Вопрос транспортировки новорожденных детей остается неоднозначным и спорным до настоящего времени.
Этап транспортировки был неотъемлемой частью единственной (до 2003 г.) модели оказания помощи новорожденным детям с пороками развития в России [3, 5—7].
Оказание медицинской помощи новорожденным с пороками развития до 2003 г. осуществлялось только в условиях детского лечебного стационара, поскольку сохранение жизни и здоровья этого сложного контингента пациентов было невозможно без участия неонатального трансфера. Однако наряду с положительной оценкой перевода ребенка с врожденными пороками развития (ВПР) для оказания помощи в детское лечебное учреждение были выявлены и негативные стороны транспортировки [3-5]. Осложнения, развивающиеся во время транспортировки, по данным исследователей, могут обусловить неблагоприятные исходы лечения.
Цель настоящего исследования — оценить длительность этапа перевода новорожденных с пороками развития в отделение хирургии новорожденных на базе перинатального центра, а также исходы лечения при ВПР в условиях различных моделей оказания помощи.
Для адекватной оценки результатов были проанализированы данные литературы по указанной проблеме и результаты лечения новорожденных с различными пороками развития.
Одним из наиболее часто встречающихся осложнений при транспортировке новорожденных является гипотермия. Известна последовательность изменений, происходящих в организме новорожденного при развитии гипотермии, в зависимости от ее степени и продолжительности (см. схему).
Кроме того, этап с момента рождения ребенка до госпитализации в детское профильное лечебное учреждение осложняется следующими объективными факторами:
• транспортировка детей с ВПР осуществляется в ближайшие сутки после рождения, когда возникают наиболее серьезные проблемы, связанные с острым периодом адаптации к условиям внеутробного существования;
• новорожденные дети с пороками, требующими срочного хирургического вмешательства, входят в группу риска транспортировки 3—4-й степени;
• для новорожденных с диафрагмальной грыжей в большинстве случаев транспортировка противопоказана в связи с нестабильными параметрами жизненно важных функций и необходимостью обеспечения строгого лечебно-охранительного режима (защита от световых и звуковых раздражителей, запрет смены положения, взвешивания, очистительных клизм и т.д.);
• новорожденные дети с пороками развития передней брюшной стенки и желудочно-кишечного тракта входят в группу высокого риска развития гипотермии.
Новая модель организации хирургической помощи новорожденным детям с пороками развития на базе перинатального центра исключает этап транспортировки.
Нами был проведен анализ затрат времени на перевод новорожденного ребенка из родильного зала в отделение хирургии, реанимации и интенсивной терапии новорожденных (ОХРИТН) на базе перинатального центра, минуя этап транспортировки.
В изучаемую группу вошли 85 новорожденных детей с различными ВПР (передней брюшной стенки, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, органов грудной полости, врожденными объемными образованиями, челюстно-лицевыми деформациями и др.). Время поступления новорожденных в ОХРИТН из родильного зала различалось в зависимости от вида порока и объема первичной реанимационной помощи. Так, дети с врожденными объемными образованиями поступали в отделение через 33,5±11,7 мин после родов, а новорожденные с пороками брюшной стенки — через 28,2±13 мин (табл. 1).
В среднем время перевода новорожденного из родильного зала в ОХРИТН в условиях перинатального центра равнялось их возрасту и составило 29,2±11,3 (12—57) мин.
Анализ данных литературы показал, что в Париже время транспортировки новорожденных из родильного дома в детское лечебное учреждение занимает в среднем 85 мин, а в Санкт-Петербурге — от 120 до 240 мин в зависимости от времени года [1].
Таким образом, в условиях новой организационной модели время передачи новорожденных детей с пороками развития в профильные детские структуры сократилось по сравнению с европейскими данными в 2,9 раза, а по сравнению с данными в России — более чем в 5 раз (табл. 2).
Оценка влияния этапа транспортировки на новорожденных с пороками развития
Для оценки эффективности лечения новорожденных с ВПР в условиях различных моделей оказания помощи (с транспортировкой и без таковой) был проведен ретроспективный анализ документации случаев рождения детей с пороками развития в ФГУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова (НЦАГиП) с 1999 по 2003 г. В указанный период служба хирургии новорожденных в НЦАГиП не функционировала. Новорожденных с пороками развития, которым требовалась хирургическая коррекция в раннем неонатальном периоде (n=20), переводили по договоренности в городские детские стационары после рождения. Эти пациенты вошли в основную (1-ю) группу (табл. 3). За критерий оценки эффективности лечения был принят уровень летальности.
Во 2-ю группу (контрольную) вошли 149 пациентов с ВПР, родившихся в НЦАГиП с 2003 г. (после организации службы хирургии новорожденных на базе НЦАГиП) на сроке гестации от 28 до 41 нед, которым требовалась хирургическая коррекция в раннем неонатальном периоде. Полный объем лечебно-диагностической помощи этим детям был оказан на базе НЦАГиП (без транспортировки). Доля множественных и сочетанных пороков во 2-й группе составила 49,7% (табл. 4).
Нами было проведено сравнение групп новорожденных с этапом транспортировки (основная) и без транспортировки (контрольная). При обработке количественных переменных проверка на нормальность в общей группе и группе переведенных осуществлялась с использованием критерия Шапиро–Уилка.
Основываясь на результатах предшествующей проверки на нормальность, сравнение проводили с использованием критерия Вилкоксона–Манна–Уитни.
По результатам проверки тяжести состояния (оценка по шкале Апгар 1 и 5 баллов), массы тела при рождении, возраста матерей группы были сопоставимы по всем параметрам (табл. 5).
Сравнительный анализ качественных переменных осуществлялся с использованием критерия χ2 для таблицы сопряженности признаков 2×2.
В 1-й (основной) группе в отделении умерли 22 ребенка (из них 17 с множественными ВПР, 3 с врожденной диафрагмальной грыжей, 1 с гастрошизисом и 1 с кишечной непроходимостью).
В контрольной группе летальные исходы наблюдались в 8 случаях (врожденная диафрагмальная грыжа — 2 случая, кишечная непроходимость — 2, атрезия пищевода — 1, гастрошизис — 1, парез диафрагмы — 1, порок развития почек — 1 случай).
Сравнительный анализ выявил, что признак «летальный исход» имел достоверные различия и доля его была более чем в 2,5 раза выше в группе детей с пороками развития, перенесших транспортировку (p<0,01) (см. рис.).
Таким образом, этап транспортировки является прогностически неблагоприятным фактором, повышающим летальность новорожденных детей с пороками развития более чем в 2,5 раза.
В литературе мы нашли лишь одно сообщение отечественного автора, в котором анализу было подвергнуто количество осложнений и летальных исходов на этапе транспортировки новорожденных детей, которым требовалась интенсивная терапия [2].
По данным автора, из 40 новорожденных благополучно (без изменения состояния) перенесли транспортировку всего 5 (12,5%) детей. В то время как у 35 (87,5%) новорожденных отмечалось ухудшение состояния, проявившееся в изменении клинической картины (дыхательная недостаточность, изменения параметров ИВЛ, нарушения сердечнососудистой системы) и лабораторных показателей (кислотно-основное состояние, уровень глюкозы крови, электролиты). Летальные исходы на этапе транспортировки были зарегистрированы у 3 (7,5%) новорожденных.
Мы провели сравнение представленных исследователями данных с собственными результатами (табл. 6).
В условиях новой организационной модели достоверно снижается риск ухудшения состояния и летальности с момента рождения до передачи новорожденных с пороками развития в профильные отделения.
Таким образом, в результате внедрения в практику новой организационной модели по оказанию помощи новорожденным с пороками развития были исключены этап транспортировки и связанные с ним неблагоприятные факторы: затраты времени, риск переохлаждения, риск инфицирования и летальных исходов.
Исключение этапа транспортировки у новорожденных с пороками развития способствовало:
• обеспечению непрерывности лечебного процесса;
• снижению частоты осложнений на этапе предоперационного периода на 87,5% (частота осложнений при транспортировке);
• значительному сокращению времени перевода новорожденного в профильное подразделение;
• снижению уровня летальности при врожденных пороках развития более чем в 2,5 раза.
Модель организации, исключающая этап транспортировки, является новой ступенью совершенствования медицинской помощи новорожденным детям с пороками развития.