Study of endometrial receptivity markers in cervical mucus as a noninvasive method for estimating the implantation potential

Seidova L.A., Perminova S.G., Demura T.A.

Research Center of Obstetrics, Gynecology, and Perinatology, Ministry of Health of Russia, Moscow 117997, Ac. Oparina str. 4, Russia
Objective. To evaluate endometrial receptivity in infertile patients, by measuring the cervical mucus (CM) concentrations of leukemia inhibitory factor (LIF) and its receptor (LIF-R) and comparing with their immunohistochemical expression in endometrial tissue. Subjects and methods. Sixty patients aged 26 to 38 years with tuboperitoneal factor infertility who had a history of more than two in vitro fertilization (IVF) failures (a study group) and 20 healthy fertile women of the same age (a control group) were examined. Both groups of women underwent measurement of CM LIF and LIF-R concentrations by enzyme immunoassay, morphological examination of the endometrium, by identifying mature pinopidia, and its immunohistochemical examination, by estimating LIF and LIF-R expression in the implantation window of a natural cycle. Results. In the study group, the CM concentration of LIF was significantly lower than that in the control group on days 3 and 7 after urine luteinizing hormone (LH) surge (4.9±3.4 and 73±2.8 pg/ml, respectively; р < 0.05 and 27.2±9.6 and 32.2±7.3 pg/ml; р < 0.05) and that of LIF-R was also significantly lower than that in the control group on days 5 (113.0±37.4 and 156.0±18.7 pg/ml, р < 0.05), 7 (174.2±42.4 and 210.0±6.7 pg/ml, р < 0.05), and 9 (52.0±10.6 and 98.1±25.3 pg/ml, р < 0.05) after urine LH surge. Endometrial immunohistochemical examination revealed the diminished expression of LIF (4.4±0.2 and 6.0±0.1 scores, р <0.05) and LIF-R (4.2±0.4 and 6.0±0.2 scores, р < 0.05) in the study group as compared to the control one. A moderate direct correlation was found between the CM concentration of markers and the level of their expression in the endometrium: LIF (r = 0.67), LIF-R (r = 0.64). Conclusion. The CM concentrations of LIF and LIF-R and their immunohistochemical expression in the endometrium were decreased in infertile women with a history of repeated IVF failures. Determination of CM LIF and LIF-R concentrations may be used as a noninvasive method to estimate the implantation potential of the endometrium.

Keywords

endometrial receptivity
in vitro fertilization
implantation failures
leukemia inhibitory factor
leukemia inhibitory factor receptor
cervical mucus
endometrial pipelle biopsy

Адекватная рецептивность эндометрия в значительной степени определяет успех имплантации эмбриона как в естественном цикле, так и в программе ЭКО. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о снижении рецептивности эндометрия у женщин с бесплодием и повторными неэффективными попытками ЭКО в анамнезе [1, 2].

Известно, что эффективность программы ЭКО во многом зависит от функциональной зрелости и готовности эндометрия к имплантации, а также от его синхронизации с развитием эмбриона. Эндометрий восприимчив для эмбриона только в течение ограниченного периода времени максимальной рецептивности – «окна имплантации», период которого составляет несколько дней – примерно с 20-го по 24-й день нормального менструального цикла, на 6–10-й день после пика ЛГ [3–6].

Поиску универсального маркера рецептивности, способного в полной мере отразить имплантационные свойства эндометрия, посвящено большое количество работ, однако клиническая интерпретация результатов этих исследований крайне ограничена [7].

Наиболее изученным маркером рецептивности эндометрия является лейкемия-ингибирующий фактор (LIF) – цитокин, который продуцируется эндометрием на протяжении всего менструального цикла, но значительный пик его экспрессии отмечается в «окно имплантации» и связан с периодом расцвета пиноподий – ультраструктурных маркеров рецептивности эндометрия. У человека LIF обнаружен практически во всех тканях и клетках репродуктивной системы [8–12]. LIF осуществляет свое действие за счет связывания с рецепторами: формирования гетеродимера с LIF-специфическим рецептором и с неспецифическим корецептором gp130, который также служит рецептором для цитокинов IL-6, IL-11, онкостатина М и др. [9, 12]. Дефекты продукции LIF приводят либо к нарушению имплантации бластоцисты, либо к неполноценной инвазии трофобласта, и как следствие – к прерыванию беременности на ранних сроках [8, 9, 12–14].

Экспрессию маркеров рецептивности эндометрия оценивают при иммуногистохимическом исследовании пайпель-биоптатов секреторного эндометрия. Однако несмотря на высокую информативность этот метод является инвазивным и применим только на этапе обследования женщины с бесплодием. Перспективным является поиск неинвазивных методов исследования паракринных регуляторов имплантации в цервикальной слизи (ЦС), являющейся продуктом секреции желез эндоцервикса и эндометрия, для оценки рецептивности эндометрия.

Цель исследования – оценить рецептивность эндометрия у пациенток с бесплодием на основании определения концентрации LIF и его рецептора (LIF-R) в ЦС и сопоставления с их иммуногистохимической экспрессией в ткани эндометрия.

Материал и методы исследования

В исследование были включены 60 пациенток в возрасте от 26 до 38 лет с трубно-перитонеальным фактором бесплодия, имеющие более 2 неудачных программ ЭКО в анамнезе (основная группа), и 20 здоровых фертильных женщин аналогичного возраста (группа контроля). В обеих группах женщин оценивали концентрации LIF и LIF-R в ЦС и иммуногистохимическую экспрессию этих маркеров в пайпель-биоптате эндометрия. Пробы ЦС брали при помощи урогенитального велюр-зонда (Copan, Италия) в лютеиновую фазу менструального цикла в дни, определяемые по мочевому тесту на овуляцию (на 3-й, 5-й, 7-й и 9-й день после пика ЛГ). Концентрацию LIF и LIF-R в ЦС определяли методом иммуноферментного анализа с набором тест-систем фирмы Bender Medsystems (cotol. №242, США). Биопсию эндометрия выполняли под ультразвуковым контролем из области дна матки с помощью аспирационной кюретки Pipelle de Cornier (Laboratoire C.C.D., Франция). Проводили морфологическое и иммуногистохимическое исследования соскоба. Материалы биоптатов фиксировали в 10% нейтральном формалине в течение 24 ч. Образцы обработаны по общепринятой стандартной методике и заключены в парафин. Готовили срезы толщиной 4 мкм, помещали их на адгезивные предметные стекла, депарафинировали и по одному стеклу от каждого случая окрашивали гемотоксилином и эозином. Исследование гистологических препаратов проводилось в световом микроскопе при увеличении от 50 до 1000. Проводили гистологическое датирование эндометрия, оценку процента клеток поверхностного эпителия с наличием зрелых пиноподий в световом микроскопе при увеличении 400 в 5 полях зрения. Иммуногистохимические реакции проводили на депарафинированных срезах толщиной 4 мкм по общепринятым протоколам (DAKO protocols). Для выявления экспрессии LIF и LIF-R использовали первичные антитела к LIF и LIF-R (R&D Systems, USA, 1:100).

Результаты иммуногистохимических реакций для LIF оценивали полуколичественным методом в баллах по общепринятой методике: отсутствие иммуноокрашенных клеток (–) – 0 баллов; менее 5% иммуноокрашенных клеток (±) – 0, 5 балла; менее 20% иммуноокрашенных клеток (+) – 2 балла; от 20 до 40% окрашенных клеток (++) – 4 балла; более 40% окрашенных клеток (+++) – 6 баллов. По результатам исследования проводили статистический анализ с использованием метода дисперсионного анализа ANOVA (для нескольких групп), t-критерия Стьюдента и по методу Манна–Уитни. Связь между показателями оценивали по коэффициенту корреляции Пирсона (r).

Результаты исследования

Большинство пациенток с трубно-перитонеальным бесплодием были в возрасте от 25 до 38 лет. Длительность бесплодия в среднем составила 4,7±2,9 года, преобладало вторичное бесплодие. У 65% пациенток основной группы в анамнезе имели место 2 неудачные попытки ЭКО, у 25% женщин – 3 попытки и у 10% – 4 и более неудачных циклов ЭКО. Фертильные женщины контрольной группы были аналогичного возраста.

Концентрации LIF в ЦС у пациенток c бесплодием и женщин контрольной группы в естественном цикле представлены в табл. 1.

Концентрация LIF в ЦС у пациенток основной группы была достоверно ниже, чем в группе контроля на 3-й и на 7-й день после пика ЛГ (4,9±3,4 пг/мл и 7,3±2,8 пг/мл и 27,2±9,6 пг/мл и 32,2±7,3 пг/мл, р<0,05, соответственно). На 5-й и 9-й день после пика ЛГ концентрация LIF в ЦС в основной группе была ниже, чем в контрольной, но различия были недостоверны (16,4±6,1 пг/мл и 20,1±4,3 пг/мл и 14,1±8,7 пг/мл и 18,0±7,6 пг/мл, соответственно, р>0,05).

Концентрации LIF-R в ЦС у пациенток c бесплодием и женщин контрольной группы в естественном цикле представлены в табл. 2.

Концентрация LIF-R в ЦС в основной группе была также достоверно ниже, чем в контрольной на 5-й (113,0±37,4 пг/мл и 156,0±18,7 пг/мл, р<0,05), 7-й (174,2±42,4 пг/мл и 210,0±6,7 пг/мл, р<0,05) и на 9-й день после пика ЛГ (52,0±10,6 пг/мл и 98,1±25, 3 пг/мл, р<0,05). На 3-й день после пика ЛГ в основной группе концентрация LIF-R была ниже, чем в контрольной, но различия оказались не достоверными (74,0±47,6 пг/мл и 108, 0±7,4 пг/мл, р>0,05).

Анализ морфологической структуры эндометрия показал, что в «окно имплантации» у всех пациенток наблюдалась секреторная трансформация эндометрия. При этом ранняя стадия фазы секреции обнаружена у 24 (40%), средняя стадия фазы секреции – у 27 (45%) и поздняя стадия фазы секреции – у 9 (15%) пациенток основной группы, тогда как в группе контроля превалировал эндометрий средней стадии секреции – 16(80%) (табл. 3).

Результаты иммуногистохимического исследования эндометрия показали, что в основной группе преобладали пациентки с количеством зрелых пиноподий менее 20% в поверхностном эпителии эндометрия (45%). В контрольной группе зрелые пиноподии выявлялись более, чем на 40% поверхностного эпителия эндометрия у подавляющего большинства женщин (рис. 1).

Результаты сравнительной оценки экспрессии LIF и LIF-R в эндометрии пациенток обеих групп показали снижение среднего уровня экспрессии LIF (4,4±0,2 балла и 6,0±0,1 балла, р<0,05) (рис. 2) и LIF-R (4,2±0,4 балла и 6,0±0,2 балла, р<0,05) (рис. 3) в основной группе по сравнению с контрольной группой.

При оценке корреляционной связи концентрации LIF в ЦС с уровнем экспрессии LIF в биоптате в окно имплантации в основной группе и контрольной группах была отмечена прямая умеренная корреляционная связь (коэффициент корреляции r=0,67) (рис. 4).

Аналогичная связь выявлена между концентрацией LIF-R в ЦС и уровнем его экспрессии в эндометрии (r=0,64) (рис. 5).

Обсуждение результатов

Успешная имплантация предполагает наличие синхронного взаимодействия бластоцисты и эндометрия. Готовность эндометрия к имплантации, или его рецептивность, развивается у фертильных женщин лишь в «окно имплантации» – среднюю фазу секреции менструального цикла. Нарушение рецептивности эндометрия характерно для женщин с бесплодием и является одной из наиболее частых причин повторных неудач программ ЭКО при наличии нормальной бластоцисты. Оценку рецептивности эндометрия в рутинной практике принято проводить только инвазивным способом при иммуногистохимическом исследовании ткани секреторного эндометрия на этапе обследования пациентки. Необходимость поиска быстрого, точного и неинвазивного метода оценки рецептивности эндометрия не вызывает сомнений [7]. Предпринимаются попытки исследования паракринных регуляторов имплантации в ЦС для оценки рецептивности эндометрия [13].

В работе проведена оценка рецептивности эндометрия у 60 пациенток с трубно-перитонеальным бесплодием и у 20 здоровых фертильных женщин на основании определения концентрации LIF и LIF-R в ЦС и сопоставления с их иммуногистохимической экспрессией в пайпель – биоптате эндометрия в «окно имплантации».

Результаты исследования показали нарушение имплантационного потенциала эндометрия у женщин с бесплодием и повторными неудачными попытками программ ЭКО, о чем свидетельствует достоверное снижение LIF в ЦС у пациенток с бесплодием по сравнению с фертильными женщинами на 3-й и на 7-й день после пика ЛГ, а также снижение концентрации LIF-R в ЦС в основной группе по сравнению с контролем на 5-й, 7-й и 9-й день после пика ЛГ (р<0,05). Эти данные согласуются с результатами исследований L. Aghajanova и соавт. (2008, 2010) и подтверждают высокую диагностическую ценность оценки экспрессии LIF в определении имплантационных свойств эндометрия [8, 9].

В результате морфологического исследования эндометрия также выявлено снижение рецептивности у пациенток с бесплодием и повторными неудачами ЭКО, что проявлялось обнаружением у 45% пациенток основной группы эндометрия ранней стадии секреции, а также низким процентом зрелых пиноподий на поверхностном эпителии слизистой тела матки. В основной группе эндометрий соответствовал средней стадии секреции лишь у 40% женщин, а у фертильных женщин – у подавляющего большинства (в 80% случаев). Количество зрелых пиноподий в поверхностном эпителии эндометрия (<20%) у большинства пациенток с бесплодием встречалось намного реже, чем в контрольной группе, где у подавляющего большинства женщин зрелые пиноподии выявлялись более, чем на 40% поверхностного эпителия эндометрия. В исследовании, проведенном G. Nikas и соавт. (2002), также было выявлено снижение количества зрелых пиноподий у пациенток с нарушением имплантации в анамнезе [15].

В работе было отмечено снижение иммуногистохимической экспрессии LIF во всех рассматриваемых гистологических структурах эндометрия у бесплодных женщин, что свидетельствует о нарушении рецептивности эндометрия и отражает нарушение его имплантационных свойств. При оценке корреляционной связи концентрации LIF в ЦС с уровнем его экспрессии в биоптате эндометрия в окно имплантации в основной группе и контрольной группах была отмечена прямая умеренная корреляционная связь (r=0,67). Аналогичная корреляционная связь между концентрацией LIF в ЦС и биоптате эндометрия (r=0,68) выявлена М.М. Левиашвили и соавт. [16]. Полученные данные, подтверждает высокую диагностическую ценность исследования экспрессии LIF в ЦС для оценки имплантационного потенциала эндометрия.

Результаты исследования показали, что концентрация LIF-R в ЦС в основной группе была также достоверно ниже, чем в контрольной на 5-й, 7-й 9-й день после пика ЛГ (р<0,05). Низкий уровень экспрессии LIF-R по сравнению контрольной группой выявлен в ткани эндометрия (р<0,05) . При оценке корреляционной связи уровня экспрессии рецептора LIF-R в ЦС с уровнем экспрессии LIF-R в биоптате эндометрия в «окно имплантации» у женщин с бесплодием была отмечена прямая умеренная корреляционная связь (r=0,64).

В работе M. Tawfeek и соавт. (2012) наблюдалось снижении экспрессии LIF-R в эндометрии у бесплодных женщин и доказана информативность использования LIF-R в качестве молекулярного маркера рецептивности эндометрия [17].

Заключение

Таким образом, у женщин с трубно-перитонеальным фактором бесплодия и повторными неудачными попытками ЭКО в анамнезе снижена концентрация LIF и LIF-R в ЦС, а также их иммуногистохимическая экспрессия в эндометрии. Выявлена прямая корреляционная связь между концентрацией маркеров в слизи и их экспрессией в эндометрии. Полученные данные свидетельствуют о том, что определение концентрации LIF и LIF-R в ЦС возможно использовать в качестве неинвазивного метода оценки имплантационного потенциала эндометрия.

References

  1. Fatemi H.M., Popovic-Todorovic B. Implantation in assisted reproduction: a look at endometrial receptivity. Reprod. Biomed. Online. 2013; 27(5):530-8.
  2. Simon A., Laufer N. Assessment and treatment of repeated implantation failure (RIF). J. Assist. Reprod. Genet. 2012; 29(11): 1227-39.
  3. Tavaniotou A., Smitz J., Bourgain C., Devroey P. Ovulation induction disrupts phase function. Ann. N.Y. Acad. Sci. 2001; 943: 55-63.
  4. Lessey B.A. The role of the endometrium during embryo implantation. Hum. Reprod. 2000; 15(Suppl.6): 39-50.
  5. Bourgain C., Devroey P. The endometrium in stimulated cycles for IVF. Hum. Reprod. Update. 2003; 9(6): 515-22.
  6. Gyulmamedova I.D., Mezhova O.K. Problems of implantation in IVF program (review). Novosti meditsinyi i farmatsii. 2008; 253: 17-27. (in Russian)
  7. Edgell T.A., Rombauts L.J., Salamonsen L.A. Assessing receptivity in the endometrium: the need for a rapid, non-invasive test. Reprod. Biomed. Online. 2013; 27(5): 486-96.
  8. Aghajanova L., Hamilton A.E., Giudice L.C. Uterine receptivity to human embryonic implantation: histology, biomarkers, and transcriptomics. Semin. Cell Dev. Biol. 2008; 19(2): 204-11.
  9. Aghajanova L. Update on the role of leukemia inhibitory factor in assisted reproduction. Curr. Opin. Obstet. Gynecol. 2010; 22(3): 213-9.
  10. Paiva P., Menkhorst E., Salamonsen L., Dimitriadis E. Leukemia inhibitory factor and interleukin-11: critical regulators in the establishment of pregnancy. Cytokine Growth Factor Rev. 2009; 20(4): 319-28.
  11. Gremlich S., Chanson A., Urner F., Senn A., Reymondin D., Damnon F. et al. LIF and sIL-2R plasma concentrations in IVF patients on the day of embryo transfer: predictive markers of IVF outcome. J. Reprod. Immunol. 2012; 94(2): 175-82.
  12. Suman P., Malhotra S.S., Gupta S.K. LIF-STAT signaling and trophoblast biology. JAKSTAT. 2013; 2(4): e25155.
  13. Shurshalina A.V., Demura T.A. Morphofunctional rearrangements of the endometrium during the implantation window. Akusherstvo i ginekologiya/Obstetrics and Gynecology. 2011; (7-2): 9-13. (in Russian)
  14. Ambartsumyan E.M., Agadzhanova L.M. The role of leukemia inhibitory factor in human reproduction. Akusherstvo i ginekologiya/Obstetrics and Gynecology. 2004; (2): 17-21. (in Russian)
  15. Nikas G., Aghalanova L. Endometrial pinopodes: some more understanding on human implantation. Reprod. Biomed. Online. 2002; 4(3): 18-23.
  16. Leviashvili M.M., Mishieva N.G., Nazarenko T.A., Kogan E.A. Leukemia inhibitory factor and endometrial receptivity. Problemyi reproduktsii. 2012; 3: 17-21. (in Russian)
  17. Tawfeek M., Eid M., Hasan A., Mostafa M., El-Serogy H. Assessment of leukemia inhibitory factor and glycoprotein 130 expression in endometrium and uterine flushing: a possible diagnostic tool for impaired fertility. BMC Womens Health. 2012; Apr 20; 12: 10.

About the Authors

Seidova Laman Arif, a graduate student, Academician V.I. Kulakov Research Center of Obstetrics, Gynecology, and Perinatology, Ministry of Health of Russia.
117997, Russia, Moscow, Ac. Oparina str. 4. Tel.: +79165116820. E-mail: lamacfar@gmail.com
Perminova Svetlana Grigorievna, MD, Leading Researcher, 1st gynecological department, Academician V.I. Kulakov Research Center of Obstetrics,
Gynecology, and Perinatology, Ministry of Health of Russia. 117997, Russia, Moscow, Ac. Oparina str. 4. Tel.: +79162021687. E-mail: perisvet@list.ru
Demura Tatyana Alexandrovna, Candidate of medical sciences, senior researcher at the 1st Pathology Department, Academician V.I. Kulakov Research Center of Obstetrics, Gynecology, and Perinatology, Ministry of Health of Russia. 117997, Russia, Moscow, Ac. Oparina str. 4. Tel.: +74954382311. E-mail: demura-t@yandex.ru

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.