Глубокие и быстрые экономические и политические изменения в странах Содружества
Независимых Государств (СНГ) оказали свое негативное влияние на репродуктивное здоровье
населения. Одним из симптомов сложной экономической ситуации является решение семей иметь
меньшее количество детей, что сказывается на общем показателе рождаемости.
В целом проблемы, связанные с охраной материнства, отцовства и детства, являются актуальными для всего Содружества. Остается относительно высоким уровень материнской и детской смертности, распространенность инфекций, передающихся половым путем, а также высокий уровень абортов на фоне низкой распространенности использования средств контрацепции. Специалисты отмечают и общий недостаток информации о проблемах в области охраны репродуктивного здоровья, что препятствует возможности заниматься решением данных вопросов на систематической основе.
Парадоксальность демографической ситуации заключается также в том, что при низком уровне
рождаемости и высокой смертности населения во многих странах СНГ существуют социальные
сироты, то есть сироты при живых родителях. Нет и целенаправленной политики по сохранению
репродуктивного здоровья мужчин и эффективных механизмов по охране репродуктивного здоровья женщин. Подростки мало информированы в вопросах сохранения репродуктивного здоровья и получения квалифицированной медицинской помощи [1].
В связи с этим разработка мер по охране репродуктивного здоровья является ключевой проблемой социальной политики во всех государствах – участниках СНГ. Более того, анализ данных, представленных органами здравоохранения Содружества, позволяет сделать вывод о значительных успехах, достигнутых в сфере защиты репродуктивных прав населения.
Особенное значение приобретает тот факт, что в ряде стран постсоветского пространства приняты
и успешно реализуются законы, определяющие те или иные аспекты мер по охране репродуктивного здоровья: Армения («О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах человека», 2002 г.),
Казахстан («О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления», 2004 г.), Киргизия
(«О репродуктивных правах граждан и гарантиях их реализации», 2007 г.), Молдова («Об охране
репродуктивного здоровья и планировании семьи», 2001 г.), Таджикистан («О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах», 2002 г.) и др.
Таким образом, важно отметить, что многие страны – участницы СНГ превращают свои обязательства в конструктивные изменения путем разработки и принятия национальных законов и государственной политики, направленной на соблюдение репродуктивных прав населения.
Вместе с тем, несмотря на важность указанной области общественных отношений, сохраняется ряд
существенных проблем и рисков для репродуктивного здоровья населения во всех государствах –
участниках СНГ. Действующим на территории законодательством не обеспечены в полной мере
условия и возможности для сохранения репродуктивного здоровья населения. В данном контексте
особое место занимает дальнейшее развитие нормативной базы, регламентирующей сферу охраны
репродуктивного здоровья стран Содружества.
Безусловно, в государствах – участниках СНГ можно выделить свои особенности и закономерности демографического развития, обусловленные совокупностью социальных, экономических, религиозных и исторических факторов. Но в условиях ограниченных ресурсов представляется необходимым разработать общие правовые принципы и механизмы в области охраны репродуктивного здоровья, обусловливающие единый подход к совершенствованию законодательства в данной сфере.
Проблема воспроизводства нации, улучшение репродуктивного здоровья поставлено во главу государственной политики и в Российской Федерации. Президент страны по-прежнему называет демографию самой острой проблемой России [2].
В связи с этим в 2008 г. Комитетом Государственной Думы по охране здоровья была создана рабочая
группа по разработке проекта Федерального закона «Об охране репродуктивного здоровья населения в Российской Федерации».
Основные положения разработанного проекта нашли отражение в нормах Федерального закона
от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в
главе, регулирующей сферу охраны здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного
здоровья, а также стали основой для разработки модельного закона об охране репродуктивного здоровья для стран СНГ [3].
В настоящее время работа по подготовке модельного закона активно проводится по решению постоянной комиссии по социальной политике и правам человека Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ при участии Фонда ООН по народонаселению по Восточной Европе и Центральной Азии.
Начало разработки концепции модельного закона положено 17 мая 2011 г. в Санкт-Петербурге. Этот
день был отмечен знаменательной вехой – подписанием Соглашения между Фондом Организации
Объединенных Наций (ООН) в области народонаселения, ЮНФПА, и Межпарламентской Ассамблеей
Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в продвижении репродуктивного здоровья и
прав в регионе.
Добровольное и основанное на взаимной заинтересованности обеих организаций в расширении
возможностей женщин и молодежи в сфере репродуктивного здоровья и прав, Соглашение предусматривает целый ряд совместных инициатив, направленных на достижение этой цели. Одной из
таких инициатив является разработка модельного закона о репродуктивном здоровье и правах, который призван установить стандарт для будущих законодательных актов на национальном уровне в
странах Содружества Независимых Государств – Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане,
Кыргызстане, Молдове, России, Таджикистане и Украине.
В развитии данного Соглашения 23–24 июня 2011 г. в Санкт-Петербурге в Парламентском центре Межпарламентской Ассамблеи государствучастников СНГ состоялся международный семинар по «Укреплению законодательства в области охраны репродуктивного здоровья в странах СНГ». В ходе мероприятия были разработаны рамки типового закона об охране репродуктивного здоровья для стран – участниц СНГ, в которых определены общие стандарты с целью оказания поддержки в разработке законодательства в области охраны репродуктивного здоровья, а также содействия в совершенствовании существующих законов.
Таким образом, положено начало процесса сбора и детализации данных о необходимых мерах
в странах – участницах СНГ, направленных на решение проблемы репродуктивного здоровья и
выполнении обязательств, вытекающих из различных международных документов по охране
прав человека.
В июне 2012 г. в региональном бюро ЮНФПА по Восточной Европе и Центральной Азии в
Стамбуле состоялось очередное консультативное совещание по разработке модельного закона о
репродуктивном здоровье.
Прежде всего были представлены достоверные данные, описывающие ситуацию в области репродуктивного здоровья в государствах – участниках Содружества Независимых Государств.
Проанализированы проблемы на территории Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана: общий показатель рождаемости на территории республик по сравнению со средними показателями по Европейскому Союзу, материнская смертность, младенческая смертность в республиках в сравнении со странами Европейского Союза, показатели искусственных абортов, проблемы сексуального и репродуктивного здоровья подростков, распространенность инфекций, передающихся половым путем, проблемы бесплодия, трудности, связанные с охраной репродуктивного здоровья мигрантов и перемещенных лиц, сексуальное и репродуктивное здоровье пожилых граждан.
Проведенный анализ проблемных областей убедительно доказал, что в национальной и региональной политике и программах в области охраны репродуктивного здоровья Содружества Независимых Государств репродуктивному здоровью должно уделяться значительно больше внимания.
Итоговым документом совещания стала сформированная концепция модельного закона «Охрана
репродуктивного здоровья и прав в государствах – участниках СНГ», которая будет являться основой
для формирования внутреннего законодательства об охране репродуктивного здоровья граждан
государств – участников СНГ.
Предложенный проект модельного законодательного акта определяет общие принципы организации и оказания медико-социальной помощи, направленной на сохранение и улучшение репродуктивного здоровья населения (как мужчин, так и женщин), укрепление системы государственных мер по улучшению и сохранению репродуктивного потенциала населения, совершенствование организации и оказания качественной медико-социальной помощи женщинам и мужчинам с целью снижения заболеваемости и смертности населения, вызванных проблемами с репродуктивным здоровьем, обеспечение приоритета финансирования мероприятий по охране репродуктивного здоровья населения государств – участников СНГ.
В целом модельный закон призван сформулировать не только необходимые стандарты, но и
поддержать разработку законов о репродуктивном здоровье и правах и/или поддержать усовершенствование существующих законов.
Необходимо отметить базовые принципы модельного закона «Охрана репродуктивного здоровья и прав в государствах – участниках СНГ», среди которых:
• соблюдение суверенных прав государств;
• соблюдение основных принципов, заложенных в международных документах и подписанных в
рамках Содружества соглашениях и договорах;
• проведение взаимосогласованной политики, обеспечивающей унификацию законодатель‑
ства стран – участниц СНГ в сфере охраны репродуктивного здоровья, направленной в том
числе на сокращение материнской и детской смертности, защиту от заболеваний, передающихся половым путем (в том числе от ВИЧ-инфекции), и достижение других задач;
• признание равенства сторон при обсуждении и подготовке норм законодательства;
• ликвидация всех форм дискриминации в контексте репродуктивного поведения – выбора и
принятия решений о количестве детей в семье и периодичности их рождений;
• обеспечение равного доступа к медицинским и социально-психологическим услугам.
В концепции модельного закона отмечено, что любые услуги в области репродуктивного здоровья должны быть основаны на отсутствии дискриминации, конфиденциальности, добровольном
информированном согласии, доступности и системности.
Особое внимание в структуре закона уделяется вопросам охраны здоровья матерей, репродуктивного здоровья подростков, планированию семьи и укреплению здоровья населения, а также гарантиям государства по предоставлению информации о репродуктивном здоровье, необходимых услуг по
планированию семьи, по профилактике инфекций, передающихся половым путем, в том числе
ВИЧ-инфекции, по профилактике, диагностике и лечению бесплодия и лечению новообразований
органов репродуктивной системы.
В целом, концепция модельного закона основана на существующем международном законодательстве в сфере прав человека, медицинских стандартах организаций по правам человека Организации Объединенных Наций, стандартах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), соглашениях и международных обязательствах, подписанных в том числе странами, правительства которых являются членами Межпарламентской ассамблеи СНГ.
Безусловно, модельный закон в случае его принятия будет носить рекомендательный характер, но вместе с тем его нормы могут быть использованы при разработке национального законодательства государств – участников СНГ. Внедрение положений закона потребуется на государственном уровне и одной из задач правительства каждой страны станет пересмотр национального законодательства и приведение его в соответствие с модельным законом. Необходимо также отметить, что Закон играет
критически важную роль в реализации международных обязательств по законодательному закреплению принципов охраны репродуктивного здоровья, принятых, в частности, на Международной конференции ООН по народонаселению и развитию (Каир, 1994). На Каирской конференции 180 государств (в том числе Россия) признали, что всеобщий доступ к информации и услугам в области охраны репродуктивного здоровья должен быть целью, которой необходимо достичь к 2015 г.
Принятие международных обязательств в области охраны репродуктивного здоровья означает
необходимость законодательного закрепления данного права и определения механизмов его реализации, так как недостаточное внимание органов государственной власти к данной проблеме является нарушением международных правовых норм.
Таким образом, принятие модельного закона будет направлено на создание в Содружестве последовательной политики, гармонизации законодательных решений государств – участников СНГ
в области охраны репродуктивного здоровья населения.
Актуальность использования модельных законов доказана временем. Следует отметить, что
модельные законы и кодексы способствуют формированию в СНГ единого экономического, научно-технического, образовательного и информационного пространства. Кроме того, они представляют как научный, так и практический интересдля субъектов нормотворческой деятельности стран Содружества.
Использование модельных нормативных правовых актов в законодательстве стран Содружества,
а также участие парламентов в подготовке и доработке законопроектов способствуют появлению
унифицированных нормативных правовых актов, которые регулируют различные общественные
отношения и позволяют на ранней стадии предупредить появление существенных расхождений
в принятых законах.
Модельные нормативные акты, как правило, основываются на международных правовых стандартах, адаптированных к условиям Содружества. Они не являются обязательными и поэтому нет специального механизма контроля за их использованием. Государства-участники сами определяют целесообразность обращения к стандартам в процессе нормотворческой деятельности.