Prediction of the efficiency of surgical treatment for infertility in women with minor forms of external genital endometriosis

Krasilnikova A.K., Malyshkina A.I., Sotnikova N.Yu., Antsiferova Yu.S.

V.N. Gorodkov Ivanovo Research Institute of Maternity and Childhood, Ministry of Health of the Russian Federation
Objective. To assess whether the immunological parameters associated with the activity of humoral immune reactions may be used to predict the efficiency of surgical treatment for infertility in women with minor forms of external genital endometriosis.
Subjects and methods. Peripheral blood was examined in 33 women with infertility caused by minor forms of external genital endometriosis (a study group) and 19 healthy fertile women (a control group). The levels of B, B1 cells Th2 lymphocytes and the serum content of IL-4 and IL-6 were determined.
Results. In the study group women, the peripheral blood showed increases in the content of B1 lymphocytes and Th2 cells and the serum level of IL-4 and IL-6. The maximum magnitude of immune disorders was associated with the absence of pregnancy after laparoscopy.
Conclusion. The level of B1 lymphocytes enables one to predict the efficiency of surgical treatment for infertility in women with minor forms of external endometriosis.

Keywords

minor forms of external genital endometriosis
B1 lymphocytes
Th2 cells
IL-4
IL-6

Несмотря на многолетние исследования, эндометриоз по-прежнему остается заболеванием с неясной этиологией. Распространенность его неуклонно растет и составляет по последним данным 10% всей популяции женщин репродуктивного возраста [1]. Высокая социальная значимость проблемы эндометриоза определяется тем, что до 50% всех женщин с эндометриозом страдают бесплодием [1, 2], причем эффективные методы лечения этих пациенток до сих пор отсутствуют. «Золотым стандартом» лечения эндометриоза в настоящее время считается хирургическое удаление очагов в сочетании с гормональной терапией [3, 4]. Однако данные последних исследований свидетельствуют о том, что гормональная терапия обладает высокой эффективностью в отношении целого ряда симптомов эндометриоза, и прежде всего болевого синдрома, но не в отношении состояния репродуктивной функции женщин [4]. Существует мнение о целесообразности применения комбинированного хирургического и гормонального лечения только у женщин с бесплодием при распространенных формах эндометриоза [5]. Ряд авторов считают, что гормональная терапия должна быть исключена в тех случаях, когда ожидается наступление беременности после проведения лапароскопического удаления очагов эндометриоза [4].

До сих пор нет единого взгляда и на результаты хирургического лечения бесплодия у пациенток с эндометриозом. В ряде литературных источников указывается на высокую эффективность хирургического лечения эндометриоза и связанного с ним бесплодия вне зависимости от степени распространенности патологического процесса [2]. Другие авторы сообщают , что повышение частоты наступления беременности после удаления эндометриоидных очагов происходит только у пациенток с распространенными формами эндометриоза [6]. По данным американских исследователей, хирургическое лечение бесплодия у женщин с «малыми» формами эндометриоза позволяет достичь наступления беременности только у 1 из 12 оперированных женщин [7]. В последнее время широкое распространение получило мнение, что при лечении пациенток с бесплодием при «малых» формах наружного генитального эндометриоза целесообразно сначала проводить хирургическое лечение эндометриоза, а затем включать женщин в протоколы ЭКО [8]. В то же время кохрановские исследования 2010 г. доказали статистически значимое позитивное влияние хирургического лечения на восстановление репродуктивной функции у пациенток с «малыми» формами эндометриоза [9]. Таким образом, проведение лечебной лапароскопии по-прежнему является первым этапом лечения женщин с бесплодием, связанным с эндометриозом. Однако врачу необходимо правильно оценить шанс спонтанного наступления беременности после лечебной лапароскопии, особенно у пациенток с эндометриозом 1–2-й стадии, которым не показано гормональное лечение. Прогнозирование эффективности хирургического лечения поможет врачу скорректировать тактику ведения пациенток и оценить необходимость назначения им такого дорогостоящего метода, как ЭКО. В связи с этим разработка таких прогностических критериев является важной практической задачей.

Известно, что иммунные механизмы играют важную роль в патогенезе наружного генитального эндометриоза. Достаточно давно эндометриоз стали относить к заболеваниям аутоиммунной природы, так как при нем увеличивается число и цитотоксичность макрофагов, поликлональная активность В-лимфоцитов, появляются отклонения в содержании и функции Т-, В-лимфоцитов, снижается количество активированных киллерных клеток [10]. При эндометриозе выявлено значительное увеличение продукции различных аутоантител, включая анти-эндометриальные антитела (АТ) классов IgG и IgM, выявленные в сыворотке 60% всех пациенток с эндометриозом [11], анти-Eno1-АТ (антитела к α-энолазе) [12], анти-ламининовые АТ [13]. Доказано, что наличие этих аутоантител может негативно влиять на состояние репродуктивной функции у пациенток с эндометриозом [11, 13]. Однако до сих пор механизмы регуляции реакций В-звена иммунитета, нарушение которых лежит в основе аутоиммунных состояний, при эндометриозе изучены недостаточно.

Целью данного исследования было оценить возможность использования иммунологических показателей, связанных с активностью реакций гуморального звена иммунитета, для прогнозирования эффективности хирургического лечения бесплодия у женщин с малыми формами наружного генитального эндометриоза.

Материал и методы исследования

Исследования проводились на базе эндоскопического отделения ФГБУ Ив НИИ МиД им. В.Н. Городкова Минздрава России. Было обследовано 87 женщин с бесплодием, обусловленным «малыми» формами наружного генитального эндометриоза (основная группа), поступивших на оперативное лечение. Всем пациенткам была произведена лапароскопия, при которой был диагностирован наружный генитальный эндометриоз I–II степени по классификации ASF и проведена деструкция очагов. Контрольную группу составили 19 здоровых фертильных женщин. Для оценки исхода хирургического лечения динамическое наблюдение за женщинами основной группы проводилось в течение одного года после лапароскопии.

Материалом для исследования служила периферическая кровь, которая забиралась у женщин однократно до проведения лечебно-диагностической лапароскопии. Иммунологическое обследование включало определение содержания общего количества В-лимфоцитов (CD20+), В1-клеток (CD20+CD5+), уровня активации В-лимфоцитов (CD20+HLA-DR+) и Th2- лимфоцитов с фенотипом CD4+IL-4+ и CD4+IL-6+ с помощью моноклональных антител методом проточной цитометрии на цитометре FACScan (Becton Disckinson, USA). Анализ результатов проводили в программе «CellQuest Pro» (Becton Dickinson, USA). В работе использовались моноклональные антитела фирмы Beckman Coulter (USA). Процедуру окрашивания и фиксации клеток проводили стандартным способом в соответствии с указаниями фирмы-разработчика. При оценке внутриклеточной продукции цитокинов лимфоцитами крови предварительно проводили процедуру фиксации и пермеабилизации клеточной мембраны с использованием коммерческого набора Fixative Solution IOTest®3 10x Concentrate (Beckman Coulter, USA). Кроме того, оценивали сывороточное содержание IL-4 и IL-6 методом ИФА c использованием тест-систем производства Bender Medsystems (Austria).

Статистическая обработка данных включала определение среднего арифметического и ошибки среднего арифметического. Достоверность различий рассчитывали по t-критерию Стьюдента.

Результаты исследования

Средний возраст женщин основной группы составил 28,7+0,6 года и не отличался от такового в контроле (26,5±0,5). Длительность бесплодия в основной группе была 3,8±0,3 года. У большинства больных (58,57%) отсутствовали беременности в анамнезе (первичное бесплодие), у 41,43% бесплодие было вторичным, из них у 21,43% женщин имелись самопроизвольные выкидыши на ранних сроках беременности. Кроме бесплодия 55,71% женщин предъявляли жалобы на альгоменорею, у 7,15% женщин имела место диспареуния, у 1,43% – дисхезия, а 8,57% женщин беспокоили боли, не связанные ни с менструацией, ни с половым актом.

При оценке показателей, характеризующих активность гуморального звена иммунитета, в общей группе женщин с бесплодием при «малых» формах эндометриоза было выявлено достоверное увеличение содержания В1- лимфоцитов с фенотипом CD20+CD5+ и уровня Т-хелперов 2-го типа (CD4+IL-4+, CD4+IL-6+) по сравнению с аналогичными показателями в контрольной группе (p<0,01, p<0,001, p<0,01 соответственно) ( табл. 1). Одновременно в сыворотке крови женщин основной группы было достоверно повышено содержание IL-4 и IL-6 (p<0,05, p<0,01 соответственно).

Наблюдение за восстановлением репродуктивной функции пациенток в течение года после проведения лапароскопии показало, что спонтанная беременность наступила лишь у 20% пациенток. Мы провели дифференцированный анализ данных в зависимости от последующего наступления беременности у женщин в течение года после лапароскопической операции. Было установлено, что в подгруппе женщин с успешным наступлением беременности после лапароскопии все изученные нами показатели, характеризующие активность гуморального звена иммунитета, изначально не отличались от таковых у здоровых фертильных женщин. При этом у женщин без эффекта от лапароскопической операции отмечались максимальные значения CD20+CD5+, CD4+IL-4+, CD4+IL-6+ лимфоцитов, а также высокая сывороточная концентрация Il-4 ( табл. 1).

Особого внимания заслуживает показатель относительного содержания В1- лимфоцитов с фенотипом CD20+CD5+. Эти клетки, по данным литературы, являются активными продуцентами аутоантител [14]. Для оценки эффективности применения этого показателя в качестве прогностического критерия наступления беременности после проведения лапароскопии мы провели дополнительное обследование относительного содержания этого пула клеток еще у 54 женщин с бесплодием и «малыми» формами эндометриоза. Таким образом, всего было обследовано 87 пациенток. Из них у 43 пациенток было выявлено относительное содержание CD20+CD5+- лимфоцитов равное или менее 2,6% и у 27 больных впоследствии наступила беременность, которая закончилась своевременными родами. У остальных 44 пациенток в периферической крови были установлены показатели CD20+CD5+ лимфоцитов более 2,6%, наступление беременности в течение года после проведения лапароскопии было отмечено только у 4 из них. Таким образом, в тех случаях, когда относительное количество CD20+CD5+- лимфоцитов в периферической крови женщин с бесплодием при «малых» формах наружного генитального эндометриоза, равно или менее 2,6%, можно прогнозировать успешное наступление беременности в течение года после проведения хирургического лечения эндометриоза. Точность прогнозирования эффективности хирургического лечения бесплодия у женщин с наружным генитальным эндометриозом по этому показателю составила 76,2%, специфичность – 73,3%, чувствительность – 83,3% (патент РФ № 2318215).

Обсуждение

Полученные результаты позволяют говорить о существенном повышении при наружном генитальном эндометриозе продукции цитокинов IL-4 и IL-6, способствующих усилению дифференцировки Т-хелперов в сторону Th2- пула клеток, активирующих реакции гуморального звена иммунитета. Вероятно, этот сдвиг дифференцировки Т-хелперов может приводить к повышению системного уровня В1- лимфоцитов, которые, в свою очередь, являются активными продуцентами аутоантител [14]. К настоящему времени считается доказанным, что усиление выработки аутоантител различной специфичности отрицательно влияет на фертильность пациенток с эндометриозом [13]. Результаты, полученные в нашей работе, также хорошо укладываются в рамки этой гипотезы. Усиление активности гуморальных реакций, по нашим данным, имеет непосредственное отношение к восстановлению репродуктивной функции у пациенток с эндометриозом. В тех случаях, когда иммунологические изменения минимальны и не свидетельствуют об активации реакций В-звена иммунитета, у женщин отмечается успешное наступление беременности после хирургического удаления очагов эндометриоза. Тогда как при выраженных иммунных нарушениях, проявляющихся в высоком уровне В1- лимфоцитов, Th2- клеток и сывороточной концентрации IL-4, одного лишь лапароскопического удаления очагов эндометриоза недостаточно. По-видимому, наличие у этих пациенток выраженных аутоиммунных нарушений является наряду с эндометриозом еще одной важной причиной нарушения фертильности. Этот контингент пациенток требует назначения особого комплекса лечебных мероприятий, в том числе ВРТ. Своевременное прогнозирование эффективности хирургического лечения позволит выбрать оптимальную тактику ведения больной. По нашим данным, для прогнозирования наступления беременности после проведения лапароскопии у женщин с «малыми» формами наружного генитального эндометриоза необходимо использовать показатель относительного содержания периферических CD20+CD5+- лимфоцитов.

Заключение

У пациенток с бесплодием и «малыми» формами наружного генитального эндометриоза в периферической крови повышено содержание В1- лимфоцитов, Th2- клеток и сывороточное содержание IL-4 и IL-6. Выраженность иммунных нарушений ассоциирована с успехом наступления спонтанной беременности после проведения лапароскопического удаления очагов эндометриоза. Показатель содержания В1- лимфоцитов позволяет прогнозировать эффективность хирургического лечения бесплодия у женщин с «малыми» формами наружного генитального эндометриоза (патент РФ № 2318215).

References

  1. Holoch K.J., Lessey B.A. Endometriosis and infertility. Clin Obstet Gynecol. 2010;53(2):429–438.
  2. Ozkan S., Murk W., Arici A. Endometriosis and infertility: epidemiology and evidence-based treatments Ann N Y Acad Sci. 2008;1127:92–100.
  3. Adamjan L.V, Andreeva E.N. Rol' sovremennoj gormonmodulirujushhej terapii v kompleksnom lechenii genital'nogo jendometrioza. Problemy reprodukcii. 2011; 17(6): 66–77.
  4. Budinetz T., Sanfilippo J.S. Treatment of endometriosis: a hormonal approach Minerva Ginecol. 2010;62(4):373–380.
  5. Ge C.X., Zhu X.H., Tang X.Q. Efficacy of conservative laparoscopic surgery combined with goserelin in treatment of 206 patients with severe ovarian endometriosis at short-term and long-term follow-up. Zhonghua Fu Chan Ke Za Zhi. 2012;47(8):603–607.
  6. Catenacci M., Sastry S., Falcone T. Laparoscopic surgery for endometriosis. Clin Obstet Gynecol. 2009;52(3):351–361.
  7. Diwadkar G.B., Falcone T. Surgical management of pain and infertility secondary to endometriosis. Semin Reprod Med. 2011;29(2):124–129.
  8. Chen M.L., Lee K.C., Yang C.T., Hung K.H., Wu M.H. Simultaneous laparoscopy for endometriotic women undergoing in vitro fertilization. Taiwan J Obstet Gynecol. 2012;51(1):66–70.
  9. Jacobson T.Z., Duffy J.M., Barlow D., Farquhar C., Koninckx P.R, Olive D. Laparoscopic surgery for subfertility associated with endometriosis. Cochrane Database Syst Rev. 2010;(1):CD001398.
  10. Bianco B., André G.M., Vilarino F.L., Peluso C., Mafra F.A., Christofolini D.M. et al. The possible role of genetic variants in autoimmune-related genes in the development of endometriosis. Hum Immunol. 2012;73(3):306–315.
  11. Gajbhiye R., Suryawanshi A., Khan S., Meherji P., Warty N. et al. Multiple endometrial antigens are targeted in autoimmune endometriosis. Reprod Biomed Online. 2008;16(6):817–824.
  12. Nabeta M., Abe Y., Kagawa L., Haraguchi R., Kito K., Ueda N. et al. Identification of anti-α-enolase autoantibody as a novel serum marker for endometriosis. Proteomics Clin Appl. 2009; 3(10):1201–1210.
  13. Inagaki J., Hao L., Nakatsuka M., Yasuda T., Hiramatsu Y., Shoenfeld Y. et al. A possible mechanism of autoimmune-mediated infertility in women with endometriosis. Am J Reprod Immunol. 2011; 66(2):90–99.
  14. Duan B., Morel L. Role of B-1a cells in autoimmunity. Autoimmun Rev. 2006; 5(6):403–408.

About the Authors

Krasilnikova Angelina Ksenofontovna
PhD, scientific worker of Obstetrics and Gynecology Dapartment of Federal State Budget Establishment ‘Ivanovo’s Scientific Research Institute of Maternity and Childhood named V.N.Gorodkov’ of Public Health Ministry of Russian Federation
Post address: 153731, Ivanovo, Pobedy st, 20
tel. (8-4932)33-62-63, fax (8-4932)-33-62-56,
e-mail: : ivniimid@ivnet.ru


Malyshkina Anna Ivanovna
MD, director of Federal State Budget Establishment ‘Ivanovo’s Scientific Research Institute of Maternity and Childhood named V.N.Gorodkov’ of Public Health Ministry of Russian Federation
Post address: 153731, Ivanovo, Pobedy st, 20
tel. (8-4932)33-62-63, fax (8-4932)-33-62-56,
e-mail: : ivniimid@ivnet.ru

Sotnikova Natalya Yurjevna
MD, professor
Head of Laboratory of Clinical Immunology of Federal State Budget Establishment ‘Ivanovo’s Scientific Research Institute of Maternity and Childhood named V.N.Gorodkov’ of Public Health Ministry of Russian Federation
Post address: 153731, Ivanovo, Pobedy st, 20
tel. (8-4932)33-62-63, fax (8-4932)-33-62-56,
e-mail: niimid.immune@mail.ru

Antsiferova Yulia Stanislavovna
BD, senior scientific worker of Laboratory of Clinical Immunology of Federal State Budget Establishment ‘Ivanovo’s Scientific Research Institute of Maternity and Childhood named V.N.Gorodkov’ of Public Health Ministry of Russian Federation
Post address: 153731, Ivanovo, Pobedy st, 20
tel. (8-4932)33-62-63, fax (8-4932)-33-62-56

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.