetrics and Gynecology №1, Mkhitar Heratsi Yerevan State Medical University, +37491331298, hasmik3185@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-6491-7817, 56 Abovyan str., Yerevan 0025, Armenia.
Marina K. Petrosyan, MD, PhD, Senior Professor, Mkhitar Heratsi Yerevan State Medical University, Department of Obstetrics and Gynecology №1, +37491408114,
darbinyan.1998@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4725-6252
Armine S. Chopikyan, MD, MSc, PhD, Lecturer at the Department of Public Health and Healthcare Organization, Mkitar Heratsi Yerevan State Medical University,
arminchopikyan@gmail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7041-9091
Gagik A. Beglaryan, Dr. Med. Sci., Professor, Academician of UN Elite International Academy; Head of the Department of Obstetrics and Gynecology №1, Mkhitar Heratsi Yerevan State Medical University; Director of Beglaryan MC, Yerevan, Armenia, hasmik3185@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4682-3793
Corresponding author: Hasmik H. Bareghamyan, hasmik3185@gmail.com

Authors' contributions: Bareghamyan H.H. – concept and design of the study; Bareghamyan H.H., Petrosyan M.K. – data collection and analysis; Bareghamyan H.H., Chopikyan A.S. – statistical analysis; Bareghamyan H.H. – manuscript preparation; Beglaryan G.A. – manuscript editing.
Conflicts of interest: The authors declare that they have no conflicts of interest.
Funding: This study was conducted with the financial support of the Ministry of Education and the State Committee for Science of the Republic of Armenia within the framework of research project No. 19YR-3B063.
Gratitude: The authors express their gratitude to all the participants, as well as to the administrative and medical staff of Yerevan medical centers who participated in the study.
Patient Consent for Publication: Mothers of patients provided informed consent for the publication of data.
Authors' Data Sharing Statement: The data supporting the findings of this study are available on request from the corresponding author after approval from the principal investigator.

For citation: Bareghamyan H.H., Petrosyan M.K., Chopikyan A.S., Beglaryan G.A. Sexual and reproductive health of adolescent girls.
Akusherstvo i Ginekologiya/Obstetrics and Gynecology. 2021; 9: 164-173 (in Russian)
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2021.9.164-173

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.