Results of instrumental examinations in pregnant women with pancreatobiliary diseases

Baranyuk N.V., Maiseenko D.A., Egorova A.T.

1 “Treatment Center”, Medical Center, Moscow, Russia; 2 Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Ministry of Health of Russia, Krasnoyarsk, Russia
Objective. To assess the results of abdominal ultrasonography (USG) and fibrogastroduodenoscopy (FGDS) in pregnant and non-pregnant women with pancreatobiliary diseases.
Subjects and methods. The investigation enrolled 260 women who were divided into three clinical groups. Group 1 (a study group) consisted of 95 pregnant women with pancreatobiliary diseases; a comparison group included 71 non-pregnant women of reproductive age who were treated in a surgical hospital for pancreatobiliary diseases; a control group comprised 94 women without pancreatobiliary diseases.
Results. Diagnostic USG more frequently detected hepatic ductal changes among the women in the study group (54.6 and 29.4%, respectively; p < 0.001) and diffuse pancreatic enlargement among those in the comparison group (63.2 and 44.1%, respectively; p < 0.01).
Conclusion. USG and FGDS are valuable diagnostic techniques for detecting pancreatobiliary diseases in pregnant and non-pregnant women.

Keywords

pregnancy
diagnosis
pancreatobiliary system
ultrasonography
fibrogastroduodenoscopy
extragenital pathology

Экстрагенитальная патология является тем неблагоприятным фоном развития беременности, на котором сокращаются или ограничиваются возможности адаптационных механизмов, а также усугубляется все осложнения, возникающие во время беременности, родов и послеродовом периоде. По данным М.М. Шехтман [1], хроническими экстрагенитальными заболеваниями страдает 70% беременных. С экстрагенитальной патологией связано 17–20% материнской смертности [2–4].

Частота острого панкреатита у беременных составляет 1:3000–1:10000. Заболевание, как правило, связано с желчнокаменной болезнью и метаболическим синдромом. В большинстве случаев наблюдается обострение хронического рецидивирующего панкреатита во второй половине беременности, но более часто – после родов. Формы процесса различны: от легкого отека поджелудочной железы до ее некроза. Причинами, способствующими обострению панкреатита во время беременности и послеродовом периоде, являются нарушения равновесия вегетативной нервной системы, гиперлипидемия. Помимо этого, возникновение заболевания обусловлено еще и гормональной перестройкой организма в данном периоде, протекающей с явлением токсикоза, и нарушением кровоснабжения в поджелудочной железе [4–6].

У беременных может развиться и так называемый «метаболический» панкреатит. В первую очередь, это гиперлипидемия (гипертриглицеридемия), затем первичный гиперпаратиреоз, который в той или иной степени при беременности присутствует и сопровождается гиперкальциемией, повышением внутриклеточного кальция, что может приводить к деструкции ацинарных клеток [5–7].

Цель: оценить результаты ультразвукового исследования (УЗИ) и фиброгастродуоденоскопии (ФГДС) у беременных женщин с заболеваниями панкреатобилиарной системы для выбора рациональной тактики ведения беременности и профилактики возможных осложнений.

Материал и методы исследования

В исследование включены 260 женщин, из которых были сформированы три клинические группы. Первую (основную) группу составили 95 беременных с заболеваниями панкреатобилиарной системы, группу сравнения – 71 небеременная женщина репродуктивного возраста, находящаяся на лечении в хирургическом стационаре с заболеваниями панкреатобилиарной системы, контрольную группу – 94 беременные женщины без заболеваний панкреатобилиарной системы. Исследование проводилось на базе КГБУЗ КМКБСМП им. Н.С. Карповича г. Красноярска и КГБУЗ Родильный дом № 1, № 2, № 5 и КГБУЗ Родильный дом больницы № 20 имени И.С. Берзона г. Красноярска.

Описательная статистика результатов исследования представлена для относительных величин в виде процентных долей и их стандартных ошибок, для абсолютных – в виде средних арифметических (М) и стандартного отклонения (σ). В случае отсутствия нормального распределения признаков в описательной статистике использовались медиана (Ме) и перцентили (Р25, Р75). Значения средних величин отображались в этом случае как Ме (Р25; Р75). Проверка нормальности распределения признаков в группах наблюдения проводилась с использованием критерия Колмогорова–Смирнова.

Оценку статистической значимости различий при исследовании количественных показателей производили при помощи t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Для оценки значимости статистических различий между исследуемыми группами при отсутствии нормального распределения признаков, подтвержденного по методу Колмогорова–Смирнова, проводили попарное тестирование групп по критерию Манна–Уитни. Различия во всех случаях оценивали как статистически значимые при р<0,05.

Результаты исследования и обсуждение

Средний возраст женщин основной группы составил 26,28±3,75 года (возраст беременных женщин варьировал от 18 до 37 лет). В контрольной группе средний возраст женщин составил 24,16±3,74 года (возраст беременных женщин варьировал от 17 до 35 лет). В группе сравнения средний возраст женщин составил 29,01±4,51 года (возраст женщин варьировал от 17 до 39 лет). При сравнении среднего возраста женщин исследуемых групп статистически значимых отличий не выявлено. Медиана возраста в исследуемых группах не различалась и составила 27,0.

Анализ течения беременности выявил, что в основной группе осложненное течение беременности наблюдалось в 100% (n=95) случаев, тогда как в контрольной группе – в 87% (n=82,6) случаев соответственно (p<0,01) (табл. 1).

Таким образом, нашим исследованием установлено, что беременность женщин основной группы чаще осложнялась угрозой прерывания в первой половине беременности, развитием преэклампсии, фетоплацентарной недостаточности и, как следствие, синдромом задержки роста плода (p<0,001).

Анализируя особенности течения заболеваний панкреатобилиарной системы в основной и группе сравнения, мы выявили, что женщины основной группы в 100% (n=95) случаев находились на лечении в хирургическом стационаре. Всем женщинам, находившимся в хирургическом стационаре, проводилась консервативная терапия, на фоне которой в 83,15% (n=79) случаев наблюдалась положительная динамика. При отсутствии положительной динамики от консервативной терапии в 16,8% (n=16) случаев проводилось оперативное лечение. После оперативного лечения, проведенного в первом триместре беременности, все беременности прервались выкидышем спустя 1–2 суток после операции, а при выполнении оперативного лечения во втором триместре беременности исход после операции был благоприятный, все женщины были выписаны с прогрессирующей беременностью.

УЗИ органов брюшной полости выявило патологию у беременных в 90,5% (n=86) случаев, тогда как в группе сравнения патология была выявлена у женщин в 95,7% (n=68) случаев (p>0,05).

Признаки протоковых изменений печени выявлены в 54,6% (n=47) в основной группе и в 29,4% (n=20) случаев в группе сравнения (p<0,001). Конкременты желчного пузыря выявлены при проведении УЗИ в основной группе в 55,8% (n=48) случаев, в группе сравнения – в 42,6% (n=29) случаев. Ультразвуковые признаки диффузного увеличения поджелудочной железы определялись у женщин основной группы в 44,1% (n=38) случаев, тогда как в группе сравнения – в 63,2% (n=43) случаев. При анализе выявлено, что диффузное увеличение поджелудочной железы чаще диагностируется в группе сравнения, чем в основной группе (p<0,01).

Ультразвуковые признаки острого холецистита выявлены у беременных основной группы в 12,6% (n=12) случаев, в группе сравнения – в 12,7% (n=9) случаев (p>0,05). Хронический калькулезный холецистит выявлен в основной группе в 5,3% (n=5) случаев. Подтвержден блок желчного пузыря на вторые сутки госпитализации при проведении ультразвукового обследования у женщин основной группы в 5,3% (n=5) случаев. Ультразвуковые признаки панкреатита определялись у беременных основной группы в 5,8% (n=5) случаев и в 2,9% (n=2) случаев у женщин из группы сравнения (p>0,05). Диффузное увеличение печени выявлено при проведении ультразвуковой диагностики у беременных основной группы в 32,5% (n=28) и группе сравнения в 33,8% (n=23) случаев (p>0,05). Следовательно, при анализе диагностической значимости УЗИ выявлено, что выявление конкрементов желчного пузыря, признаков холецистита и признаков панкреатита не имеет статистически значимых различий в исследуемых группах, то есть ультразвуковое исследование имеет диагностическую ценность в выявлении заболеваний панкреатобилиарной системы как у небеременных женщин, так и у беременных (табл. 2).

Таким образом, при проведении ультразвуковой диагностики протоковые изменения печени чаще определялись в основной группе – 54,6%, чем в группе сравнения – 29,4% (p<0,001), а увеличение поджелудочной железы чаще определялось среди женщин группы сравнения – 63,2%, чем среди женщин основной группы – 44,1% (p<0,01).

С диагностической целью женщинам основной группы и группы сравнения, находящимся в хирургическом стационаре, была проведена ФГДС. Женщинам основной группы ФГДС выполнена в 44,2% (n=42) случаев. ФГДС была выполнена беременным с острым панкреатитом в 61,9% (n=26) случаев и в 38,1% (n=16) случаев – беременным с острым холециститом. В группе сравнения – это исследование было проведено женщинам в 73,2% (n=52) случаев. Анализ распределения женщин, которым выполнена ФГДС, по триместрам беременности, выявил, что в первом триместре это исследование выполнено в 11,9% (n=5) случаев, во втором – в 50% (n=21), и в третьем – в 38,1% (n=16) случаев. Таким образом, данный метод диагностики чаще был использован беременным в более поздние сроки гестации (p<0,01).

При проведении ФГДС в основной группе выявлена недостаточность кардии в 47,6% (n=20) случаев, в группе сравнения – в 46,3% (n=25) случаев (p>0,05). Картина эзофагита встречалась в основной группе в 21,4% (n=9) случаев и в группе сравнения – в 16,7% (n=9) случаев (p>0,05). В основной группе диффузный поверхностный гастрит выявлен при проведении ФГДС в 64,3% (n=27) случаев и группе сравнения – в 51,9% (n=28) случаев (p>0,05). Признаки дуоденогастрального рефлюкса отмечены в основной группе в 14,3% (n=6) случаев, и группе сравнения – в 13,0% (n=7) случаев (p>0,05). ФГДС выявила у женщин основной группы рефлюкс гастроэзофагит в 23,8% (n=10) случаев, в группе сравнения – в 18,5% (n=10) случаев (p>0,05). Очаговый гастрит был выявлен в основной группе в 11,9% (n=5) случаев, в группе сравнения – в 44,4% (n=24) случаев (p<0,001).

Результаты ФГДС в исследуемых группах имеют статистически значимые различия. ФГДС выполняют реже беременным с заболеваниями панкреатобилиарной системы, чем небеременным с заболеваниями панкреатобилиарной системы (p<0,001), что, как следствие, является причиной более низкой выявляемости сопутствующей патологии желудочно-кишечного тракта. Атрофический гастрит чаще диагностирован у женщин из группы сравнения (p<0,001). Мы получили данные о том, что ФГДС является ценным диагностическим методом в любом сроке беременности.

По данным ряда авторов [8, 9], панкреатит существенно не влияет на течение второй половины беременности и на ее исход, а при отсутствии признаков выраженного обострения не нарушает фетоплацентарного гомеостаза. Тем не менее, результаты проведенного исследования показывают, что женщины, страдающие хроническим панкреатитом и другими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, составляют группу высокого риска и поэтому ведение беременных с заболеваниями панкреатобилиарной системы как на амбулаторном, так и на стационарном этапе должно быть организовано с точки зрения рациональной профилактики и мониторинга вышеуказанных осложнений.

Заключение

Таким образом, осложненное течение беременности диктует необходимость назначения и проведения беременным женщинам с заболеваниями панкреатобилиарной системы не только УЗИ, но и ФГДС, которая является более ценным диагностическим методом для выявления сопутствующей патологии желудочно-кишечного тракта в любом сроке беременности.

Supplementary Materials

  1. Table 1. Complications of pregnancy in the study groups
  2. Table 2. Echographic picture of changes in the gastrointestinal tract, identified with ultrasound of the abdominal cavity organs

References

1. Шехтман М.М. Руководство по экстрагенитальной патологии у беременных. М.: Триада-Х; 2003. [Shehtman M.M. Manual on extragenital pathology in pregnant women. Moscow: Triada-X; 2003. (in Russian)]

2. Егорова А.Т., Маисеенко Д.А., Баранюк Н.В. Роды, послеродовой период у женщин с заболеваниями панкреатобилиарной системы: осложнения и особенности течения. Российский вестник акушера-гинеколога. 2013; 13(6): 60-4. [Egorova A.T., Maiseenko D.A., Baranyuk N.V. Childbirth, postpartum period in women with diseases of the pancreatobiliary system: complications and features of the course. Rossiyskiy vestnik akushera-ginekologa. 2013; 13(6): 60-4. (in Russian)]

3. Егорова А.Т., Маисеенко Д.А., Киселева Е.Ю., Баранюк Н.В. Сравнительный анализ течения заболеваний панкреатобилиарной системы у беременных. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2013; 24(25): 25-31. [Egorova A.T., Maiseenko D.A., Kiseleva E.Yu., Baranyuk N.V. Comparative analysis of the course of pancreatobiliary diseases in pregnant women. Scientific bulletins of the Belgorod State University. Series: Medicine. Pharmacy. 2013; 24(25): 25-31. (in Russian)]

4. Егорова А.Т., Маисеенко Д.А., Баранюк Н.В. Течение беременности у женщин с заболеваниями панкреатобилиарной системы. Вестник Башкирского государственного медицинского университета. 2013; 2: 11-7. [Egorova A.T., Maiseenko D.A., Baranyuk N.V. The course of pregnancy in women with diseases of the pancreatobiliary system. Bulletin of the Bashkir State Medical University. 2013; 2: 11-7. (in Russian)]

5. Стяжкина С.Н., Ситников В.А. Панкреонекроз во время беременности и в послеродовом периоде. Международный студенческий научный вестник. 2016; 6: 74. [Styazhkina S.N., Sitnikov V.A. Pancreatic necrosis during pregnancy and in the postpartum period. Mezhdunarodnyiy studencheskiy nauchnyiy vestnik. 2016; 6: 74. (in Russian)]

6. Стяжкина С.Н., Ситников В.А., Леднева А.В., Варганов М.В., Коробейников ВИ. Трудности в диагностике и лечении острого деструктивного панкреатита во время беременности и в послеродовом периоде. Медицинский альманах. 2010; 1: 96-8. [Styazhkina S.N., Sitnikov V.A., Ledneva A.V., Varganov M.V., Korobeynikov VI. Difficulties in the diagnosis and treatment of acute destructive pancreatitis during pregnancy and in the postpartum period. Meditsinskiy almanah. 2010; 1: 96-8. (in Russian)]

7. Стяжкина С.Н., Максимов С.Ю., Кабанова Е.П., Акимов А.А. Хронический панкреатит – причина панкреонекроза у беременных и в послеродовом периоде. Успехи современного естествознания. 2013; 9: 66-7. [StyazhkinaТS.N., Maksimov S.Yu., Kabanova E.P., Akimov A.A. Chronic pancreatitis is the cause of pancreatic necrosis in pregnant women and in the postpartum period. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2013; 9: 66-7. (in Russian)]

8. Маев И.В., Кучерявый Ю.А., Овлашенко Е.И., Петухова С.В. Поражения поджелудочной железы во время беременности (в помощь практикующему врачу). Гинекология. 2010; 12(1): 49-60. [Maev I.V., Kucheryavyiy Yu.A., Ovlashenko E.I., Petuhova S.V. Pancreatic lesions during pregnancy (to help a practicing doctor). Ginekologiya. 2010; 12(1): 49-60. (in Russian)]

9. Shou-Jiang Tang, Rodriguez E., Singh S., Mayo M.J., Jazrawi S.F., Jayaprakash Sreenarasimhaiah, Lara L.F., Rockey D.C. Острый панкреатит у беременных. Клиническая гастроэнтерология и гепатология (русское издание). 2011; 4(4): 207-12. [Shou-Jiang Tang, Rodriguez E., Singh S., Mayo M.J., Jazrawi S.F., Jayaprakash Sreenarasimhaiah, Lara L.F., Rockey D.C. Acute pancreatitis in pregnant women. Clinical gastroenterology and hepatology (Russian edition). 2011; 4(4): 207-12. (in Russian)]

Received 11.09.2017

Accepted 22.09.2017

About the Authors

Baranyuk Natalya Vasilyevna, Candidate of Medical Science, obstetrician-gynecologist, “Treatment Center”, Medical Center.
119021, Russia, Moscow, Timura Frunze str. 15/1. Tel.: +79261692953. E-mail: baranuk10@mail.ru
Maiseenko Dmitrii Aleksandrovich, Candidate of Medical Science, docent of the department of obstetrics and gynecology of the institute of postgraduate education,
Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Ministry of Health of Russia.
660022, Russia, Krasnoyarsk, Partizana Zheleznyaka str. 1. Tel.: +79029224335. E-mail: dmitrij.maiseenko@pochta.ru
Egorova Antonina Timofeyevna, head of the Department of Obstetrics and Gynecology of the institute of postgraduate education, Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Ministry of Health of Russia. 660022, Russia, Krasnoyarsk, Partizana Zheleznyaka str. 1. Tel.: +73912360621. Е-mail: fetus@krasgma.ru

For citations: Baranyuk N.V., Maiseenko D.A., Egorova A.T. Results of instrumental examinations in pregnant women with pancreatobiliary diseases. Akusherstvo i Ginekologiya/Obstetrics and Gynecology. 2018; (4): 108-12. (in Russian)
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2018.4.108-112

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.