The training of an obstetrian/gynecologist, a neonatologist, and a resuscitation specialist in the perinatal centers of the Russian Federation and in the Academician V.I. Kulakov Research Center of Obstetrics, Gynecology, and Perinatology

Protopopova T.A., Volgina V.F., Shuvalova M.P.

Academician V. I. Kulakov Research Center of Obstetrics, Gynecology, and Perinatology, Ministry of Health and Social Development of Russia, Moscow
The main goal of training an obstetrician/gynecologist, a neonatologist, and a resuscitation specialist is to further improve their knowledge, skills, and practical experience in specialized quality care. The quality of training of a physician is assessed by professionals. The perinatal centers of Russia and the Academician V. I. Kulakov Research Center of Obstetrics, Gynecology, and Perinatology, Ministry of Health and Social Development of Russia, are in full conformity with the present-day requirements for postgraduate education: they have teaching licenses, use the current educational methods (nanotechnologies) in the teaching process, and attract qualified teachers. Great attention is given to on-site thematic improvement cycles and teaching narrow specialization issues in an amount of 72—288 academic hours. Further improvement of the postgraduate training of a physician promotes better main quality indicators of obstetric/gynecological and neonatal services in the regions.

Keywords

physician training quality
current teaching methods (nanotechnologies)
perinatal centers
Academician V. I. Kulakov Research Center of Obstetrics
Gynecology
and Perinatology

Одной из основных задач послевузовского профессионального образования врача акушера-гинеколога, неонатолога, анестезиолога-реаниматолога является совершенствование знаний, умений и практических навыков в целях улучшения качества оказания акушерско-гинекологической, неонатальной и анестезиологической помощи.

В соответствии с законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» профессиональную деятельность по подготовке врачей-специалистов могут осуществлять три вида учреждений — вузы, научно-исследовательские институты и профессиональные ассоциации, имеющие лицензию на образовательную деятельность. Оценивать качество подготовки врача-специалиста должны профессионалы.

Таким требованиям соответствуют перинатальные центры России, которые осуществляют профессиональную подготовку врача-специалиста акушера-гинеколога, неонатолога, анестезиолога-реаниматолога, и ФГУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова, который является клинической базой медицинских вузов и факультетов послевузовского профессионального образования в территориях (Республика Карелия, Белгородская, Кемеровская, Курская, Иркутская, Ленинградская, Оренбургская области, Уральский административный округ и др.).

Перинатальные центры внедрили в практику следующие уровни послевузовского профессионального образования:

1. Повышение квалификации:

· сертификационные циклы (1 раз в 5 лет) в объеме 144 учебных часов;

· тематическое усовершенствование в объеме 72, 108, 144, 216, 288 учебных часов.

2. Интернатура, клиническая ординатура по специальностям «Акушерство и гинекология», «Неонатология».

3. Профессиональная переподготовка:

· для получения нового вида профессиональной деятельности — свыше 500 учебных часов;

· для получения дополнительной квалификации — не менее 1000 учебных часов.

4. Получение научно-педагогической квалификации кандидата, доктора наук (аспирантура, докторантура, соискатели).

Эти виды подготовки осуществляются сотрудниками кафедр, расположенных в перинатальных центрах, совместно с сотрудниками перинатальных центров.

Обучение основано на использовании Государственных стандартов подготовки врача-специалиста акушера-гинеколога, неонатолога. В соответствии с Государственными стандартами подготовки врача-специалиста составлены рабочие программы, учебные и учебно-тематические планы. Большое внимание уделяется контролю знаний на основании предлагаемых тестов, ситуационных задач, вопросов квалификационного экзамена.

Проведение образовательного процесса в перинатальных центрах основано на действующих нормативных документах:

1. Письмо Минобразования РФ от 28.11. 2002 г. № 14-52-988 ин/13 « О направлении методики расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования и зачетных единиц».

2. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2004 г. № 100 «О группе по осуществлению Болонских принципов в России».

3. Приказ Минобрнауки России от 15.02.2005 г. № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ».

4. Приказ Минобразования РФ от 06.09.2000 г. № 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов».

5. Федеральный закон РФ от 16.03.2006 г. № 42 «О внесении изменений в статью 19 Закона РФ «Об образовании».

Специалисты территории, помимо баз медицинских институтов и факультетов, проходят специализацию на рабочем месте в перинатальных центрах в течение от 72 до 504 учебных часов в рамках циклов тематического усовершенствования. За это время они приобретают практические навыки и умения, знакомятся с новыми методами диагностики и лечения, учебно-методической литературой, а также возможностями и уровнем оказания помощи в перинатальных центрах.

Большая работа перинатальных центров РФ по повышению квалификации врача акушера-гинеколога и неонатолога была осуществлена в 2008-2010 гг.

Перинатальные центры организовали проведение семинаров-тренингов для специалистов территории и сотрудников перинатальных центров по следующим темам:

1. «Антенатальный уход». В проведении этого семинара приняли участие перинатальные центры Кемеровской области, Ханты-Мансинского автономного округа (ХМАО), Республики Карелия, Томской области. Всего обучено 133 врача, из них 48 сотрудников перинатальных центров.

2. «Родовспоможение, ориентированное на участие семьи». Этот семинар был организован перинатальными центрами Томской, Кемеровской областей, ХМАО, Сахалинской области. В нем приняли участие 170 врачей, из них 75 сотрудников перинатальных центров

3. «Грудное вскармливание». В семинаре участвовали перинатальные центры Кемеровской, Курской, Оренбургской, Иркутской областей, обучено 283 врача, из них более половины составили сотрудники перинатальных центров.

4. «Консультирование по планированию семьи». В этом семинаре участвовали перинатальные центры Оренбургской, Иркутской, Курганской, Ленинградской областей, Приморского края, Уральского административного округа и др. На этих семинарах всего обучено 223 врача, из них 127 сотрудников перинатальных центров.

В 2008 г. перинатальные центры субъектов Российской Федерации совместно с Московским государственным медико-стоматологическим университетом организовали проведение 20 семинаров на тему «Профилактика вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку», в которых приняли участие более 1000 врачей-специалистов.

При проведении семинаров использовались современное оборудование, муляжи, фантомы. В перинатальных центрах имеются все условия для повышения качества подготовки врача-специалиста: аудитории, учебные классы, новые инновационные технологии (дистанционное образование), квалифицированный состав преподавателей. Учебный материал представлен в наглядной форме.

Необходимо отметить, что эти семинары-тренинги были организованы перинатальными центрами вместе с сотрудниками кафедр и факультетов повышения квалификации медицинских вузов территорий, Всероссийским обществом акушеров-гинекологов, Институтом здоровья семьи.

Перинатальные центры в своей практике повышения квалификации врачей используют такие формы, как проведение научно-практических конференций с врачами территорий, выездные семинары в прикрепленных районах, организуют плановые проверки деятельности служб.

Изучение деятельности перинатальных центров России показало, что все они могут осуществлять качественную подготовку врачей-специалистов. Все преподаватели (сотрудники перинатальных центров и вузов) имеют высшие квалификационные категории. Это основное преимущество перинатального центра перед другими учреждениями родовспоможения.

В результате реализации целевых регионарных программ, приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения и образования значительно улучшилась материально-техническая база перинатальных центров, а также созданы все необходимые условия для широкого внедрения современных медицинских и организационных технологий, осуществляется программа повышения качества подготовки кадров этих учреждений в свете современных положений Болонской конвенции.

Регионарный перинатальный центр выполняет координирующую роль, в своей деятельности руководствуется уровневым принципом.

Большую работу по подготовке врачей-специалистов акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов осуществляет ФГУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Минздравсоцразвития России, который является клинической базой кафедры акушерства, гинекологии, перинатологии и репродуктологии ФППОВ Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова.

На базе подразделений названного Научного центра ежегодно проводится индивидуальное обучение акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов и других специалистов из различных регионов России согласно утвержденному плану обучения на рабочих местах в рамках циклов тематического усовершенствования в объеме 72–288 учебных часов по учебным программам, учебным и учебно-тематическим планам подготовки врачей-специалистов в соответствии с Государственными стандартами подготовки врачей-специалистов и лицензией на проведение образовательной деятельности, утвержденной Минобразования РФ.

Научный центр проводит обучение врачей-специалистов на 62 циклах тематического усовершенствования, которые включают рассмотрение наиболее актуальных проблем акушерства, гинекологии, перинатологии, неонатологии, репродуктологии, анестезиологии и реаниматологии, организации здравоохранения.

Большое внимание уделяется также вопросам эндоскопии, кольпоскопии, гравитационной хирургии крови, функциональной и ультразвуковой диагностики, генетическим и радиоиммунологическим методам диагностики и др.

Большое внимание уделяется такому виду подготовки, как обучение врача-специалиста на рабочем месте. В 2008 г. на циклах тематического усовершенствования, проводимых непосредственно на рабочих местах, прошли подготовку 328 специалистов, в 2009 г. — 366. Из этих 366 обучающихся в отделении функциональной диагностики повысили свою квалификацию 45,6%, в поликлинике — 18,8%, в отделении оперативной гинекологии — 16,1%, гравитационной хирургии крови — 6,3%, реанимации и интенсивной терапии — 3,3%.

С целью контроля эффективности и качества обучения в Научном центре разработана специальная анкета для врачей, проходящих обучение на этих циклах, включающая вопросы качества полученных знаний и приобретения практических навыков, возможности использования их в лечебных учреждениях, где работают обучающиеся, а также предложения по дальнейшему усовершенствованию послевузовского образования. Проведен анализ 175 анкет обучающихся.

Необходимо отметить, что среди обучающихся врачей-специалистов 61,7% составили лица до 35 лет, 21,3% — от 35 до 45 лет, 17% — от 45 до 54 лет.

Более чем у половины (54,7%) обучающихся стаж работы по данной специальности составил 10 лет и менее, у 24% — 11–20 лет, у остальных — 21–30 лет.

Основное число обучающихся были акушерами-гинекологами (77,6%), остальные специалисты — врачи функциональной диагностики, неонатологи, анестезиологи-реаниматологи, нефрологи, рентгенологи, специалисты по организации здравоохранения и др.

Среди обучающихся было 2 главных врача лечебных учреждений, 5 заведующих отделениями стационаров и женскими консультациями.

Врачи-курсанты являлись сотрудниками городских (26,8%), областных, республиканских (17,3%), районных, центральных районных больниц (10,7%) и роддомов (12,7%), поликлиник (9,3%), перинатальных центров (2,3%) и т.д.

Более половины врачей-специалистов (53,3%) повысили свою квалификацию по методам функциональной и ультразвуковой диагностики, 20% — по эндоскопии в оперативной гинекологии, 12% — по методам гравитационной хирургии крови, остальные — по анестезиологии и реаниматологии, в том числе новорожденных, проблемам невынашивания беременности, патологии беременности и родов, организационным вопросам в акушерстве и гинекологии и др.

В результате анкетирования по окончании циклов организация и учебные планы обучения на рабочих местах оценивались врачами-курсантами по 5-балльной системе. Оценка 5 баллов была дана 68% обучающихся, 4 балла — 32% врачей-курсантов. Все они смогут применить полученные знания в своих учреждениях.

Анализ анкетирования врачей-курсантов показал, все обучающиеся планируют и в дальнейшем проходить циклы тематического усовершенствования по узким специальностям: эндоскопии в оперативной гинекологии (36,8%), гинекологической эндокринологии (26,3%), функциональной и ультразвуковой диагностике (23,7%), кольпоскопии (21,0%), ЭКО, гравитационной хирургии крови (по 7,9%) и др.

По мнению обучающихся, большое значение имеет приобретение практических навыков и умений на циклах тематического усовершенствования.

Необходимо отметить, что при проведении обучения врачей-специалистов в Научном центре большое внимание уделяется учебно-методическому обеспечению самого учебного процесса (обеспечение врачей-курсантов современной учебно-методической литературой; возможность использования бумажных и электронных носителей, CD-дисков, видеокассет; дистанционного обучения, интернета).

Как показывают исследования в области деятельности перинатальных центров России, совершенствование работы по повышению квалификации врача-специалиста оказывает существенное влияние на улучшение основных качественных показателей акушерско-гинекологической и неонатологической служб регионов.

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.