Transport of neonatal infants with developmental defects on different medical care organization models

Khamatkhanova Ye. M., Kucherov Yu. I., Frolova O.G., Morozov D.A.

Academician V.I. Kulakov Research Center of Obstetrics, Gynecology, and Perinatology, Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, Moscow; Saratov State Medical University
The paper considers the impact of a transport stage on neonatal infants with congenital malformations (CM). It estimates the time taken to refer newborn babies with severe defects from the delivery hall to the neonatal surgery unit at a perinatal center. The authors analyze the results of treatment in neonates with CM on various organization models.

Keywords

neonatal infants
congenital malformations
transport
new organization model

Вопрос транспортировки новорожденных детей остается неоднозначным и спорным до настояще­го времени.

Этап транспортировки был неотъемлемой час­тью единственной (до 2003 г.) модели оказания помощи новорожденным детям с пороками разви­тия в России [3, 5—7].

Оказание медицинской помощи новорожденным с пороками развития до 2003 г. осуществлялось только в условиях детского лечебного стационара, поскольку сохранение жизни и здоровья этого сложного контингента пациентов было невозмож­но без участия неонатального трансфера. Однако наряду с положительной оценкой перевода ребен­ка с врожденными пороками развития (ВПР) для оказания помощи в детское лечебное учреждение были выявлены и негативные стороны транс­портировки [3-5]. Осложнения, развивающиеся во время транспортировки, по данным исследова­телей, могут обусловить неблагоприятные исходы лечения.

Цель настоящего исследования — оценить дли­тельность этапа перевода новорожденных с поро­ками развития в отделение хирургии новорож­денных на базе перинатального центра, а также исходы лечения при ВПР в условиях различных моделей оказания помощи.

Для адекватной оценки результатов были про­анализированы данные литературы по указанной проблеме и результаты лечения новорожденных с различными пороками развития.

Одним из наиболее часто встречающихся ослож­нений при транспортировке новорожденных явля­ется гипотермия. Известна последовательность изменений, происходящих в организме новорож­денного при развитии гипотермии, в зависимости от ее степени и продолжительности (см. схему).

Кроме того, этап с момента рождения ребенка до госпитализации в детское профильное лечебное учреждение осложняется следующими объек­тивными факторами:

транспортировка детей с ВПР осуществляется в ближайшие сутки после рождения, когда воз­никают наиболее серьезные проблемы, связан­ные с острым периодом адаптации к условиям внеутробного существования;

новорожденные дети с пороками, требующими срочного хирургического вмешательства, входят в группу риска транспортировки 3—4-й степе­ни;

для новорожденных с диафрагмальной грыжей в большинстве случаев транспортировка проти­вопоказана в связи с нестабильными параметра­ми жизненно важных функций и необходимос­тью обеспечения строгого лечебно-охранитель­ного режима (защита от световых и звуковых раздражителей, запрет смены положения, взвешивания, очистительных клизм и т.д.);

новорожденные дети с пороками развития пере­дней брюшной стенки и желудочно-кишечного тракта входят в группу высокого риска развития гипотермии.

Новая модель организации хирургической помо­щи новорожденным детям с пороками развития на базе перинатального центра исключает этап транспортировки.

Нами был проведен анализ затрат времени на перевод новорожденного ребенка из родильно­го зала в отделение хирургии, реанимации и интен­сивной терапии новорожденных (ОХРИТН) на базе перинатального центра, минуя этап транс­портировки.

В изучаемую группу вошли 85 новорожденных детей с различными ВПР (передней брюшной стенки, желудочно-кишечного тракта, мочевы­делительной системы, органов грудной полости, врожденными объемными образованиями, челюс­тно-лицевыми деформациями и др.). Время поступления новорожденных в ОХРИТН из родиль­ного зала различалось в зависимости от вида порока и объема первичной реанимационной помощи. Так, дети с врожденными объемны­ми образованиями поступали в отделение через 33,5±11,7 мин после родов, а новорожденные с пороками брюшной стенки — через 28,2±13 мин (табл. 1).

В среднем время перевода новорожденного из родильного зала в ОХРИТН в условиях перина­тального центра равнялось их возрасту и состави­ло 29,2±11,3 (12—57) мин.

Анализ данных литературы показал, что в Париже время транспортировки новорожденных из родильного дома в детское лечебное учреж­дение занимает в среднем 85 мин, а в Санкт-Петербурге — от 120 до 240 мин в зависимости от времени года [1].

Таким образом, в условиях новой организаци­онной модели время передачи новорожденных детей с пороками развития в профильные детские структуры сократилось по сравнению с европейскими данными в 2,9 раза, а по сравнению с дан­ными в России — более чем в 5 раз (табл. 2).

Оценка влияния этапа транспортировки на ново­рожденных с пороками развития

Для оценки эффективности лечения новорож­денных с ВПР в условиях различных моделей оказания помощи (с транспортировкой и без таковой) был проведен ретроспективный анализ документации случаев рождения детей с поро­ками развития в ФГУ Научный центр акушерс­тва, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова (НЦАГиП) с 1999 по 2003 г. В ука­занный период служба хирургии новорожденных в НЦАГиП не функционировала. Новорожденных с пороками развития, которым требовалась хирур­гическая коррекция в раннем неонатальном периоде (n=20), переводили по договоренности в городские детские стационары после рождения. Эти пациенты вошли в основную (1-ю) группу (табл. 3). За критерий оценки эффективности лечения был принят уровень летальности.

Во 2-ю группу (контрольную) вошли 149 пациен­тов с ВПР, родившихся в НЦАГиП с 2003 г. (после организации службы хирургии новорожденных на базе НЦАГиП) на сроке гестации от 28 до 41 нед, которым требовалась хирургическая коррекция в раннем неонатальном периоде. Полный объем лечебно-диагностической помощи этим детям был оказан на базе НЦАГиП (без транспортировки). Доля множественных и сочетанных пороков во 2-й группе составила 49,7% (табл. 4).

Нами было проведено сравнение групп ново­рожденных с этапом транспортировки (основная) и без транспортировки (контрольная). При обработке количественных переменных проверка на нормальность в общей группе и группе переве­денных осуществлялась с использованием крите­рия Шапиро–Уилка.

Основываясь на результатах предшествующей проверки на нормальность, сравнение прово­дили с использованием критерия Вилкоксона–Манна–Уитни.

По результатам проверки тяжести состояния (оценка по шкале Апгар 1 и 5 баллов), массы тела при рождении, возраста матерей группы были сопоставимы по всем параметрам (табл. 5).

Сравнительный анализ качественных перемен­ных осуществлялся с использованием критерия χ2 для таблицы сопряженности признаков 2×2.

В 1-й (основной) группе в отделении умерли 22 ребенка (из них 17 с множественными ВПР, 3 с врожденной диафрагмальной грыжей, 1 с гастрошизисом и 1 с кишечной непроходимостью).

В контрольной группе летальные исходы наблюдались в 8 случаях (врожденная диафрагмальная грыжа — 2 случая, кишечная непрохо­димость — 2, атрезия пищевода — 1, гастрошизис — 1, парез диафрагмы — 1, порок развития почек — 1 случай).

Сравнительный анализ выявил, что признак «летальный исход» имел достоверные различия и доля его была более чем в 2,5 раза выше в группе детей с пороками развития, перенесших транс­портировку (p<0,01) (см. рис.).

Таким образом, этап транспортировки является прогностически неблагоприятным фактором, повы­шающим летальность новорожденных детей с поро­ками развития более чем в 2,5 раза.

В литературе мы нашли лишь одно сообщение оте­чественного автора, в котором анализу было подвер­гнуто количество осложнений и летальных исходов на этапе транспортировки новорожденных детей, которым требовалась интенсивная терапия [2].

По данным автора, из 40 новорожденных бла­гополучно (без изменения состояния) перенесли транспортировку всего 5 (12,5%) детей. В то время как у 35 (87,5%) новорожденных отмечалось ухуд­шение состояния, проявившееся в изменении клинической картины (дыхательная недостаточность, изменения параметров ИВЛ, нарушения сердечно­сосудистой системы) и лабораторных показателей (кислотно-основное состояние, уровень глюкозы крови, электролиты). Летальные исходы на этапе транспортировки были зарегистрированы у 3 (7,5%) новорожденных.

Мы провели сравнение представленных иссле­дователями данных с собственными результатами (табл. 6).

В условиях новой организационной модели достоверно снижается риск ухудшения состояния и летальности с момента рождения до передачи новорожденных с пороками развития в профильные отделения.

Таким образом, в результате внедрения в прак­тику новой организационной модели по оказанию помощи новорожденным с пороками развития были исключены этап транспортировки и связан­ные с ним неблагоприятные факторы: затраты вре­мени, риск переохлаждения, риск инфицирования и летальных исходов.

Исключение этапа транспортировки у новорож­денных с пороками развития способствовало:

• обеспечению непрерывности лечебного про­цесса;

• снижению частоты осложнений на этапе пре­доперационного периода на 87,5% (частота осложнений при транспортировке);

• значительному сокращению времени перевода новорожденного в профильное подразделение;

• снижению уровня летальности при врожденных пороках развития более чем в 2,5 раза.

Модель организации, исключающая этап транс­портировки, является новой ступенью совершенствования медицинской помощи новорожденным детям с пороками развития.

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.