Experience in treating early toxicosis of pregnancy

Slizovsky G.V., Kuzhelivsky I.I., Shikunova Ya.V., Sigareva Yu.A.

Siberian State Medical University, Ministry of Health of Russia, Tomsk 634021, Moscow highway, 2, Russia
Ginger (Zingiber officinale) has gained widespread acceptance in culinary practice and is often used as a food additive, improving the taste of products. It is also a well-known and well-proven nonpharmacological agent for pregnant women, which is used to treat nausea and vomiting. The highest-quality numerous studies and publications (Medline, PubMed) (randomized double-blind placebo-controlled studies, meta-analyses) show the efficacy and safety of ginger-containing agents used in pregnant women, while any risks to the mother and her unborn child have not been found. In vivo studies have shown no toxicity of the agent. The available data demonstrate the safety and efficacy of ginger for early toxicosis in pregnancy.

Keywords

early toxicosis
pregnancy

По данным Всемирной организации здравоохранения во всем мире отмечается рост интереса к натуральным, традиционным нефармакологическим продуктам и лекарственным травам. Этот феномен можно объяснить их сравнительно большей безопасностью для пациентов и отсутствием побочных эффектов.

Имбирь является натуральным растением, распространенным в Азии, и издревле используется в традиционной медицине. Это ботаническое средство применяется для уменьшения симптомов тошноты и улучшения аппетита с XIX века. Имбирь внесен в официальную фармакопею многих стран, включая Австрию, Китай, Египет, Индию, Великобританию, Японию, Швейцарию, Нидерланды и др.

Отсутствие цитотоксичности имбиря было доказано рядом исследований (Wei, Kim). Исследования на животных, в том числе на беременных мышах, не показали эмбриотоксического и тератогенного эффектов [1]. Исследование цитотоксичности, токсичности и противоопухолевой активности описывают отсутствие какой-либо токсичности имбиря в максимальной дозировке 5 г/кг веса [2]. Более того, in vitro и in vivo исследования указывают на антимутагенные свойства компонентов имбиря [2].

Изучение токсичности и тератогенности проводилось в трех исследованиях на беременных мышах и одном двойном слепом рандомизированном исследовании [1]. Ни одно из них не показало тератогенного эффекта имбиря.

Проведено двойное слепое рандомизированное исследование: беременные женщины получали 250 мг имбиря per os в течение 4 дней в первом триместре беременности для уменьшения симптомов токсикоза. Результаты исследования показали отсутствие тератогенных изменений у новорожденных, а также ухудшения показателей по шкале Апгар (все дети по шкале Апгар оценивались на 9–10 баллов через 5 минут после родоразрешения).

Системный обзор Betz и соавт., включающий 15 рандомизированных исследований с данными о безопасности имбиря (в исследовании приняли участие 777 человек), показал, что всего 3,3% пациентов отметили незначительные побочные эффекты (легкие гастроинтестинальные симптомы, бессонницу), не требующие лечения.

По оценкам клинических исследований нежелательные эффекты при применении имбиря встречаются редко, преимущественно связаны с ЖКТ и имеют низкую интенсивность. Ни одно исследование не обнаружило ни одного тяжелого побочного эффекта. Таким образом, соотношение риска и пользы имбиря соответствует критериям хорошо исследованного препарата в отношении симптомов тошноты и рвоты.

В исследовании суточного потребления имбиря Wang и соавт. [3] проведена корреляция между приемом препарата и развитием хронических заболеваний. В эксперименте приняли участие 4628 человек 18–77 лет. Ежедневный прием имбиря статистически достоверно снижал риск артериальной гипертензии (OR 0,87; 95% доверительный интервал 0,86–0,98) и сердечно-сосудистой патологии (OR 0,92; 95% доверительный интервал 0,78–0,96). Побочных эффектов не отмечено.

Petersen и соавт. провели мультинациональное масштабное международное исследование (Европа, Северная Америка, Австралия) по оценке рисков неблагоприятных исходов во время беременности, связанных с продуктами, лекарствами или растительными веществами. В исследовании приняли участие 9113 беременных и кормящих женщин [4]. Наименее опасными продуктами были признаны имбирь и клюква. Такой препарат, как прегинор, содержит в своем составе имбирь и применяется при ранних токсикозах беременных.

Проанализировано 14 рандомизированных клинических исследований с 1991 по 2017 годы [5] и три перспективных исследования по безопасному и эффективному применению имбиря во время беременности [6, 7]. В исследованиях приняла участие 1331 женщина до 20 недель беременности.

По данным Boltman-Binkowski [8], Saberi [9, 10] имбирь не увеличивает риск спонтанного прерывания беременности по сравнению с контрольной группой и риск мертворождения и врожденных аномалий по сравнению с общей популяцией.

Имеются данные трех перспективных исследований [6, 7], посвященных изучению безопасности применения имбиря во время беременности. 812 женщин принимали имбирь в первом триместре беременности. Choi и соавт. [7] сообщают о 7 спонтанных абортах в группе принимавших имбирь и 17 таких случаях среди женщин контрольной группы (OR: 0,8; 95% CI: 0,3–1,9; p=0,59).

Heitmann и соавт. [6] сообщает, что применение имбиря во время беременности в любое время не увеличивает риск врожденных аномалий у пациенток (4,1% в группе, применявших имбирь и 4,7% в контрольной группе (95% доверительный интервал 0,8 (0,5–1,4)). Более того, по мнению автора, применение имбиря не оказывает влияния на риск мертворождения, низкой массы тела при рождении, преждевременных родов, уменьшения показателей по шкале Апгар.

Аналогичные результаты получены в исследовании Partnoi и соавт. с одним исключением: в контрольной группе количество детей с массой тела менее 2500 г было больше, чем в исследуемой группе.

Сроки гестации были исследованы в трех работах [11]. В двух из них не выявлено статистически достоверной разницы в исследуемой и контрольной группах. Исследование Smith и соавт. показало более хорошие результаты в группе принимавших имбирь (98% с нормальным сроком гестации) по сравнению с контрольной группой (93%), р=0,03. Таким образом, в приведенных исследованиях приняли участие в общей сложности более 70 000 беременных, из них более 1500 применяли имбирь во время беременности. Исследования заняли более 25 лет. Дозы и продолжительность приема отличались, однако наиболее часто продолжительность применения имбиря составляла 4 и 7 дней, ежедневные дозы варьировали от 750 мг до 2 г. Показано, что использование имбиря во время беременности не несет рисков для матери и ребенка. Все исследования показали безопасность применения имбиря. Нежелательные эффекты были редкими, наиболее распространенным (возникающим у особенно чувствительных пациентов) была изжога. Вместе с тем ряд авторов указывает, что применение нативной формы имбиря и комплекса, включающего в себя экстракт имбиря, витамины и минералы, имеет разную фармакологическую направленность [1].

Выявлены реакции взаимодействия компонентов имбиря и таких препаратов, как метформин, инсулин, аспирин. Стоит отметить, что эти препараты (кроме инсулина) противопоказаны при беременности.

Эффективность имбиря при тошноте при беременности показана в многочисленных исследованиях по сравнению с контрольной группой [10], плацебо [10, 12, 13], а также с витамином В6 [5, 11], такими препаратами как дименгидринат, метоклопрамид [12], методиками акупунктуры [9].

Минимальная дозировка, соответствующая 1 г свежего имбиря в день в течение минимум 4 дней, значительно уменьшает проявления токсикоза (тошнота, рвота) по сравнению с плацебо и витамином В6 [11].

По данным Willets и соавт., двойное слепое плацебо-контролируемое исследование среди 120 беременных показало значительное улучшение в отношении симптомов тошноты после 4 дней последовательного приема 125 мг экстракта имбиря в день (эквивалентно 1,5 г сухого имбиря).

Keatng и соавт. демонстрирует, что прием 1 г (4х250 мг) сиропа имбиря в течение 2 недель останавливает рвоту у 67% женщин, в контрольной группе (плацебо) – только у 20%.

Mohammadbeigi и соавт. [12] в своих исследованиях использовали 600 мг в день (3×200 мг) эссенции имбиря в течение 5 дней в первой группе, 30 мг в день (3×10 мг) метоклопрамида во второй группе и 600 мг (3х200 мг) в день плацебо (третья группа). Показано значительное уменьшение тошноты и рвоты в 1-й и 2-й группе по сравнению с плацебо. Различий в 1-й и 2-й группе не выявлено.

Basirat и соавт. [13] провели рандомизированное двойное слепое клиническое исследование влияния на прием имбиря в составе печенья у 62 беременных. 32 женщины принимали 5 бисквитов в день на протяжении 4 дней. Каждый бисквит содержал 0,5 г имбиря. Симптомы тошноты были достоверно ниже в группе принимавших имбирь по сравнению с плацебо. Количество эпизодов рвоты не отличалось. Однако после 4-го дня количество женщин, у которых не было эпизодов рвоты, в группе имбиря было значительно выше (11/32) по сравнению с плацебо (6/30).

По данным обзора Ding и соавт. [14] об эффективности и безопасности применения имбиря при беременности: все применяемые формы имбиря безопасны и эффективны в отношении симптомов токсикоза по сравнению с плацебо и витамином В6.

По данным 2 проведенных в 2014 году мета-анализов имеется следующее заключение: имбирь является эффективной альтернативой для женщин, испытывающих симптомы токсикоза. 1 г в день по меньше мере в течение 4 дней дает значительное улучшение симптомов по сравнению с плацебо. Один грамм высокоселиктивного экстракта имбиря (67 мг в пересчете на гингеролы) входит в состав капсул прегинор, что обеспечивает достаточный антимиелитический эффект и не имеет противопоказаний к применению у беременных.

Симптомы токсикоза отмечаются у 7 из 10 беременных женщин, оказывая существенное влияние на качество жизни. Имбирь как натуральная альтернатива лекарственным препаратам, применяемым для лечения токсикоза (метоклопрамид, домперодон и др.), имеет благоприятный баланс безопасности и эффективности, хорошую степень научной доказательности и в настоящее время входит в практические рекомендации в ряде стран [15].

Заключение

Исследования in vivo показали отсутствие каких-либо отрицательных результатов в аспекте репродуктивной безопасности и развития плода. Кроме того, доказано, что применение имбиря не увеличивает риск осложнений беременности (мертворождение, преждевременные роды, низкий вес, снижение по шкале Апгар).

Препарат на основе имбиря (прегинор) вошел в поле интересов клиницистов, и мы считаем возможным проведение его качественной клинической оценки в отношении коррекции раннего токсикоза беременных.

References

1. Sukandar E., Qowiyah A., Purnamasari R. Teratogenicity study of combination of ginger rhizome extract and noni fruit extract in Wistar rat. Indones. J. Pharm. 2009; 20(1): 48-54.

2. Plengsuriyakarn T., Viyanant V., Eursitthichai V., Tesana S., Chaijaroenkul W., Itharat A., Na-Bangchang K. Cytotoxicity, toxicity, and anticancer activity of Zingiber officinale Roscoe against cholangiocarcinoma. Asian J. Cancer Prev. 2012; 13(9): 4597-606.

3. Wang Y., Yu H., Zhang X., Feng Q., Guo X., Li S. et al. Evaluation of daily ginger consumption for the prevention of chronic diseases in adults: a cross-sectional study. Nutrition. 2017; 36: 79-84.

4. Petersen I., McCrea R.L., Lupattelli A., Nordeng H. Women’s perception of risks of adverse fetal pregnancy outcomes: a large-scale multinational survey. BMJ Open. 2015; 5: e007390.

5. Sharifzadeh F., Kashanian M., Koohpayehzadeh J., Rezaian F., Sheikhansari N., Eshraghi N. A comparison between the effects of ginger, pyridoxine (vitamin B6) and placebo for the treatment of the first trimester nausea and vomiting of pregnancy (NVP). J. Matern. Fetal Neonatal Med. 2018; 31(19): 2509-14.

6. Heitmann K., Nordeng H., Holst L. Safety of ginger use in pregnancy: results from a large population-based cohort study. Eur. J. Clin. Pharmacol. 2013; 69(2): 269-77.

7. Choi J.S., Han J.Y., Ahn H.K., Lee S.W., Koong M.K., Velazquez-Armenta E.Y., Nava-Ocampo A.A. Assessment of fetal and neonatal outcomes in the offspring of women who had been treated with dried ginger (Zingiberis rhizoma siccus) for a variety of illnesses during pregnancy. J. Obstet. Gynaecol. 2015; 35(2): 125-30.

8. Boltman-Binkowski H. A systematic review: Are herbal and homeopathic remedies used during pregnancy safe? Curationis. 2016; 39(1): 1514.

9. Saberi F., Sadat Z., Abedzadeh-Kalahroudi M., Taebi M. Acupressure and ginger to relieve nausea and vomiting in pregnancy: a randomized study. Iran. Red Crescent Med. J. 2013; 15(9): 854-61.

10. Saberi F., Sadat Z., Abedzadeh-Kalahroudi M., Taebi M. Effect of ginger on relieving nausea and vomiting in pregnancy: a randomized, placebo-controlled trial. Nurs. Midwifery Stud. 2014; 3(1): e11841.

11. Ensiyeh J., Sakineh M.A. Comparing ginger and vitamin B6 for the treatment of nausea and vomiting in pregnancy: a randomised controlled trial. Midwifery. 2009; 25(6): 649-53.

12. Mohammadbeigi R., Shahgeibi S., Soufizadeh N., Rezaiie M., Farhadifar F. Comparing the effects of ginger and metoclopramide on the treatment of pregnancy nausea. Pak. J. Biol. Sci. 2011; 14(16): 817-20.

13. Basirat Z., Moghadamnia A., Kashifard M., Sharifi-Ravazi A. The effect of ginger biscuit on nausea and vomiting in early pregnancy. Acta Med. Iran. 2009; 47(1): 51-6.

14. Ding M., Leach M., Bradley H. The effectiveness and safety of ginger for pregnancy-induced nausea and vomiting: a systematic review. Women Birth. 2013; 26(1): e26-30.

15. Campbell K., Rowe H., Azzam H., Lane C.A. The management of nausea and vomiting of pregnancy. J. Obstet. Gynaecol. Can. 2016; 38(12): 1127-37.

Received 12.09.2018

Accepted 22.09.2018

About the Authors

Slizovsky, Grigoriy, MD, Associate Professor, Head. Department of Pediatric Surgical Diseases, Siberian State Medical University, Ministry of Health of Russia.
634021, Russia, Tomsk, Moscow highway, 2. Tel.: +79138280168. E-mail: sgv5858@mail.ru
Kuzhelivsky, Ivan I., Ph.D., Associate Professor of the Department of Pediatric Surgical Diseases, Siberian State Medical University, Ministry of Health of Russia.
634021, Russia, Tomsk, Moscow highway, 2. Tel.: +79627788702. E-mail: kuzhel@rambler.ru
Shikunova, Yana V., Ph.D., Associate Professor of the Department of Pediatric Surgical Diseases, Siberian State Medical University, Ministry of Health of Russia.
634021, Russia, Tomsk, Moscow highway, 2. Tel.: +79138280168; sgv5858@mail.ru
Sigareva Yulia A., 6th year student of the medical faculty, Siberian State Medical University, Ministry of Health of Russia.
634021, Russia, Tomsk, Moscow highway, 2. Tel.: +79539225641. Email: julsigareva@gmail.com

For citations: Slizovsky G.V., Kuzhelivsky I.I., Shikunova Ya.V., Sigareva Yu.A. Experience in treating early toxicosis of pregnancy. Akusherstvo i Ginekologiya/Obstetrics and Gynecology. 2018; (10): 118-22. (in Russian)
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2018.10.118-122

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.