Cesarean section in the unformed lower uterine segment

Kramarsky V.A., Dudakova V.N., Sverkunova N.L.

Irkutsk State Institute for Postgraduate Training of Physicians, Ministry of Health and Social Development of Russia
Objective. To determine the optimum technology for cesarean section in pregnant women with the unformed lower uterine segment.
Subjects and methods. Eighty‑eight puerperas were examined after cesarean section carried out in the presence of the unformed lower uterine segment. A transverse semilunar incision was made in 30 cases; an isthmic cervical incision was done using the Shmiden method and separate knotty sutures in 32; the modified Stark’s procedure applying a double‑row suture was performed in 26, as described by Reverden. The nature of reparative processes at the site of the uterine incision was assessed from suture involution index, protein coefficient, and trends in the cytological pattern of uterine cavity aspirate.
Results. The least good healing occurred after use of an isthmic cervical incision. The best healing was observed when the modified Stark’s procedure (a semilunar diagonal incision and Reverden suturing) was applied. This is indicated by the higher suture area evolution index and the time course of changes in cytological parameters and in the levels of immunoglobulins in the metroaspirate.
Conclusion. The findings enable one to recommend this surgical technique in women with the unformed lower uterine segment.

Keywords

cesarean section
unformed lower uterine segment
technology
reparative processes

Характер репаративных процессов с последующим формированием полноценного или неполноценного рубца на матке после кесарева сечения определяется не только исходным состоянием организма беременной, морфоструктурными изменениями нижнего сегмента, но и технологией оперативного вмешательства [1].

Несформированный нижний сегмент матки, представленный более мощным мышечным слоем, чем сформированный, является причиной относительно высокого стояния головки плода к плоскости входа в малый таз и отсутствия ее физиологического сгибания. Такая особенность расположения головки плода является фактором риска затрудненного ее выведения при кесаревом сечении и возможной травмы новорожденного. А повышенная кровопотеря из-за травмы более мощного мышечного слоя нижнего сегмента создает условия для неблагоприятного процесса заживления [3, 4].

Экспериментальные и клинические исследования подтвердили влияние технологии ушивания разреза матки на течение репаративных процессов в ней [ 2 ]. В то же время отсутствуют данные о влиянии особенностей разреза матки на характер процессов заживления в этой области.

Цель настоящего исследования ‒ определение оптимальной технологии кесарева сечения
у беременных при преждевременном родоразрешении.

Материал и методы исследованияŠ „ ‰

Обследовано 88 родильниц, у которых перед операцией кесарева сечения нижний сегмент матки
не был сформирован. У 80 из них роды были преждевременными: у 6 женщин ‒ в 27‒30 нед, у 32 ‒
в 32‒34 нед и у 42 ‒ в 35‒37 нед беременности. У 8 женщин беременность была доношенной ‒
39‒40 нед.

Основными показаниями к оперативному родоразрешению явились выраженная форма гестоза с неэффективным его лечением, нарастание безводного периода при отсутствии готовности родовых путей к родам и неэффективности родовозбуждения, прогрессирующая внутриутробная гипоксия плода и несостоятельность рубца на матке, прогрессирующая отслойка нормально расположенной плаценты.

У 30 женщин 1-й группы операцию производили с поперечным полулунным разрезом нижнего сегмента матки. У 32 беременных 2-й группы был сделан истмико-цервикальный разрез нижнего сегмента матки и у 26 женщин 3-й группы ‒ полулунно-диагональный разрез нижнего сегмента в области проекции малого косого размера головки плода. Разрезы нижнего сегмента осуществлялись с учетом их преимуществ и недостатков. Так, поперечный разрез на матке менее травматичен, но неблагоприятен в плане извлечения головки плода в связи с необходимостью ее механического подведения к разрезу и сгибания. Истмико-цервикальный разрез предполагает более легкое извлечение головки плода, но более травматичен, так как рассекает большее количество мышечных волокон. Полулунно-диагональный разрез благоприятен в плане как менее травматичного извлечения головки плода, так и минимальной травмы мышечных волокон в силу параллельного к ним расположения.

Разрез на матке зашивали только синтетическим рассасывающим шовным материалом и только двухрядным швом. В 1-й группе шов Шмидена был применен у 13, Ревердена ‒ у 12 и отдельные швы ‒ у 5 женщин. Во 2-й группе шов Шмидена использовали у 21 женщины, Ревердена ‒ у 10 и отдельные узловатые швы – у 1. В 3-й группе разрез на матке у всех женщин зашивали только по методике Ревердена.

Исходное морфологическое состояние миометрия во всех группах пациенток было идентичным;
частота соматической патологии и ее структура также практически не отличались.

Оценка характера репаративных процессов в области разреза матки осуществлялась посредством определения:
‒ индекса инволюции площади швов ИИПШ по формуле:
Формула 1

где S1 ‒ площадь швов на матке на 3-и сутки после операции, S2 ‒ площадь швов на 7-е сутки
(патент № 2169370);
‒ белкового коэффициента (БК) по формуле:
Формула 2

где БС – общий белок сыворотки крови,
БМ ‒ общий белок аспирата из матки (патент № 2175524);
‒ морфологического индекса (МИ) – балльная оценка морфологических изменений миометрия области разреза матки (патент № 2216275);
‒ динамической картины цитологии мазков из матки;
‒ определение уровня иммуноглобулинов в метроаспирате на 5–7-е сутки после операции.

С целью выявления исходных условий процессов заживления после операции в крови определяли
уровень пролактина. Для гистологического исследования и расчета МИ производили биопсию мио-
метрия из области разреза матки у 19 женщин из 1-й группы, у 21 ‒ из 2-й и у 15 ‒ из 3-й группы.

†‹ ‰ŒРезультаты исследования и обсуждение

Сравнительный анализ показал, что у женщин 1-й группы средняя продолжительность операции
составила 49±11 мин, 2-й группы ‒ 56,7±10,5 мин, 3-й группы ‒ 27,3±5,6 мин. При этом длительность наркоза составила в среднем 60±8,3; 77,3±13,4 и 36,7±5,8 мин соответственно.

Таким образом, если в 1-й и 2-й группах средняя продолжительность операции и длительность наркоза достоверно не различались (р>0,05), то в 3-й группе оба показателя были достоверно меньше ‒ р>0,01 и р<0,005 соответственно, что связано с особенностями методики лапаротомии и зашиванием передней брюшной стенки с использованием элементов технологии Старка.

Средняя кровопотеря, которая также может влиять на характер процессов заживления, у женщин 1-й группы составила 507,6±47 мл, 2-й группы ‒ 453,3±48 мл и 3-й группы ‒ 266,7±54 мл. Следовательно, не только длительность операции, но и средняя кровопотеря у женщин 3-й группы была достоверно меньше, чем в первых двух (р>0,05). При этом кровопотеря в 1-й и 2-й группах достоверно не различалась (р>0,05).

Послеоперационный койко-день во всех трех группах достоверно не различался (р>0,01) и составил 7,4±1,8; 9,6±2,1 и 7,8±2,2 соответственно.

Средняя масса тела новорожденных у женщин 1-й группы составила 2505±38 г, 2-й группы ‒ 2167±49 г, 3-й группы ‒ 2845±52 г. Состояние новорожденных на первой минуте жизни оценивалось по шкале Апгар и составило в 1-й группе 5,8±0,47 балла, во 2-й группе ‒ 6,5±0,58 балла (р>0,05) и в 3-й группе ‒ 7,82±0,54 балла (р<0,05). Таким образом, в 3-й группе оценка новорожденных по шкале Апгар при рождении была достоверно выше, чем в 1-й и 2-й группах.

Гистологическое исследование биопсийного материала из области разреза на матке с расчетом МИ показало, что у женщин 1-й группы средний МИ составил 6,4±0,7 балла. При этом выраженный
отек отмечен в 8 (20%) наблюдениях, пролиферация сосудистого эндотелия оценена в 2 балла
у 12 (30%) и периваскулярная инфильтрация имела место у 12 (30%) родильниц.

У женщин 2-й группы средний МИ составил 7,57±0,7 балла. Несмотря на отсутствие достоверного отличия МИ в 1-й и 2-й группах, во 2-й группе периваскулярная инфильтрация наблюдалась у 11 (34,4%), пролиферация сосудистого эндотелия ‒ в 12 (37,5%) случаях и отек ткани оценен в 3 балла у 13 (40,6%) женщин. Таким образом, при применении истмико-цервикального разреза абсолютное число признаков морфологических изменений ткани миометрия превосходило аналогичный показатель при поперечном разрезе нижнего сегмента матки.

У 15 женщин 3-й группы средний МИ был равен 6,67±0,8 балла и достоверно не отличался от аналогичного показателя в 1-й и 2-й группах. При этом выраженный отек ткани миометрия выявлен у 2 (7,7%), пролиферация эндотелия — у 8 (30,8%), периваскулярная инфильтрация ‒ у 6 (23,1%) человек, что по количеству признаков было наименьшим по сравнению с первыми двумя группами родильниц.

Оценка характера репаративных процессов в области разреза на матке производилась по существующим рутинным технологиям и разра ботанным нами методикам.

ИИПШ в 1-й группе составил в среднем 0,25±0,02, что указывало на неблагоприятное течение репаративных процессов. Во 2-й группе средний показатель ИИПШ уменьшился до 0,04±0,005,
что свидетельствует о крайне неблагоприятном течении процессов заживления в области разреза
на матке. В 3-й группе аналогичный показатель был равен 0,63±0,05, что подтверждает физиологичный характер репаративных процессов в области разреза матки.

В 1-й группе средний уровень БК на 5-е сутки послеоперационного периода составил 2,01±0,1, во 2-й группе ‒ 2,65±0,1 и в 3-й группе ‒ 1,3±0,1, что также подтвердило наименее благоприятное течение процессов заживления в области разреза матки у женщин первых двух групп и нормальное заживление у родильниц, оперированных по модифицированному методу Старка.

При оценке цитологической картины метроаспирата в 1-й группе родильниц на 3-и сутки послеоперационного периода среднее содержание лимфоцитов составило 6,2±0,5%, нейтрофилов ‒
84,3±0,5% и соответствовало воспалительному типу мазка. На 7-е сутки послеоперационного
периода средний уровень лимфоцитов составил 12,6±0,5%, нейтрофилов ‒ 72,4±0,5% с появлением
отдельных моноцитов, что соответствовало воспалительному типу мазка, приближающемуся к воспалительно-регенеративной фазе. Таким образом, можно сказать, что течение воспалительного процесса носило условно-физиологичный характер, так как динамика морфологических изменений
клеточного состава метроаспирата была несколько замедленна.

Результаты изучения уровня иммуноглобулинов в метроаспирате на 5—7-е сутки послеоперационного периода свидетельствовали об отсутствии острого воспалительного процесса в области швов у женщин 1-й группы. Так, средний уровень IgG был равен 5,3±0,04 г/л, IgМ ‒ 2,0±0,04 г/л, IgА ‒
1,8±0,02 г/л. Подтверждением отсутствия острого воспалительного процесса в этой группе женщин
был уровень иммуноглобулинов в сыворотке крови: IgG ‒ 17,45±0,02 г/л, IgM ‒ 2,36±0,04 г/л, IgA ‒
2,96±0,04 г/л и фибриногена, который на 3-и сутки послеоперационного периода составил 4,1±0,1 г/л,
а на 7-е сутки ‒ 3,92±0,1 г/л и достоверно не различался (р>0,05).

Во 2-й группе женщин цитология метроаспирата указывала на нарушение алгоритма заживления
раны на матке и прогрессирование воспалительного процесса в фазу регенерации. Так, на 3-и сутки
послеоперационного периода средний уровень лимфоцитов в метроаспирате составил 6,7±0,6%,
нейтрофилов ‒ 87,5±0,5%. На 7-е сутки послеоперационного периода не произошло значительного
изменения клеточного состава аспирата из матки. Средний уровень лимфоцитов был равен 8,3±0,6%,
нейтрофилов ‒ 85,2±0,6%, что указывало на продолжение острого воспалительного процесса даже
в фазу воспалительно-регенераторных изменений.

Уровень иммуноглобулинов в метроаспирате также указывал на острое течение воспаления в матке, а следовательно, и в области ее разреза. Так, средний уровень IgG был равен 1,95±0,06 г/л, IgМ – 4,38±0,06 г/л, IgА ‒ 2,85±0,06 г/л. В сыворотке крови средний уровень IgG cоставил 21,3±0,05 г/л,
IgM ‒ 2,96±0,06 г/л, IgA ‒ 2,9±0,06 г/л.

Таким образом, показатели гуморального иммунитета с увеличением IgМ и IgА подтверждали остроту воспалительного процесса. Указанием на прогрессирующий воспалительный процесс и возможное вторичное заживление швов на матке также является динамическое изменение среднего уровня
фибриногена на 3-и и 7-е сутки после операции ‒ 4,5±0,1 и 4,77±0,1 г/л соответственно (р>0,05).

В 3-й группе женщин цитология метроаспирата имела следующую картину: средний уровень лимфоцитов в метроаспирате составил 7,6±0,7%, нейтрофилов — 81,6±0,7%. На 7-е сутки послеоперационного периода эти показатели в среднем были равны 19,1±0,7 и 65,9±0,7% с появлением в аспирате моноцитов и фибробластов. Таким образом, динамика цитологии аспирата указывала на физиологичность процессов заживления с чередованием фазы воспаления и регенерации иммуноглобулинов. В метроаспирате уровень IgG составлял 1,8±0,06 г/л, IgM ‒ 1,38±0,07 г/л, IgA – 1,9±0,06 г/л, в сыворотке крови эти показатели были соответственно равны 16,1±0,05; 1,6±0,06 и 2,1±0,05 г/л. Следовательно, показатели местного и общего гуморального иммунитета указывали на отсутствие прогрессирования острого воспалительного процесса и локальный его характер, что может являться подтверждением наличия процесса реституции в области послеоперационной раны. Динамика среднего уровня фибриногена также подтвердила наше предположение об оптимальном заживлении среди женщин, у которых производился полулунно-диагональный разрез нижнего сегмента матки. Так, на 3-и сутки после операции средний уровень фибриногена составил 3,6±0,1 г/л, на 7-е сутки ‒ 2,1±0,05 г/л.

Таким образом, комплексная оценка характера репаративных процессов в области разреза матки
свидетельствует, что оптимальной методикой рассечения несформированного нижнего сегмента является полулунно-диагональный разрез и зашивание его двухрядным синтетическим швом по методу
Ревердена, что обеспечивает не только физиологичное заживление, но и меньшую кровопотерю.

References

1. Крамарский В.А., Раевская Л.Ю., Дудакова В.Н. Морфологический индекс как прогностический критерий заживления раны на матке после кесарева сечения //Акуш. и гин. ‒ 2002. ‒ № 6. – С. 58‒58.
2. Крамарский В.А., Дудакова В.Н., Мащакевич Л.И., Нецветаева Т.Д. Оценочные критерии качества заживления раны на матке после кесарева сечения //Акуш. и гин. – 2003. ‒ № 3. – С. 29‒31.
3. Краснопольский В.И., Логутова Л.С., Буянова С.Н. Репродуктивные проблемы оперированной матки. ‒
М.: Миклош, 2008.
4. Кулаков В.И., Чернуха Е.А., Комисарова Л.М. Кесарево сечение. – М.: Триада –Х, 2004.

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.