В Российской Федерации за последние десять лет заболеваемость, обусловленная воспалительными процессами в придатках матки, увеличилась на 67% [1]. Выявление сальпингоофорита представляет значительные трудности вследствие полиморфизма клинической симптоматики [2]. Сложность диагностики данной патологии обусловлена также неспецифичностью и широким диапазоном колебаний показателей лабораторных исследований, имеющих различную диагностическую значимость [3].
Отсутствуют публикации по количественной оценке информативности интермодальных изменений параметров оксидантной и антиоксидантной систем по единой методике у больных острым сальпингоофоритом, что снижает результативность диагностического процесса и приводит к увеличению числа выполняемых лабораторных и инструментальных исследований [4].
Предложенные ранее схемы обследования не включают исследование антиоксидантной системы. Алгоритмическими процедурами диагностики острого сальпингоофорита не предусмотрено определение информативности исследуемых параметров в условиях неполной априорной информации, что указывает на актуальность анализа информативности произошедших отклонений, позволяющих улучшить выявление искомой патологии [5, 6].
Цель исследования: рационализация диагностики острого сальпингоофорита по информативным показателям оксидантной и антиоксидантной систем.
Материал и методы исследования
Исследование выполнено в клинических условиях Белгородского областного перинатального центра и городской клинической больницы № 1 г. Москвы. Больные острым сальпингоофоритом в количестве 132 человек, отобранные методом паракопий, составили основную группу настоящего исследования. Контрольная группа, сформированная аналогично, представлена 117 здоровыми женщинами. Из основной группы наблюдения исключались пациентки с осложненным течением воспалительного процесса. По основным клинико-демографическим характеристикам основная и контрольная группы сопоставимы и достоверных отличий не имели.
При определении продуктов перекисного окисления липидов в периферической крови использовали спектрофотометр СФ-16. Определение антиоксидантного статуса выполняли на измерительном комплексе «Цвет-Яуза-01-АА» и иммуноферментным анализом с соответствующим набором реагентов.
Информативность показателей оксидантной и антиоксидантной систем вычислялась по В.М. Гублеру [7]. Размер выборки контрольной и основной групп определялся на основе статистической мощности с доверительным уровнем вероятности P≤0,05 и критерием Стьюдента t≥2. Для обработки данных применялся статистический пакет Statistica 6.0. Исходя из установленной нормальности распределения признаков при сравнении средних арифметических и относительных величин использовался критерий Стьюдента t.
Результаты исследования
Для диагностики острого сальпингоофорита исследованы параметры оксидантной и антиоксидантной систем. Содержание изученных продуктов перекисного окисления липидов в периферической крови в основной группе значительно возросло (табл. 1). Особенно существенно повысилась на системном уровне концентрация конечного продукта пероксидации – малонового диальдегида. Уровень первичных продуктов перекисного окисления липидов на системном уровне также увеличился. В наибольшей степени сказанное относится к концентрации диеновых конъюгат. Изменения у больных с острым воспалением придатков матки во всех случаях носят репрезентативный характер.
Исследованные с целью диагностики сальпингоофорита показатели оксидантной и антиоксидантной систем, по мнению Е.А. Степаньковой и соавт. [8], разноречивы и представлены единичными сообщениями в современной литературе. Хемилюминесцентный анализ сыворотки крови больных с острыми воспалительными заболеваниями органов малого таза (сальпингоофоритом и эндометритом) показал достоверное увеличение уровня гидроперекисей липидов до 87,16±4,8 отн. ед., что составило 115% нормы. Зарегистрировано более выраженное снижение суммарной активности антиоксидантной системы до 24,37±1,32 отн. ед. – 77% нормы. Изолированное изучение оксидативного гомеостаза у пациенток с эндометритом и сальпингоофоритом не выявило существенных различий [8].
В стадии обострения у больных хроническим сальпингоофоритом регистрировалось повышение концентрации продуктов перекисного окисления липидов, таких как малоновый диальдегид и ацилгидроперекись [9]. Вместе с тем отмечено снижение активности каталазы. Аналогичная направленность изменений малонового диальдегида и каталазы наблюдалась у пациенток с легкой, средней и тяжелой степенью хронического сальпингоофорита в период обострения [10].
Проведенная в дальнейшем процедура определения информативности параметров оксидантной системы периферической крови выявила высокую информативность для конечного продукта пероксидации – малонового диальдегида (табл. 2). Содержание последнего в крови более 6,0 мкмоль/л распространено у половины больных с искомой патологией. Частота встречаемости отклонений диеновых конъюгат свыше 4,0 отн. ед. высока в основной группе. Для данного параметра оксидантной системы установлена также значительная мера информативности. Минимальную распространенность и информативность среди рассматриваемых показателей имеют гидроперекиси липидов с концентрацией более 80,0 отн. ед.
При остром сальпингоофорите нами выявлено более существенное повышение всех исследованных показателей оксидантной системы. При этом они имеют высокую информативность для диагностики данной патологии. Однако приоритетным с диагностической точки зрения следует считать определение малонового диальдегида.
Идентичные изменения показателей перекисного окисления липидов в плазме крови и вагинально-цервикальном секрете установлены и в других исследованиях при хроническом сальпингоофорите [11, 12]. По сравнению с контролем показатели перекисного окисления липидов достоверно выше как в группе больных с хламидиозом, так и с уреаплазмозом. Максимальное снижение активности каталазы отмечено у больных хроническим сальпингоофоритом, причиной которого является уреаплазмоз.
Содержание показателей антиоксидантной системы при диагностическом исследовании периферической крови у пациенток с острым сальпингоофоритом существенно отличается от значений здоровых женщин (табл. 3). Так, суммарная антиокислительная активность крови достоверно снижена (P<0,001). На системном уровне существенно снижается концентрация глутатионредуктазы и глутатион-S-трансферазы.
Содержание одного из ключевых параметров антиоксидантной системы – каталазы – при остром сальпингоофорите так же, как и вышеуказанных показателей, существенно уменьшается. Напротив, уровень глутатионпероксидазы и супероксиддесмутазы в периферической крови репрезентативно возрастает в сравнении с контролем. Не имел достоверных различий среди изученных параметров антиоксидантной системы только восстановленный глутатион.
Показатели антиоксидантной системы в группе пациенток со средней степенью тяжести хронического сальпингоофорита в 72,3% на системном и в 100% на локальном уровнях достоверно отличались от нормальных. При тяжелом варианте хронического сальпингоофорита у 91,3% пациентов в период обострения отмечались нарушения со стороны антиоксидантной системы на системном и у 100% женщин – на локальном уровне [3].
Распространенность отклонений анализируемых показателей антиоксидантной системы у больных острым сальпингоофоритом в основном невелика (табл. 4). Изменение содержания глутатион-S-трансферазы менее 28,0 ммоль/л, восстановленного глутатиона – выше 2,2 ммоль/л и каталазы – ниже 82,0 кат/л в периферической крови встречается в 7–8% случаев. Значительно чаще распространено снижение антиокислительной активности крови ниже 28,0 отн. ед. и повышение содержания глутатионпероксидазы более 45,0 мкмоль/л.
Наиболее часто в основной группе встречается увеличение супероксиддесмутазы свыше 40,0 усл. ед. Данному ферменту антиоксидантной системы принадлежит высокая информативность. Значимой информативностью обладают глутатионпероксидаза и антиокислительная активность крови. Низкоинформативными параметрами антиоксидантной системы на системном уровне служат глутатион-S-трансфераза и восстановленный глутатион.
Для установления диагностически важных лабораторных параметров иммунной и антиоксидантной системы выполнен анализ информативности 7 показателей [3]. Наибольшей информативностью для диагностики хронического сальпингоофорита обладает тест восстановления нитросинего тетразолия стимулированный. Достоверными признаками хронического сальпингоофорита с мелкокистозной дегенерацией яичников служат высокие цифры фагоцитарного числа, теста восстановления нитросинего тетразолия спонтанного, интерлейкина-6. Существенно ниже информативность IgG, каталазы и интерлейкина-1β [3]. Информативность показателей оксидантной системы, согласно результатам настоящего исследования, неодинакова, и максимальная величина информативности соответствует супероксиддесмутазе, что необходимо учитывать при выявлении острого сальпингоофорита. Для диагностики указанной нозологии следует также определять антиокислительную активность и глутатионпероксидазу. Другие исследования по оценке информативности исследуемых параметров отсутствуют.
Заключение
Выявленные в исследовании изменения оксидантной и антиоксидантной систем у больных острым сальпингоофоритом имеют важное значение для научного понимания патогенеза данной патологии. В практическим аспекте полученные результаты позволяют рациональнее осуществлять диагностику и коррекцию лечения, так как ориентированы прежде всего на высокоинформативные параметры оксидантного и антиоксидантного статуса пациентов.
Полученные результаты показывают возможность выполнения диагностики острого сальпингоофорита по значительно меньшему числу показателей антиоксидантной и оксидантной систем, определяя только наиболее информативные. Это имеет экономическое значение в условиях ограниченного финансового обеспечения гинекологической службы.
Результаты исследования свидетельствуют о рациональности и перспективности диагностики острого сальпингоофорита по наиболее информативным показателям оксидантной и антиоксидантной систем, так как достигается сокращение количества определяемых параметров, что, безусловно, имеет практическое значение. Рациональнее диагностику острого сальпингоофорита осуществлять по содержанию в крови малонового диальдегида, диеновых коньюгат, супероксиддесмутазы и глутатионпероксидазы.