Гармоничность роста, развития и репродуктивный потенциал подрастающего поколения – ведущие показатели здоровья и социального благополучия общества. Правильное физическое и половое развитие девочки в пубертатном периоде является основой для становления полноценной репродуктивной функции женщины в будущем [1, 2].
Публикации последних лет свидетельствуют о негативных тенденциях роста и полового развития детского населения страны, которые могут привести к существенным ограничениям реализации в будущем репродуктивных и социальных функций, углублению демографического кризиса в России. Показано, что среди факторов, влияющих на реализацию репродуктивного потенциала девочек, наиболее значимыми являются гинекологическая заболеваемость, дисгармоничность роста и развития, неблагоприятные социально-гигиенические условия проживания [3–6]. Основного внимания в решении демографического кризиса заслуживает охрана репродуктивного здоровья подростков, особенно из числа коренных и малочисленных народов России [7–11]. Учитывая, что данных об особенностях роста и развития детей в Республике Хакасия – регионе компактного проживания коренного населения Сибири, в литературе недостаточно, мы провели наше исследование.
Материал и методы исследования
Изучены особенности физического и полового развития 1882 девочек-подростков в возрасте от 11 до 18 лет. Обследование учащихся проводилось в осенне-зимний период в общеобразовательных учреждениях г. Абакана (столице Республики Хакассия); в сельских поселениях компактного проживания коренного населения Таштып и Аскиз. Все школьницы поделены на группы: I группа – 1035 девочек коренного населения (хакаски, монголоиды) и II группа – 847 девочек пришлого населения республики (европеоиды). Девочек-хакасок в возрасте 11 лет было 58; 12 лет – 186; 13 лет – 171; 14 лет – 161; 15 лет – 116; 16 лет – 120; 17 лет – 144 и в возрасте 18 лет – 79 девушек. Наполняемость возрастных групп у девочек пришлого населения была соответственно: 55, 130, 133, 112, 122, 82, 86 и 127 человек.
На участие школьниц в исследовании получено информированное согласие родителей. Обследование включало в себя интервьюирование с помощью специально разработанной анкеты и соматометрию (длина и масса тела, окружность ягодиц). Для оценки формирования костного таза проводилось измерение поперечных размеров (межостный – distancia spinarum, межгребневый – distancia cristarum, межвертельный – distancia trochanterica), наружной (coniugata еxterna) и вычисления истинной конъюгаты (coniugata vera). Для характеристики уровня полового созревания использовалась комплексная фенотипическая оценка полового развития по J. Tanner [12].
Статистический анализ материала проведен в соответствии с требованиями к выборочным исследованиям, с использованием пакета программного обеспечения Statistica v. 10.0 (STATSOFT, США). Различия результатов считались статистически значимыми при p<0,05.
Результаты исследования
Длина тела является наиболее генетически детерминированным показателем физического развития. В обеих группах школьниц отмечается закономерное увеличение средних показателей длины тела с возрастом: от 143,3 до 158,7 см у девочек коренного и от 147,6 до 164,7 см у девочек пришлого населения. Длина тела у девочек-хакасок в каждой возрастной группе имеет меньшие значения, чем у девочек-европеоидов; причем разница показателей статистически значимая (р<0,001). Анализ ежегодного прироста длины тела школьниц позволил выявить этнические особенности пубертатного скачка роста. У девочек-хакасок наибольший прирост длины происходит на 13-м году жизни; у девочек пришлого населения – на год раньше.
Масса тела отличается высокой чувствительностью к воздействию различных эндо- и экзогенных факторов. Также у девочек отмечается закономерное увеличение массы тела с возрастом; средние показатели массы изменяются в I группе от 35,9 до 53,2 кг и от 40,1 до 56,2 кг во II группе. Масса тела у девочек-хакасок в каждой возрастной группе имеет меньшие значения, чем у девочек-европеоидов; разница показателей статистически значима (p=0,02 ÷ p<0,001) за исключением 15- и 16-летних девушек. У девочек пришлого населения ежегодные прибавки массы тела выше в возрасте от 13 до 15 лет, причем максимальная прибавка отмечается на 13-м году жизни. У девочек коренного населения также ежегодные прибавки выше в возрасте от 13 до 15 лет, но максимальная прибавка отмечается на 15-м году жизни.
Одним из важных признаков физического и полового развития девочек является изменение конфигурации костного таза. В обеих этнических группах у девочек с возрастом происходит увеличение всех размеров таза, наибольшие прибавки отмечаются в период с 12 до 15 лет. Не выявлено разницы межостного размера в зависимости от этнической принадлежности у девочек. Показатели межгребневого, межвертельного размеров таза, наружной и истинной коньюгаты у девочек-хакасок меньше, чем у представительниц пришлого населения; данные приведены в таблице.
Показателем уровня развития костного таза и формирования подкожно-жировой клетчатки по женскому типу является окружность ягодиц. У девочек-хакасок за период полового созревания происходит увеличение размера обхвата ягодиц с 73,0 до 88,7 см; у девочек пришлого населения – с 76,4 до 90,3 см. Показатели окружности ягодиц у хакасок в каждой возрастной группе имеют меньшие значения, чем у девочек-европеоидов; разница показателей статистически значима во всех возрастных группах (p=0,04 ÷ p=0,01) за исключением 14, 16 и 17-летних девушек. У девочек пришлого населения наибольшие годовые прибавки показателей отмечаются в возрасте от 13 до 15 лет; у хакасок увеличение окружности ягодиц происходит равномерно.
Сроки появления вторичных половых признаков – это объективный критерий созревания организма. У большинства девочек первым признаком является развитие молочных желез, являющееся и предиктором пубертатного скачка роста. Средний возраст Ма2 у обследованных девочек-хакасок – 12,1 года (95% ДИ: 11,7–12,5). У девочек-европеоидов средний возраст появления Ма2 меньше – 11,8 года (95% ДИ: 11,4–12,1), хотя разница показателей не имеет статистической значимости. Не выявлено также статистически значимой разницы в средних сроках начала появления лобкового оволосения у обследованных девочек: средний возраст Р2 у хакасок составил 12,2 года, (95% ДИ: 12,1–12,4), у европеоидов – 12,0 года (95% ДИ: 11,8–12,3).
Менструальная функция – это сложный биологический процесс, свидетельствующий о появлении циклических изменений в организме. Появление менархе свидетельствует о начале завершающего этапа формирования репродуктивной системы. В нашем исследовании не выявлено разницы возраста наступления менархе у обследованных школьниц в зависимости от этнической принадлежности. У девочек-хакасок средний возраст первой менструации составил 12,9 года (95% ДИ: 12,8–13,0); у девочек пришлого населения – 12,8 года (95% ДИ: 12,7–12,9).
Выявлена задержка формирования всех вторичных половых признаков у обследованных школьниц. Третья стадия развития молочных желез по Таннеру, совпадающая в норме с менархе, выявлялась позже: у девочек-хакасок в среднем в 13,8 года (95% ДИ: 13,6–14,0), у европеоидов в 13,6 года (95% ДИ: 13,4–13,8). Даже в возрасте 18 лет у 29,1% девушек коренного населения отмечалась задержка становления Ма5; среди представительниц пришлого населения таких девушек было меньше – 18,9%, хотя разница показателей не имеет статистической значимости. Отмечается задержка становления лобкового оволосения (Р5) к 18-летнему возрасту у 35,4% девушек-хакасок и у 17,3% девушек – европеоидов (р=0,023). Становление менструальной функции также происходит с задержкой: к 18-летнему возрасту неустановившейся цикл имеют 1,3% хакасок и 2,4% девушек пришлого населения. Гипоолигоменорея у девушек-европеоидов отмечалась чаще (30,7%), чем у хакасок (16,5%; р=0,022); болезненные менструации отмечали девушки обеих групп одинаково часто (33,1 и 30,4% соответственно).
Обсуждение
Таким образом, у девочек коренного и пришлого населения Республики Хакасия выявлены особенности физического и полового развития. У девочек пришлого населения, относящихся к европеоидной расе, выше показатели длины и массы тела, чем у сверстниц коренного населения – представительниц монголоидной расы. Этнической особенностью коренных народностей Сибири, к которым относятся хакасы, является преобладание процессов поперечного роста над увеличением продольных размеров тела, что обуславливает более «коренастое» телосложение. В нашем исследовании также выявлено, что у девочек-хакасок при более низкой длине тела размеры таза в большинстве возрастных групп существенно не отличаются от показателей сверстниц-европеоидов. У девочек пришлого населения, проживающих преимущественно в городской среде, пубертатный скачок роста происходит на один год раньше, чем у девочек-хакасок – в основном сельских жительниц, что может быть частично обусловлено этнической принадлежностью, а частично – влиянием более высокого уровня урбанизации. Не выявлено зависимости от этнической принадлежности срока старта пубертата среди обследованных девочек. Однако чаще среди представительниц коренного населения отмечается задержка развития вторичных половых признаков; к восемнадцатилетнему возрасту у девушек-хакасок чаще не завершено формирование молочных желез и лобкового оволосения по сравнению с девушками пришлого населения. Нарушения становления регулярного менструального цикла чаще отмечались у девушек-европеоидов. Полученные нами данные согласуются с исследованиями других этнических групп коренного населения Сибири [9, 11, 13–15].
Заключение
С учетом результатов проведенного исследования необходимо провести углубленный анализ факторов, способных оказывать негативное влияние на реализацию репродуктивного потенциала девочек Хакасии, с последующей разработкой и проведением профилактических мероприятий.