The activity results of obstetric care service and the main lines of its modernization in the Russian Federation

Shirokova V.I., Filippov O. S., Guseva E.V.

Ministry of Health and Social Development of Russia, Moscow
The authors analyze the status of an obstetric care service in the Russian Federation in 2009. There is a positive trend in the demographic situation in the country, a better quality of following up pregnant women, and reductions in the number of abortions and perinatal and infant mortality rates. The measures within the priority national health project have shown to play a positive role. The goals, tasks, and main areas of obstetric care service modernization in the Russian Federation, which can increase access to medical care and its quality for women during pregnancy and labor and for newborn infants, are defined.

Keywords

pregnancy
labor
maternal mortality
infant mortality
obstetric care service modernization

Основные задачи демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. — преодоление депопуляции, повышение рождаемости, снижение смертности, в том числе материнской и младенческой, не менее чем в 2 раза. Очевидно, что существенными условиями достижения поставленных целей является сохранение и укрепление здоровья, в том числе репродуктивного, всего населения.

Именно на улучшение состояния здоровья направлен комплекс мер, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения с 2006 г. в Российской Федерации, особенно ориентированный на повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям. Эффективными составляющими этого проекта являются программа «Родовый сертификат»; строительство в 22 субъектах Российской Федерации современных перинатальных центров; неонатальный и аудиологический скрининг; развитие медико-генетической службы; углубленная диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2010 г. стартовал пилотный проект по комплексной пренатальной диагностике нарушений развития ребенка. Ежегодно увеличивается объем оказываемой высокотехнологичной медицинской помощи женщинам. В 2009 г. высокотехнологичную медицинскую помощь по профилю «акушерство и гинекология» получили 8553 больных, из них 3768 — с использованием метода экстракорпорального оплодотворения.

Реализация указанных мероприятий обусловила позитивные тренды демографических показателей. За период 2005—2009 гг. показатель рождаемости увеличился на 21,6% (с 10,2 на 1000 населения в 2005 г. до 12,4 — в 2009 г.), показатель младенческой смертности снизился на 26,4% (с 11,0 на 1000 родившихся живыми в 2005 г. до 8,1 — в 2009 г.), показатель материнской смертности — на 13,4% (с 25,4 на 100 000 родившихся живыми в 2005 г. до 22,0 — в 2009 г.).

По данным на 1 января 2010 г., численность женского населения в Российской Федерации составила 76,27 млн (53,7% от общей численности населения России), численность женщин репродуктивного возраста - 37,56 млн. Анализ гинекологической заболеваемости у женщин в возрасте от 18 лет и старше показал, что в 2009 г. возросла частота нарушений перименопаузального периода (на 5,4% к уровню 2008 г.), эндометриоза (на 2,1%), расстройств менструации (на 2,0%), женского бесплодия (на 1,6%). В то же время наблюдается снижение заболеваемости сальпингитами и оофоритами (на 7,5% у женщин в возрасте старше 18 лет и на 6,6% — в возрастной группе 15—17 лет).

Сохраняется рост частоты онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин, в том числе рака тела матки (на 4,0% к уровню 2008 г.), молочной железы (на 3,9%), яичников (на 3,0%), шейки матки (на 1,2%). В 2009 г. впервые установлен диагноз рака молочной железы 52 157 больным, рака тела матки — 18 523, шейки матки — 13 867, яичника — 12 034. Увеличилась выявляемость при профилактических осмотрах злокачественных новообразований молочной железы (с 23,0% в 2008 г. до 25,0% в 2009 г.) и рака тела матки (с 11,5 до 12,1% соответственно), чему в определенной степени способствовало проведение с 2006 г. в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» дополнительной диспансеризации работающих граждан. Вместе с тем крайне низкой остается выявляемость при профилактических осмотрах рака яичников (9,2% в 2008 и 2009 гг.), отмечается уменьшение выявляемости рака шейки матки (с 28,9% в 2008 г. до 28,2% в 2009 г.).

Анализ причин, приводящих к возникновению гинекологических заболеваний у женщин, нарушению репродуктивной функции и бесплодию, свидетельствует, что одним из ведущих факторов являются аборты. В этом направлении Минздравсоцразвития России проводится планомерная работа. Сокращен перечень медицинских показаний (приказ Минздравсоцразвития России № 736 от 3 декабря 2007 г.); утвержден рекомендуемый образец информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности при сроке до 12 нед (приказ Минздравсоцразвития России № 335 от 17 мая 2007 г.), позволяющий унифицировать разъяснительную работу с беременными женщинами; в женских консультациях предусмотрено введение должностей социальных работников и психологов для оказания медико-психологической и социально-правовой помощи женщинам (приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2007 г. № 389).

Мониторинг реализации приказа Минздравсоцразвития России № 389 от 1 июня 2007 г. «О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях» показал, что число женских консультаций, имеющих в штате социальных работников, увеличилось с 211 (12,7% от общего числа женских консультаций) в 2007 г. до 333 (20,3%) в 2009 г. Число женских консультаций, в составе которых организованы кабинеты медико-социальной помощи, увеличилось в Приволжском федеральном округе с 84 (28,2%) в 2007 г. до 119 (38,9%) в 2009 г., в Сибирском федеральном округе — с 53 (19,6%) до 92 (34,3%) соответственно, в Уральском — с 23 (15,6%) до 32 (22,1%). В то же время в Южном федеральном округе только 7,3% (19) женских консультаций в 2009 г. имели в штате социальных работников, в Центральном федеральном округе — 7,7% (32), в Северо-Западном федеральном округе — 15,2% (25), в Дальневосточном федеральном округе — 17,5% (14).

Количество женских консультаций с наличием в штате психологов возросло с 439 (26,3%) в 2007 г. до 546 (33,4%) в 2009 г. Наибольшее число женских консультаций, обеспеченных психологами, зарегистрировано в Приволжском (139 консультаций, т.е. 45,4% в 2009 г.), Сибирском (121, т.е. 45,1%), Уральском (57, т.е. 39,3%) и Дальневосточном (30, т.е. 37,5%) федеральных округах. В Южном федеральном округе только 14% (43) женских консультаций в 2007 г. и 18,5% (49) в 2009 г. имели в штате психолога. В 19 субъектах Российской Федерации в 2009 г. отсутствовали женские консультации, имеющие в штате психологов.

Результатом деятельности социальных работников и психологов является прежде всего положительная динамика абортов. В частности, в субъектах Российской Федерации, в которых более 15% женских консультаций имели кабинеты медико-социальной помощи (29 субъектов), общее число абортов за период 2006—2009 гг. снизилось на 21,2%, а в регионах, где отсутствовали кабинеты медико-социальной помощи или доля женских консультаций, обеспеченных социальными работниками, составила менее 15% (54 субъекта), — на 15,1%; показатель абортов на 1000 женщин фертильного возраста уменьшился соответственно на 18,5 и 11,9%, а в возрастной группе 15—19 лет — на 28,7 и 22,5%.

С целью привлечения внимания общественности к проблеме абортов в Российской Федерации, объединения усилий органов управления здравоохранением, медицинских, общественных и религиозных организаций в профилактике и снижении абортов Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Фондом социально-культурных инициатив в 2009 и 2010 гг. во всех субъектах Российской Федерации проведена акция «Подари мне жизнь!». Результатом проводимой работы явилось сокращение общего числа абортов в Российской Федерации на 22,6% за последние 5 лет (с 1501,6 тыс. в 2005 г. до 1 161,7 тыс. в 2009 г.). Показатель абортов на 1000 женщин фертильного возраста уменьшился на 20,2% (с 38,2 в 2005 г. до 30,5 в 2009 г.), а показатель абортов на 100 родившихся живыми и мертвыми — на 36,7% (с 105,4 до 66,7 соответственно). Положительная динамика отмечается в снижении абсолютного числа абортов у первобеременных (с 161 485 в 2005 г. до 118 853 в 2009 г.), в сроки беременности 22—27 нед (с 21 294 до 17 493 соответственно), абортов по медицинским (с 42 703 до 30 003) и социальным (с 2683 до 534) показаниям, неуточненных (с 72 722 до 60 001) и криминальных (с 1477 до 1132) абортов. Увеличивается удельный вес медикаментозных абортов (с 0,77% от общего числа абортов в 2005 г. до 3,02% в 2009 г.). За последние 5 лет абсолютное число прерываний беременности у девочек до 14 лет снизилось на 29,8% (с 966 в 2005 г. до 678 в 2009 г.), у девушек 15—17 лет — на 40,2% (с 41 091 в 2006 г. до 24 594 в 2009 г.).

В настоящее время оказание акушерско-гинекологической помощи в Российской Федерации обеспечивается развитой многопрофильной сетью лечебно-профилактических учреждений. По данным отраслевой статистической отчетности (2009 г.), структура учреждений службы родовспоможения страны представлена родильными домами (184), перинатальными центрами (48), женскими консультациями (1637, из них 43 — самостоятельные), акушерско-гинекологическими кабинетами (3815), центрами планирования семьи и репродукции (312).

По оперативным данным субъектов Российской Федерации, полученным в ходе паспортизации учреждений акушерско-гинекологического профиля в 2009 г., общее число учреждений, оказывающих медицинскую помощь женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, составило 2191, из них 1944 (88,7%) являются структурными подразделениями многопрофильных муниципальных и государственных учреждений, в основном центральных районных больниц, и 247 (11,3%) являются самостоятельными юридическими лицами. В структуре акушерских стационаров в Российской Федерации преобладают маломощные (менее 30 коек) родильные отделения — 1473 (67,2%). На долю учреждений родовспоможения с мощностью от 30 до 49 коек приходится 11,4% (249), от 50 до 99 коек — 9,9% (216), от 100 до 199 коек — 9,5% (208), более 200 коек — 2,0% (45).

В субъектах Российской Федерации продолжается реструктуризация коечного фонда учреждений родовспоможения. В целом, за период 2005— 2009 гг. количество акушерских коек в Российской Федерации сократилось на 1,6% (с 80 886 в 2005 г. до 79 570 в 2009 г.). При этом уменьшение коечного фонда произошло в основном за счет коек для беременных и рожениц, количество которых снизилось на 4,8% (с 44 120 в 2005 г. до 42 023 в 2009 г.). В то же время количество коек патологии беременности увеличилось на 2,1% (с 36 766 до 37 547 соответственно) и доля коек патологии беременности в общем числе акушерских коек возросла с 45,5% в 2005 г. до 47,2% в 2009 г. Показатель обеспеченности койками для беременных и рожениц в стране уменьшился с 11,3 на 10 000 женщин фертильного возраста в 2005 г. до 11,0 в 2009 г., обеспеченность койками патологии беременности возросла с 9,4 до 9,9 соответственно.

Число врачей акушеров-гинекологов в 2009 г. составило 39 432 (в 2005 г. — 38 961), обеспеченность — 5,2 на 10 тыс. женского населения (в 2005 г. — 5,1), акушерок — 63 615 (в 2005 г. — 65 159), обеспеченность — 8,3 на 10 тыс. женского населения (в 2005 г. — 8,6).

Улучшение материально-технической базы учреждений родовспоможения за счет реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», подпрограммы «Здоровое поколение» федеральной целевой программы «Дети России», средств резервного фонда Президента Российской Федерации, а также региональных целевых программ существенно расширило возможности диагностики осложнений беременности и родов, оценки состояния плода и повысило качество диспансерного наблюдения беременных женщин, медицинской помощи женщинам во время беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным. Только за счет средств родовых сертификатов за период 2006—2009 гг. приобретено более 12,5 тыс. единиц дорогостоящего медицинского оборудования.

По данным отраслевой статистической отчетности, удельный вес беременных, поступивших под наблюдение в женские консультации до 12 нед, увеличился с 75,3% в 2005 г. до 82,1% в 2009 г., из числа закончивших беременность 96,8% женщин осматриваются терапевтом. В 2009 г. трехкратное ультразвуковое исследование плода проведено 82,9% беременным, биохимический скрининг — 62,5%.

Положительные тенденции отмечены в улучшении здоровья беременных женщин: снизилась частота анемии (с 41,5% от числа закончивших беременность в 2005 г. до 35,3% — в 2009 г.), болезней мочеполовой системы (с 21,2 до 19,2% соответственно), отеков, протеинурии, гипертензивных расстройств (с 22,3 до 17,8%), в том числе преэклампсии, эклампсии (с 2,1 до 1,5%). В то же время отмечается значительный рост частоты сахарного диабета (с 0,16% в 2005 г. до 0,27% в 2009 г.) и венозных осложнений во время беременности (с 3,9 до 4,4% соответственно).

Улучшение качества диспансерного наблюдения беременных женщин способствовало увеличению в 2009 г. доли нормальных родов до 37,5%. За последние 5 лет частота кровотечений в последовом и послеродовом периоде уменьшилась на 17,8% (с 15,7 на 1000 родов в 2005 г. до 12,9 — в 2009 г.), кровотечений в связи с преждевременной отслойкой плаценты — на 8,7% (с 9,2 до 8,4 соответственно), преэклампсии и эклампсии — на 28,9% (с 38,1 до 27,1), разрывов промежности III—IV степени — на 52,9% (с 0,34 до 0,16). Вместе с тем в 2009 г. по сравнению с 2008 г. отмечен рост нарушений родовой деятельности на 5,7% (с 110,2 на 1000 родов в 2008 г. до 116,5 — в 2009 г.), а также послеродовой инфекции — на 89,7% (с 0,58 до 1,10 на 1000 родов), что может быть обусловлено учетом с 2009 г. в статистической форме № 32 «Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам» послеродового эндометрита.

Показатель материнской смертности в Российской Федерации (по данным Росстата) в 2009 г. составил 22,0 на 100 000 родившихся живыми. Зарегистрировано 388 случаев материнской смерти, из них 157 — среди жительниц сельской местности и 231 — среди жительниц городских поселений. Показатель материнской смертности среди сельского населения составил 30,0 на 100 000 родившихся живыми, среди городского — 18,7.

В структуре причин материнской смертности в 2009 г. преобладали экстрагенитальные заболевания (42,8%). Уменьшился показатель материнской смертности от внематочной беременности (с 0,99 на 100 000 родившихся живыми в 2008 г. до 0,57 — в 2009 г., т.е. на 42,4%), отеков, протеинурии и гипертензивных расстройств во время беременности (с 2,51 до 1,65 соответственно; на 34,3%), кровотечений в родах и в послеродовом периоде (с 1,22 до 1,02; на 16,4%), осложнений анестезии (с 0,76 до 0,45; на 40,8%), сепсиса во время родов и в послеродовом периоде (с 0,99 до 0,34; на 65,7%), акушерской эмболии (с 2,98 до 2,50; на 16,1%). В то же время более чем в 2 раза возрос показатель материнской смертности от экстрагенитальных заболеваний (с 3,97 на 100 000 родившихся живыми в 2008 г. до 9,42 — в 2009 г., т.е. на 137,3%). Увеличился показатель материнской смертности после медицинского аборта (с 0,29 до 0,34; на 17,2%), аборта, начатого вне лечебного учреждения (с 1,57 до 1,99; на 26,8%), а также от кровотечений в связи с отслойкой и предлежанием плаценты (с 1,63 до 1,70; на 4,3%).

Результатом внедрения современных медицинских технологий в учреждениях родовспоможения является устойчивая положительная динамика перинатальной смертности в Российской Федерации. Показатель перинатальной смертности снизился с 8,3 на 1000 родившихся живыми и мертвыми в 2008 г. до 7,8 — в 2009 г. (на 6,0%), в том числе ранней неонатальной — с 3,3 на 1000 родившихся живыми до 3,1 (на 6,1%) соответственно, мертворождаемости — с 5,0 на 1000 родившихся живыми и мертвыми до 4,7 (на 6,0%).

Анализ показателей материнской и младенческой смертности в разрезе субъектов Российской Федерации показал следующее. В регионах, где отсутствуют областные (краевые, республиканские) учреждения родовспоможения (15 субъектов), показатель материнской смертности статистически значимо (p<0,05) превышал аналогичный показатель в субъектах, где функционируют учреждения родовспоможения III уровня (70 субъектов), и составил соответственно 34,35 и 24,97 на 100 000 родившихся живыми. Кроме того, в регионах, где областные родильные дома и перинатальные центры являлись самостоятельными учреждениями здравоохранения и были изолированы от многопрофильных лечебно-профилактических учреждений (31 субъект), показатель материнской смертности превышал аналогичный показатель в субъектах (39), где учреждения родовспоможения III уровня входили в структуру многопрофильных учреждений здравоохранения (28,92 против 21,97 на 100 000 родившихся живыми; p<0,05), в том числе от экстрагенитальных заболеваний (7,33 против 4,83; p<0,05) и сепсиса (5,45 против 3,14; p<0,05).

Показатель младенческой смертности в субъектах, где функционируют областные (краевые, республиканские) перинатальные центры со II этапом выхаживания или федеральные научно-исследовательские институты (29 субъектов), на 4,9% ниже среднероссийского (7,7 против 8,1 на 1000 родившихся живыми, 2009 г.) и на 9,4% ниже аналогичного показателя в субъектах, не имеющих областных перинатальных центров со II этапом выхаживания (54 субъекта, 7,7 против 8,5 на 1000 родившихся соответственно).

Таким образом, наличие региональных перинатальных центров способствует повышению качества медицинской помощи женщинам и детям, снижению материнской и младенческой смертности. Эффективность деятельности перинатальных центров прослеживается прежде всего в тех субъектах Российской Федерации, где учреждения родовспоможения III уровня интегрированы в структуру многопрофильных лечебных учреждений.

С целью дальнейшего снижения перинатальной, младенческой и материнской заболеваемости и смертности в стране в 2011—2013 гг. планируется осуществление комплекса мероприятий: поэтапное внедрение пренатальной диагностики в субъектах Российской Федерации; создание обучающих симуляционных центров, основной задачей которых является совершенствование мануальных навыков медицинских работников учреждений родовспоможения и детства; развитие имеющихся и создание новых отделений неонатальной хирургии; создание центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Одним из резервов сохранения параметров рождаемости является увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи по лечению бесплодия в браке с использованием современных вспомогательных репродуктивных технологий.

Реализация ранее начатых мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», а также развитие новых мероприятий, направленных на охрану здоровья матерей и детей, позволят осуществить модернизацию системы оказания медицинской помощи женщинам и детям.

Целью модернизации системы оказания медицинской помощи акушерско-гинекологического профиля на 2011—2012 гг. является повышение качества и доступности медицинской помощи женщинам во время беременности, родов, в послеродовом периоде, гинекологическим больным и новорожденным, предупреждение и снижение материнской, перинатальной и младенческой смертности.

Основные задачи органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации — совершенствование системы оказания медицинской помощи женщинам во время беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным на основе формирования многоуровневой системы оказания медицинской помощи и выполнения стандартов медицинской помощи; внедрение современных информационных технологий, телемедицины, а также системы контроля качества оказания помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным на различных уровнях.

В рамках программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации планируется проведение паспортизации всех организаций, оказывающих медицинскую помощь акушерско-гинекологического профиля, с определением принадлежности к группам, определенным приказом Минздравсоцразвития России № 808н от 2 октября 2009 г. «Об утверждении порядка оказания акушерско-гинекологической помощи»; создание территориального регистра медицинских работников с учетом информации о квалификации каждого врача; создание трехуровневой системы оказания акушерско-гинекологической помощи с определением дифференцированного объема оказания помощи на каждом этапе, что при условии рационального формирования потока пациентов будет способствовать, с одной стороны, эффективному использованию ресурсов, а с другой — улучшению качества диагностики и лечения.

Важным направлением является разработка комплекса мер по преодолению акушерской изолированности, включая реструктуризацию акушерских стационаров путем включения их в состав многопрофильных больниц, а женских консультаций — в состав многопрофильных поликлиник либо организации функциональных связей с многопрофильными медицинскими организациями с целью создания условий для участия смежных специалистов в оказании помощи беременным, роженицам и родильницам. Организация эффективной системы взаимодействия между лечебными учреждениями в пределах региона позволит экстренно транспортировать беременных, рожениц, родильниц, новорожденных или согласовать тактику ведения на месте в случае отсутствия условий для транспортировки. С этой целью необходимо активное внедрение современных информационных технологий, развитие дистанционных форм оказания медицинской помощи путем создания дистанционных консультативных центров с выездными акушерскими и неонатальными анестезиолого-реанимационными бригадами, оснащенными мобильными кювезами, диагностическим и реанимационным оборудованием. Ведущим звеном в системе взаимодействия при оказании помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным должен стать региональный перинатальный центр.

Необходимо приведение материально-технического состояния и штатного расписания медицинского персонала организаций, оказывающих медицинскую помощь акушерско-гинекологического профиля, в соответствие с требованиями стандартов оснащения и штатных нормативов, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России № 808н от 2 октября 2009 г.

Большое значение имеет внедрение в деятельность всех учреждений родовспоможения эффективных перинатальных технологий (демедикализация родов, партнерские роды, совместное пребывание матери и ребенка, раннее прикладывание к груди, приоритет грудного вскармливания, ранняя выписка из стационара).

Модернизация системы оказания медицинской помощи акушерско-гинекологического профиля позволит оптимизировать сеть учреждений родовспоможения и привести структуру коечного фонда в соответствие с потребностью населения в медицинской помощи; укрепить материально-техническую базу учреждений здравоохранения; внедрить телемедицинские технологии и системы электронного документооборота; осуществить поэтапный переход к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами, устанавливаемыми Минздравсоцразвития России, и таким образом повысить эффективность использования ресурсов здравоохранения и создать условия для равного доступа женщин к качественной медицинской помощи.

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.