Experience with allokin-alpha in the treatment of human papillomavirus-associated diseases

Dovletkhanova E.R., Prilepskaya V.N., Abakarova P.R., Mezhevitinova E.A.

Academician V. I. Kulakov Research Center of Obstetrics, Gynecology, and Perinatology, Ministry of Health of Russia, Moscow
The use of immunomodulators with antiviral and antiproliferative effects to treat papillomavirus-associated diseases is pathogenetically warranted. The paper gives the results of using allokin-alpha in the treatment of women with condyloma acuminata.

Keywords

papillomavirus infection
human papillomavirus
condyloma acuminata
allokin-alpha
human papillomavirus infection

Заболевания, ассоциированные с паппиломавирусной инфекцией (ПВИ), на сегодняшний день являются одними из самых распространенных заболеваний, передаваемых половым путем [1].

Исследования, посвященные изучению новых методов лечения данной группы заболеваний, несомненно актуальны [2].

Клинические проявления ПВИ разнообразны. Вирус обладает большой контагиозностью и поражает различные слои населения. Практически любой человек, так или иначе, в различные периоды своей жизни подвержен заболеваниям, ассоциированными с ПВИ.

Условно можно выделить две формы проявлений ПВИ – эндофитную и экзофитную. Экзофитная представлена остроконечными кондиломами, являющимися наиболее характерным проявлением ПВИ. Остроконечные кондиломы (соndilomata acuminata) представляют собой одиночные или множественные сосочковые фиброэпителиальные разрастания на поверхности кожных покровов и слизистых оболочек. Цвет этих образований может варьировать и зависит от кровенаполнения: от бледно-розового до красно-коричневого. Остроконечные кондиломы могут быть представлены образованиями на тонкой ножке, широком основании, в виде одиночного узелка или разрастаний множественных – в виде «цветной капусты».

Поверхность кондилом покрыта многослойным плоским эпителием и нередко кератинизирована, в подлежащей строме располагаются сосуды. Возникающие в ряде случаев воспаление, расстройство микроциркуляции и отек способствуют присоединению вторичной инфекции.

Причиной остроконечных кондилом в 90% случаев является ВПЧ 6-го или 11-го типа [3]. Кроме того, при наличии остроконечных кондилом может выявляться ВПЧ типов 16, 18, 31, 33 и 35 (как правило, сочетаясь с ВПЧ 6 или 11). В этом случае иногда определяются участки интраэпителиальной неоплазии, особенно у лиц, инфицированных ВИЧ-инфекцией. В дополнение к аногенитальным бородавкам, ВПЧ типов 6 и 11 ассоциированы с паппиломатозными поражениями конъюнктивы, носа, полости рта, гортани.

Остроконечные кондиломы обычно протекают бессимптомно, но в зависимости от размера и анатомического расположения характеризуются проявлениями зуда и боли в области поражения. Остроконечные кондиломы возникают обычно в определенных анатомических областях, в том числе вокруг Introitus у женщин, под крайней плотью пениса, могут образоваться одновременно на нескольких областях аногенитального тракта, например, шейке матки, влагалища, уретры, промежности, кожных покровов перианальной области и мошонки. Интраанальные бородавки наблюдаются преимущественно у лиц, практикующих анальный секс, но они также могут возникнуть у мужчин и женщин, не имеющих опыта нетрадиционных половых контактов [4].

Диагностика остроконечных кондилом в первую очередь основана на визуальном осмотре.

Остроконечные кондиломы могут быть подвержены биопсии, если:

  1. диагноз не ясен;
  2. поражения не отвечают на стандартную терапию;
  3. течение болезни ухудшается во время терапии;
  4. поражение нетипично;
  5. бородавки пигментированные, плотные, малоподвижны или неподвижны, кровоточат или изъязвлены.

Использование ДНК-тестирования ВПЧ для диагностики аногенитальных кондилом не рекомендуется, потому что результаты исследования не изменят тактику лечения.

Применяемые методы лечения папилломавирусной инфекции в настоящее время нельзя признать вполне удовлетворительными, в связи с чем тактика ведения пациентов неоднозначна и балансирует между уклоном в наблюдение или агрессивное деструктивное лечение. По поводу типичных экзофитных кондилом мнение большинства исследователей однозначно складывается в пользу терапии [5]. Наиболее перспективным считается комплексный комбинированный метод терапии, когда локальное удаление кондилом проводится на фоне системного противовирусного лечения.

Определенный интерес в связи с этим представляет аллокин-альфа – противовирусное иммуномодулирующее средство природного происхождения, действующим веществом которого является цитокиноподобный пептид аллоферон-1 [6]. При подкожном введении препарат индуцирует синтез эндогенных интерферонов и активирует системы естественных клеток-киллеров. Эффективен относительно инфекций, вызванных вирусами гриппа А и В, гепатита В, герпеса, папилломы человека [7].

На основе аллоферона была разработана инъекционная лекарственная форма, которая выпускается под названием аллокин-альфа [8]. Аллокин-альфа – это противовирусное средство – олигопептид, по фармакологическому действию близкий к интерферону-альфа, но обладающий отличным от него механизмом действия, а именно являющийся как индуктором синтеза эндогенных интерферонов, так и активатором системы естественных клеток-киллеров [9].

Повышение концентрации интерферона отмечается через 2 ч после введения препарата и сохраняется на высоком уровне (в 2–2,5 раза выше обычного фонового) на протяжении 6–8 ч со снижением до исходных значений к концу суток. Повышенная функциональная активность естественных клеток-киллеров наблюдается в течение 7 дней после введения препарата. Аллокин-альфа является селективным специфическим стимулятором функциональной активности естественных киллеров, что связано с непосредственным усилением цитотоксической активности этих клеток, а не с увеличением их количества.

Терапевтическое действие аллоферона направлено на усиление распознавания вирусных антигенов иммунокомпетентными клетками и уничтожение очагов вирусной инфекции. Аллоферон, наряду с антивирусной активностью, обладает противоопухолевым действием, что было впервые обнаружено в опытах на животных с трансплантированными опухолями [6].

Мы провели обследование 30 женщин с остроконечными кондиломами гениталий, обратившихся в научно-поликлиническое отделение Центра, с последующим их лечением. Возраст женщин варьировал от 18 до 40 лет (средний возраст 26,2±1,3 года), давность заболевания составила от 1 до 12 месяцев (в среднем 28,3±4,5 дня от начала возникновения местных проявлений).

Пациенткам проводилось комплексное обследование, которое включало клинико-визуальное обследование, расширенную вульвовагино- и кольпоскопию. Как дополнительный метод диагностики был использован метод ПЦР с определением ВПЧ 21-го типа в режиме реального времени.

Основные жалобы характеризовались наличием высыпаний и зудом в области наружных половых органов и влагалища. При осмотре у всех пациенток в области больших, малых половых губ, входа во влагалище и на стенках влагалища обнаруживались мягкие папилломатозные фиброэпителиальные разрастания, иногда напоминающие цветную капусту.

Всем пациентам проводился подсчет патологических элементов перед началом исследования, после 3 инъекций аллокина-альфа (через 6 дней) и после окончания лечения. До лечения было зарегистрировано от 15 до 58 элементов.

Пациенткам был назначен препарат аллокин-альфа в дозе 1,0 мг подкожно через день, всего на курс – 6 инъекций. Перед применением препарат растворяли в 1 мл физиологического раствора.

Клинико-визуальное обследование пациенток (осмотр кожи и слизистых гениталий) проводили до лечения, через 6, 12, 30, 60 и 90 дней. Определение ВПЧ методом ПЦР в режиме реального времени проводили до лечения и через 90 дней после начала терапии.

Оценку клинической эффективности терапии проводили с учетом динамики субъективных (зуд) и объективных клинических симптомов (количество кондилом, размер), увеличением длительности ремиссии.

Шкала оценки эффективности:

  • 1 – отсутствие эффекта;
  • 2 – слабая эффективность;
  • 3 – умеренная эффективность;
  • 4 – выраженная эффективность.

Критериями эффективности были: 1) отсутствие жалоб (зуд, жжение); 2) нормализация состояния кожных покровов и слизистых гениталий; 3) отрицательные ДНК-тесты на ВПЧ; 4) отсутствие рецидивов.

При исследовании соскобов из урогенитального тракта при помощи ПЦР в режиме реального времени у 26 (86,6%) пациенток был выделен ДНК ВПЧ в клинически значимом титре.

У 24 женщин были обнаружены 6-й или 11-й тип ВПЧ, причем у 18 женщин – оба вышеуказанных типа. Кроме этих типов ВПЧ были выявлены и другие – 16-й (3 женщины), 18-й (4), 56-й (6), 33-й (4), 31-й (8), 52-й тип (1). При этом у 4 женщин обнаружено 5 типов вирусов, у 6 – 4 типа, у 16 – 2 и у 8 – по 1 типу.

На фоне применения аллокина-альфа отметили уменьшение зуда в области высыпаний все больные: после первой инъекции 12 человек, после 2-й – 9, после 3-й – 5 пациентов.

На 5–6-й день отмечалось снижение количества кондилом у 19 больных: мелкие формы регрессировали, часть крупных уменьшались в размерах.

Через месяц после начала лечения отмечался регресс ОК: полное исчезновение у 19 пациенток, у 10 пациенток количество элементов ОК значимо уменьшилось. У одной пациентки наблюдался полный регресс ОК в первичной области поражения, но были обнаружены новые ОК в перианальной области.

Таким образом, применение аллокина-альфа мы оценили как полностью эффективное за счет регресса субъективных ощущений патологического процесса, и частично эффективное – при регрессе большей части высыпных элементов. Отсутствие положительной динамики в течение процесса на протяжении всего лечения не было ни у одной пациентки.

Все пациентки отмечали положительный результат от проводимой терапии. Необходимо отметить, что ни в одном случае побочных явлений и аллергических реакций в процессе лечения не наблюдалось.

Через 90 дней после проведенного лечения у 1 пациентки был диагностирован рецидив заболевания.

Данные о результатах терапии представлены в таблице.

Проведенное наблюдение показало высокую эффективность препарата аллокин-альфа в лечении пациенток с остроконечными кондиломами гениталий. Клиническая ремиссия отмечалась у женщин в 96,6% случаев при отсутствии осложнений и побочных реакций.

Частые рецидивы и реинфекция являются особенностью заболеваний, ассоциированных с ПВИ. Именно состояние иммунной защиты организма влияет на вероятность персистенции вируса папилломы человека и препятствует возникновению рецидивов заболевания.

Применение современных препаратов, обладающих выраженным иммуномодулирующим и противовирусным действием, позволяет повысить эффективность лечения заболеваний, ассоциированных с папилломавирусной инфекцией, усиливая защитные механизмы иммунной системы и подавляя репликацию вируса, способствует более полной элиминации возбудителя, результатом чего является снижение количества рецидивов клинических проявлений ПВИ, уменьшение возможности реинфекции и длительной персистенции ВПЧ.

References

  1. Serov V.N., Tverdikova M.A., Revazova Z.V. Obosnovanie primeneniya immunokorrigiruyuschey terapii pri vospalitelnyih zabolevaniyah organov malogo taza. Russkiy meditsinskiy zhurnal. 2012; 20(21): 1078–82.
  2. Prilepskaya V.N., Novikova E.P., Sulamanidze L.A., Mzarelua G.M. Papillomavirusnaya infektsiya. Vozmozhnosti lecheniya i profilaktiki s primeneniem inozin pranobeksa. Akusherstvo i ginekologiya. 2013; 10: 99–103.
  3. Garland S.M., Steben M., Sings H.L., James M., Lu S., Railkar R. et al. Natural history of genital warts: analysis of the placebo arm of 2 randomized phase III trials of a quadrivalent human papillomavirus (types 6, 11, 16, and 18) vaccine. J. Infect. Dis. 2009; 199(6): 805–14.
  4. Akgül B., Cooke J.C., Storey A. HPV-associated skin disease. J. Pathol. 2006; 208(2): 165–75.
  5. Molochkov V.A., Kiselev V.I., Rudyih I.V., Scherbo S.N. Papillomavirusnaya infektsiya – klinika, diagnostika, lechenie: posobie dlya vrachey. M.: Studiya «Mirada Viva»; 2005. 32 s.
  6. Chernysh S., Kim S.I., Bekker G., Pleskach V.A., Filatova N.A., Anikin V.B. et al. Antiviral and antitumor peptides from insects. Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 2002; 99(20): 12628–32.
  7. Takakuwa K., Mitsui T., Iwashita M., Kobayashi I., Suzuki A., Oda T. et al. Studies on the prevalence of human papillomavirus in pregnant women in Japan. J. Perinat. Med. 2006; 34(1): 77–9.
  8. Federalnoe rukovodstvo po ispolzovaniyu lekarstvennyih sredstv. vyip. 5. M.; 2004. Razd. 20.1.2.2.3.2.
  9. Chernyish S.I. Allokinyi (tsitokinopodobnyie peptidyi nasekomyih) kak modulyatoryi immunnogo otveta cheloveka i drugih mlekopitayuschih. Russian Journal of Immunology. 2004; 9(Suppl. 1): 36.

About the Authors

El.R. Dovletkhanova, PhD, Academician V. I. Kulakov Research Center of Obstetrics, Gynecology, and Perinatology, Ministry of Health of Russia. 117997, Russia, Moscow, Ac. Oparina str. 4. Tel.: +74954383044. E-mail: e_dovletkhanova@oparina4.ru
V.N. Prilepskaya, professor, Academician V. I. Kulakov Research Center of Obstetrics, Gynecology, and Perinatology, Ministry of Health of Russia. 117997, Russia, Moscow, Ac. Oparina str. 4. Tel.: +74954386934. E-mail: v_prilepskaya @oparina4.ru
P.R. Abakarova, PhD, Academician V. I. Kulakov Research Center of Obstetrics, Gynecology, and Perinatology, Ministry of Health of Russia. 117997, Russia, Moscow, Ac. Oparina str. 4. Tel.: +74954383044. E-mail: p_abakarova@oparina4.ru
E.A. Mejevitinova, MD, Academician V. I. Kulakov Research Center of Obstetrics, Gynecology, and Perinatology, Ministry of Health of Russia. 117997, Russia, Moscow, Ac. Oparina str. 4. Tel.: +74954383044. E-mail: e_mejevitinova@oparina4.ru

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.