Results of pre-implantation diagnosis by the FISH technique in married couples with normal karyotype

Lebedeva O.Ye., Glinkina Zh.I., Ikonnikov M.V., Romanova N.V.

Academician V.I. Kulakov Research Center of Obstetrics, Gynecology, and Perinatology, Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, Moscow
Preimplantation diagnosis (PD) using the molecular cytogenetic FISH technique was made in 37 married couples with infertility in the 41st superovulation induction cycle. The rate of aneuploidy for chromosomes 13, 21 in embryos was 38,2%; that for chromosomes X, Y, and 21 was 30.4%. In simultaneous aneuploidy for different chromosomes, the discordance in morphological structure differs more frequently than in aneuploidy for one chromosome: from 37.5% (in the study of chromosomes X, Y, 21) to 40% (in the study of chromosomes 13, 21) versus 16.7 and 35%, respectively. The PD technique is highly effective in preventing the birth of a genetically ill offspring.

Keywords

preimplantation diagnosis
aneuploidy
FISH technique
normal karyotype

Предымплантационная диагностика (ПД) направлена на выбор генетически здоровых эмбрионов in vitro и их перенос в полость матки женщины в рамках программы экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).

Изначально ПД стала применяться для супружеских пар, имеющих высокий риск рождения ребенка с X-сцепленными заболеваниями и включенных в программу ЭКО [2, 3].

Дальнейшее развитие методов ПД позволило использовать ее не только для определения пола, но и для выявления анеуплоидий, хромосомных транслокаций, генных мутаций [1, 4, 7]. Перенос эмбрионов без хромосомных нарушений может повысить эффективность программ ЭКО и предупредить рождение больных детей в этой группе пациентов.

Цель исследования — определить частоту анеуплоидий хромосом 13 и 21, X, Y, 21 у эмбрионов супружеских пар с нормальным кариотипом, включенных в программы вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ).

Материал и методы исследования

Исследование проведено на эмбрионах 37 супружеских пар с бесплодием в 41 цикле стимуляции суперовуляции.

У 15 супружеских пар ПД эмбрионов была проведена с исследованием хромосом 13, 21 в 19 циклах ВРТ. У одной супружеской пары было проведено 3 цикла ВРТ, у одной — 2. Средний возраст пациенток в этой группе составил 36 лет. Показаниями к проведению диагностики были возраст супругов и в ряде случаев желание самих пациенток (1-я группа).

У 22 супружеских пар в 22 циклах ВРТ была проведена ПД с исследованием хромосом Х, Y и21. Средний возраст пациенток в этой группе составил 34,7 года (2-я группа). Доля женщин в возрасте старше 35 лет в 1-й группе составила 50,4%, во 2-й группе — 34,9%.

Биопсию бластомеров проводили на 3-й день развития эмбриона in vitro. Для диагностики и последующего переноса выбирали эмбрионы, имеющие 6-10 бластомеров и фрагментацию не более 50%. Эмбрионы с фрагментацией бластомеров более 50% в ряде случаев подвергали биопсии по просьбе пациентов.

В качестве основы подготовки ядра и гибридизации in situ служил протокол, рекомендуемый фирмой-производителем. В ходе исследования данный протокол нами был оптимизирован.

Для идентификации хромосом в ядрах бластомеров применяли зонды фирмы «ABBOTТ» (Vysis, каталожные номера: 05J38-010, 32-131023, 32-132024, 32-190002). Микроскопический анализ проводили при увеличении 100×10 с использованием флюоресцентного микроскопа Axioplan 2 фирмы «Zeiss», оборудованного соответствующим набором фильтров фирмы «ABBOTТ» (Vysis) и системой автоматического анализа изображения ISIS, разработанной фирмой «Metasystems».

Результаты исследования и обсуждение

В 1-й группе после проведения ПД перенос эмбрионов был осуществлен в 18 циклах стимуляции суперовуляции (из–за отсутствия цитогенетически здоровых эмбрионов у 1 пациентки перенос был отменен).

Среднее количество эмбрионов, пригодных для переноса, равнялось двум. У7 женщин беременность наступила с первой попытки (36% на цикл или 38% на перенос). У 1 пациентки при переносе 3 эмбрионов была получена беременность тройней. Однако в I триместре 1 плод саморедуцировался.

Несмотря на проведение диагностики, в одном наблюдении беременность в I триместре была прервана в связи с обнаружением анэмбрионии плода (кариотип хориона 46,ХХ) при УЗИ. У 1 пациентки при УЗИ плода во II триместре беременности выявлена гипоплазия почек. Беременность по решению женщины была сохранена, ее исход неизвестен. Остальные беременности закончились родами здоровыми детьми.

Всего в 19 циклах стимуляции суперовуляции было получено 136 ооцитов, из которых после оплодотворения развились 112 (82,4%) эмбрионов, из них пригодных по качеству для диагностики и перспективных для последующего переноса было 80 (71,4%). Однако мы исследовали все доступные для ПД эмбрионы. Биопсия произведена у 107 эмбрионов хорошего и плохого качества. Для диагностики оказались пригодными 74 ядра (часть бластомеров не содержала ядер, часть была многоядерной).

При исследовании 74 ядер из одноядерных бластомеров результат был получен в 68 (91,9%) (рис. 1, см. на вклейке). При этом нормальный набор хромосом определен в 42 (61,8%) ядрах, а в 26 (38,2%) отмечены различные типы анеуплоидии (см. рис. 1). Нарушение числа хромосомы 21 наблюдали в 11 ядрах из 26, при этом трисомия хромосомы 21 выявлена в 6 наблюдениях. Анеуплоидия хромосомы 13 имела место в 10 из 26 наблюдений, из них трисомия обнаружена в 2.

Одновременное присутствие анеуплоидии хромосом 13 и 21 выявлено в 5 (19,2%) из 26 наблюдений. Среди эмбрионов с хромосомной патологией только 3 (11,5%) из 26 морфологически не соответствовали третьему дню развития.

Из 5 эмбрионов с одновременным присутствием анеуплоидий по разным хромосомам у 2 обнаружены отклонения в морфологическом строении.

Средний возраст женщин, у которых были выявлены эмбрионы с трисомией хромосомы 21, составил 32,2 года. У 1 пациентки в возрасте 31 года выявлено 2 эмбриона с данной трисомией. При наличии эмбрионов с трисомией хромосомы 13 (2 наблюдения) возраст женщины составил 35 лет.

Следует отметить, что из 6 эмбрионов с трисомией хромосомы 21 только один эмбрион морфологически не соответствовал третьему дню развития, а оба эмбриона с трисомией хромосомы 13 не имели отклонений.

После проведения процедуры забора бластомера дальнейшее развитие пригодных для переноса эмбрионов наблюдали в 83% случаев.

Во 2-й группе ПД эмбрионов на анеуплоидию хромосом X, Y, 21 была проведена у супружеских пар, страдающих вторичным бесплодием. У части супружеских пар ранее проводили лечение бесплодия методами ВРТ.

Перенос эмбрионов осуществлен в 20 циклах, в 2 случаях переноса не было в связи с отсутствием цитогенетически здоровых эмбрионов. Среднее количество эмбрионов, пригодных для переноса, составило 2, беременность наступила у 6 женщин (27,3% на цикл, 30% на перенос). У 3 пациенток диагностирована беременность двойней, у одной из них в I триместре произошла саморедукция одного плода.

Всего в 22 циклах было 210 ооцитов, из которых после оплодотворения было получено 150 (71,4%) эмбрионов. Пригодных по качеству для диагностики было 114 (76%) эмбрионов. Биопсия была произведена у 143 эмбрионов морфологически нормального строения и у эмбрионов, морфологически не соответствовавших третьему дню развития.

При исследовании 107 ядер из одноядерных бластомеров результат был получен в102 (95,3%). Среди 102 проанализированных ядер 71 содержало нормальный набор изучаемых хромосом, что составило 69,6%, в 31 (30,4%) отмечены различные типы анеуплоидии (рис. 2, см. на вклейке).

Изменения в комплексе гоносом выявлены в 11 ядрах из 31, при этом трисомия по половым хромосомам была отмечена в 6 наблюдениях (в 4 случаях — XXY, в 2 случаях — ХХХ), тетрасомию и моносомию хромосомы Х наблюдали в 2 случаях, в 1 наблюдении обнаружена моносомия хромосомы Y.

Анеуплоидия хромосомы 21 обнаружена в 12 (38,7%) наблюдениях из 31, из них трисомия и моносомия были представлены в равных долях (по 6 наблюдений).

Одновременное присутствие анеуплоидии гоносом и хромосомы 21 было выявлено в 8 (25,8%) наблюдениях из 31.

Возраст женщин, у которых были выявлены эмбрионы с трисомией хромосомы 21, варьировал от 36 до 43 лет, в среднем составил 40,2 года. У 1 женщины 38 лет выявлено 2 эмбриона с данной трисомией.

Из 6 эмбрионов с трисомией хромосомы 21 не соответствовали нормам морфологического строения 2 эмбриона. Среди эмбрионов с анеуплоидией гоносом 3 из 11 морфологически не соответствовали третьему дню развития.

Среди эмбрионов с одновременной анеуплоидией разных хромосом отмечено самое большое число эмбрионов с отклонениями в морфологическом строении (3 из 8).

После проведения процедуры забора бластомера дальнейшее развитие пригодных для биопсии эмбрионов наблюдали в 84% случаев.

ПД в клинической практике для исключения рождения генетически больного ребенка должна стать неотъемлемой частью ВРТ. Однако при проведении ПД у женщин старше 35 лет мы отметили ряд проблем. С одной стороны, учитывая возраст пациенток и высокий риск рождения ребенка с генетическими нарушениями, необходимость проведения ПД не вызывает сомнений. С другой стороны, у женщин старшего репродуктивного возраста в программе ВРТ получают мало эмбрионов, а их качество нередко не подходит для проведения ПД.

Проведенное исследование показало, что эмбрионы, имеющие в хромосомном наборе анеуплоидии, нередко (71‒88,5%) могут быть морфологически нормальными. При отсутствии проведения генетического исследования их можно было бы в дальнейшем использовать в программе ВРТ. Так, эмбрионы с трисомией хромосомы 21 имеют отклонения в морфологическом строении только в 16,7 — 33% наблюдений, в остальных наблюдениях они вполне соответствуют критериям визуального отбора для переноса в полость матки.

Среди эмбрионов с одновременной анеуплоидией различных хромосом несоответствие по морфологическому строению отмечается чаще, чем при анеуплоидии одной хромосомы: от 37,5 (при исследовании хромосом Х,Y, 21) до 40% (при исследовании хромосом 13, 21) против 16,7 и 33% соответственно. Такого же мнения придерживаются и другие авторы. По результатам исследования V. Baltaci и соавт. [6], 36,1% эмбрионов, визуально соответствовавших морфологическим нормам, могут иметь генетические нарушения.

Средний возраст женщин, у которых при исследовании хромосом 13 и 21 выявлена анеуплоидия хромосомы 21, составил 32,2 года. В связи с этим мы считаем, что проведение ПД с исследованием эмбрионов на различные типы анеуплоидии можно предлагать всем пациентам программы ВРТ в виде скрининга. Женщинам старше 35 лет следует обязательно рекомендовать ПД при наличии достаточного количества эмбрионов визуально нормального морфологического строения. Уже показано, что у женщин после проведения скрининга эмбрионов частота наступления беременности выше, чем у женщин, у которых такой анализ не проводили. По мнению многих авторов, селекция и перенос эмбрионов с нормальным хромосомным набором увеличивают частоту имплантации, снижают риск спонтанных абортов и предупреждают рождение детей с генетической патологией при проведении программы ВРТ [4-6].

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.