Доброкачественные заболевания молочных желез широко распространены у женщин репродуктивного возраста, при этом наиболее частым клиническим проявлением мастопатии является периодический болевой синдром [4, 7]. Изучение патогенеза мастопатии позволило внедрить в практику современные эффективные методы лечения больных, основанные на коррекции гормональных и метаболических нарушений [4].
Ранее было установлено, что наряду с гормональными нарушениями при дисгормональной мастопатии отмечается активация процессов пероксидации липидов и антиоксидантная недостаточность (то есть оксидативный стресс), в частности устойчивый дефицит восстановленного глутатиона [3]. Восстановленный глутатион является составной частью всех звеньев системы детоксикации ксенобиотиков, выполняет связующую роль между элементами этой системы, принимает участие в регуляции ее активности.
Степень выраженности перекисного окисления липидов (ПОЛ) отражают концентрации его молекулярных продуктов: малонового диальдегида, диеновых конъюгатов гидроперекисей, кетодиенов и триенов (вторичные молекулярные продукты ПОЛ), а также ТБК-активных продуктов пероксидации (продуктов, взаимодействующих с 2-тиобарбитуровой кислотой). О состоянии антиоксидантной системы можно судить по величине показателя антиокислительной активности сыворотки крови, активности ее ферментативного звена (в частности, супероксиддисмутазы – СОД). Кроме того, о снижении антиокислительной защиты могут свидетельствовать низкие уровни токоферола, ретинола и аскорбата. Оксидативный стресс – это один из универсальных механизмов развития многих патологических состояний, в том числе пролиферативных заболеваний, и коррекция антиоксидантной недостаточности рассматривается как патогенетически оправданный метод терапии [2]. В связи с этим представляется перспективным изучение антиоксидантных свойств лекарственных средств растительного происхождения. В некоторых исследованиях [6] была показана антиоксидантная активность растений рода Vitex. К этому роду принадлежит Vitex agnus castus – основной компонент растительного препарата мастодинон, который зарегистрирован в России для лечения больных мастопатией.
Вышеизложенное определило цель исследования: установить характер изменений параметров пероксидации липидов и показателей антиоксидантной защиты, а также оценить динамику масталгии при применении растительного препарата мастодинон у пациенток с диффузной мастопатией.
Материал и методы исследования
В исследовании принимали участие 43 пациентки с диффузной мастопатией, средний возраст которых составил 38,83±1,85 года.
Дизайн исследования: проспективное нерандомизированное сравнительное исследование в параллельных группах. Критериями включения пациентов в исследование являлись: репродуктивный возраст (от 18 до 45 лет), наличие диффузной мастопатии, отсутствие узловой мастопатии (все пациентки были проконсультированы маммологом), злокачественных новообразований, декомпенсированных психических, неврологических, сердечно-сосудистых, эндокринных заболеваний средней и тяжелой степеней тяжести, инфекционных болезней, острых заболеваний желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы, а также обострений хронических заболеваний.
В основную группу, в которой применяли растительный препарат мастодинон в виде монотерапии по 1 таблетке 2 раза в сут в течение 3 мес, вошли 30 пациенток. Группу контроля составили 13 пациенток, отказавшихся от лечения. Группы были сопоставимы по возрасту (38,8+1,85 и 38,6±1,32 года соответственно), анамнезу и клиническим проявлениям диффузной мастопатии (р>0,05).
В работе были использованы общеклинические, инструментальные, лабораторные методы исследования.
Интенсивность боли оценивалась пациентками при помощи визуально-аналоговой шкалы (ВАШ) [5] за 3 дня до начала менструации. Шкала имела длину 100 мм, где отсутствие боли соответствовало 0 мм, «невыносимая боль» – 100 мм. Интенсивность боли интерпретировалась следующим образом: до 30 мм – слабая, от 30 мм до 60 мм включительно – умеренная, более 60 мм – сильная.
Ультразвуковое исследование молочных желез проводили с использованием аппаратов Toshiba 140A и 340A (Япония).
Диеновые конъюгаты (ДК), кетодиены (КД) и сопряженные триены (СТ) определяли спектрофотометрически на аппарате СФ-56. Содержание КД и СТ выражали в условных единицах (у.е.), ДК – в мкмоль/л. ТБК-активные продукты пероксидации липидов определяли методом спектрофлу-орофотометрии после нагревания пробы в кислой среде и связывания образующегося при этом малонового диальдегида (МДА) с тиобарбитуровой кислотой (ТБК), что приводит к формированию окрашенного комплекса. Интенсивность флуоресценции регистрировали на спектрофлуорофотометре Shimadzu RF-1501. Концентрацию МДА выражали в мкмоль/л. Определение активности СОД проводили на спектрофлуорофотометре Shimadzu (RF-1501) при l=320 нм. Активность СОД выражали в у.е. Антиокислительную активность (АОА) сыворотки крови определяли на спектрофотометре СФ-56 и выражали в у. е. оптической плотности, при исследовании ее использовали модельную систему, представляющую собой суспензию липопротеидов желтка куриных яиц. Определение α-токоферола и ретинола проводили флуориметрически в качестве внешнего стандарта использовали D,L-α-токоферол фирмы «Serva» и Аll-trans-retinol фирмы «Sigma». Содержание α-токоферола и ретинола выражали в мкмоль/л. Определение аскорбиновой кислоты проводили спектрофотометрическим методом (при длине волны 520 нм), концентрацию аскорбиновой кислоты выражали в мкмоль/л. Измерения восстановленного и окисленного глутатиона проводили на спектрофлуорофотометре Shimadzu (RF-1501) при lеx=350нм и lеm=420 нм.
Методы статистического анализа: для сравнения качественных показателей в несвязанных выборках применялся критерий χ2или точный критерий Фишера, в связанных выборках использован критерий Мак-Немара. При оценке значимости различий количественных показателей в несвязанных выборках использован критерий Мана-Уитни, в связанных – Уилкоксона. Различия считали статистически значимыми при р<0,05.
В работе соблюдались этические принципы, предъ-являемые Хельсинской Декларацией Всемирной медицинской ассоциации (World Medical Association Declaration of Helsinki, 1964, 2000). Все пациентки до включения в исследование подписывали информированное согласие. Исследование было одобрено локальным этическим комитетом Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека.
Результаты исследования
При динамической оценке частоты и интенсивности масталгии в основной и контрольной группах женщин были получены следующие результаты: в группе женщин, которые принимали мастодинон в течение 3 мес. статистически значимо уменьшилась частота выраженной масталгии с закономерным возрастанием регистрации слабо выраженной боли. В группе контроля существенных различий зарегистрировано не было (см. рисунок).
При количественной оценке исходных показателей боли, значимых различий в основной и контрольной группах не обнаружено, а в динамике (через 3 мес терапии) существенные изменения отмечены только в основной группе женщин (табл. 1). Полученные результаты согласуются с данными исследований [4, 8], свидетельствующими о клинической эффективности препаратов, содержащих экстракт Vitex Agnus Castus, при диффузной мастопатии.
В основной и контрольной группах женщин определяли продукты ПОЛ и ряд антиоксидантов. Как видно из табл. 2, при применении в течение 3 мес мастодинона отмечено статистически значимое снижение концентраций как ДК, так и КД и ТБК-активных продуктов ПОЛ. В контрольной группе значимых различий не отмечено. Одновременно в основной группе в отличие от контрольной в динамике наблюдалось увеличение АОА сыворотки крови (табл. 3). При этом уровень жирорастворимых витаминов (ретинола, токоферола), а также содержание аскорбата и активность СОД у пациенток основной группы незначительно (в пределах референтных значений) снижались.
В то же время у пациенток, получавших мастодинон, в динамике лечения зарегистрировано снижение соотношения окисленного и восстановленного глутатиона с 1,12±0,06 до 0,99±0,41 (p(W)<0,05), что, по-видимому, и определило увеличение общей АОА сыворотки крови на фоне применения мастодинона.
Заключение
При использовании у женщин с диффузной мастопатией в течение 3 мес растительного препарата мастодинон в отличие от группы контроля отмечено значимое уменьшение проявлений болевого синдрома по ВАШ с существенным уменьшением частоты выраженной масталгии.
Положительная динамика клинических симптомов мастопатии в основной группе женщин ассоциирована с уменьшением содержания в сыворотке крови продуктов ПОЛ (ДК, КД и ТБК-активных продуктов пероксидации) на фоне снижения соотношения окисленного и восстановленного глутатиона и увеличения общей АОА сыворотки крови. В группе контроля существенных изменений процессов пероксидации липидов и состояния антиоксидантной системы не зарегистрировано.
Полученные результаты дают основание для дальнейшего изучения антиоксидантных свойств растительного препарата мастодинон, которые, наряду с другими механизмами, могут обусловливать его клиническую эффективность при диффузной мастопатии.