Modernization of maternity and child care service in the Russian Federation: Results and prospects

Baibarina E.N., Filippov O.S., Guseva E.V.

The results of implementation of health care modernization programs in the subjects of the Russian Federation in 2011-2012, in the part of improvement of obstetric/gynecologic care, were analyzed. It was shown that the implementation of regional modernization programs could strengthen the material and technical basis of obstetric facilities, optimize obstetric bedspace, begin to promote current information technologies, introduce medical care procedures, and start stepwise transition to rending medical care in accordance with the standards. Obstetric service modernization resulted in an increase in the availability and quality of medical care for women and children and a reduction in maternal mortality in the Russian Federation. The purposes, tasks, and basic areas of further improvement of obstetric care service in the Russian Federation were defined.

Keywords

pregnancy
labor
maternal mortality
infant mortality
obstetric care modernization

В 2011–2013 гг. во всех субъектах Российской Федерации осуществляется реализация программ модернизации здравоохранения, одним из приоритетных направлений которых является совершенствование медицинской помощи женщинам и детям.

Основная цель модернизации системы оказания медицинской помощи акушерско-гинекологического профиля – создание новой системы организации работы учреждений здравоохранения на основе единых порядков и стандартов оказания медицинской помощи женщинам во время беременности, родов, в послеродовом периоде, гинекологическим больным и новорожденным, предупреждение и снижение материнской, перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности.

В рамках модернизации здравоохранения предусмотрены мероприятия, направленные на улучшение качества и доступности медицинской помощи женщинам и детям: укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения (завершение ранее начатого строительства объектов, капитальные и текущие ремонты, приобретение современного медицинского оборудования); внедрение современных информационных систем и стандартов медицинской помощи.

На развитие службы родовспоможения и детской медицины в рамках региональных программ модернизации здравоохранения за счет субсидий Федерального фонда обязательного медицинского страхования, средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в 2011–2012 гг. было запланировано 186,0 млрд рублей или 28,0% общей суммы финансирования программ модернизации здравоохранения.

Анализ реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации проведен на основании данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, представленных в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2010 г. № 1240н «Об утверждении порядка и формы предоставления отчетности о реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений, реализующих мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение» и содержащих индикаторы реализации мероприятий программы модернизации здравоохранения за 2010 и 2012 гг.

Случаи материнской смерти проанализированы на основании данных учетной формы № 003/у-МС «Карта донесения о случае материнской смерти», утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23 июня 2006 г. № 500. Кроме того, проанализированы оперативные данные субъектов Российской Федерации о распределении числа преждевременных родов и случаев смерти новорожденных в раннем неонатальном периоде по группам акушерских стационаров в 2010 и 2012 гг., а также об организации медико-социальной помощи женщинам.

С учетом неблагополучного санитарно-эпидемиологического состояния большинства учреждений родовспоможения (размещение в зданиях довоенной постройки, либо построенных в 1960–1980 гг., проблемы горячего водоснабжения, канализации, отопления, использование дезинфекционных камер недостаточной мощности, выработавших технический ресурс, высокий износ вентиляционного оборудования по причине длительной эксплуатации и отсутствия достаточных средств на реконструкцию и др.), несоответствия архитектурно-планировочных решений существующих зданий современным гигиеническим и противоэпидемическим требованиям, перегруженности акушерских стационаров, нарушения соблюдения цикличности заполнения палат для родильниц и новорожденных и, следовательно, сохранения проблемы внутрибольничных инфекций, в том числе групповых заболеваний и вспышек, важнейшей задачей программ модернизации здравоохранения является улучшение материально-технической базы акушерских стационаров.

По данным мониторинга, в ходе реализации программ модернизации здравоохранения в 2011–2012 гг. в субъектах Российской Федерации завершено строительство 8 объектов родовспоможения, осуществлены капитальные ремонты 75 перинатальных центров, 176 родильных домов, 330 родильных отделений, 170 гинекологических стационаров, 180 женских консультаций, проведены текущие ремонты 35 объектов акушерско-гинекологического профиля.

Для учреждений родовспоможения приобретено 14 353 единицы дорогостоящего медицинского оборудования, что составляет 102,9% запланированного. Учитывая переход Российской Федерации с 2012 г. на критерии регистрации рождений, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения, преимущественно закупалось дорогостоящее медицинское оборудование для выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела. В частности, приобретено 3011 кювезов, 1923 аппарата искусственной вентиляции легких (ИВЛ) для новорожденных, 1579 открытых реанимационных систем. Кроме того, в учреждения, оказывающие акушерско-гинекологическую помощь, поставлено 1192 ультразвуковых аппарата, 1741 фетальный монитор, 940 аппаратов ИВЛ для взрослых, 288 гематологических и 255 биохимических анализаторов, 3424 инфузомата.

Результатом реализации мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения, стало приведение материально-технического состояния и штатного расписания медицинского персонала в соответствие с требованиями стандартов оснащения и штатных нормативов, утвержденных приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 г. № 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)». В частности, удельный вес акушерских коек в учреждениях родовспоможения I группы, оснащенных в соответствии со стандартами и укомплектованных в соответствии со штатными нормативами, увеличился с 37,8% в 2010 г. до 74,3% в 2012 г., доля акушерских коек в учреждениях родовспоможения II группы, полностью оснащенных оборудованием и укомплектованных медицинскими кадрами, возросла с 42,9 до 83,2%, в учреждениях родовспоможения III группы – соответственно с 81,0 до 94,7%. Удельный вес медицинских организаций, оказывающих акушерско-гинекологическую помощь в амбулаторных условиях (женские консультации, акушерско-гинекологические кабинеты), оснащенных в соответствии со стандартами и укомплектованных в соответствии со штатными нормативами, увеличился с 43,8% в 2010 г. до 90,1% в 2012 г.

С целью создания условий для равного доступа женщин к качественной медицинской помощи, прежде всего проживающих в сельской местности, в Российской Федерации разработана трехуровневая система оказания медицинской помощи женщинам и новорожденным, основным направлением которой с 2010 г. является оптимизация акушерского коечного фонда путем увеличения количества коек, оснащенных высокотехнологичным медицинским оборудованием, укомплектованных квалифицированными медицинскими кадрами и имеющих возможность оказать полный объем медицинской помощи матери и новорожденному при одновременном сокращении маломощных, не обеспеченных в должной мере специалистами и оборудованием коек в учреждениях здравоохранения сельской местности.

При этом основным условием является сохранение доступности медицинской помощи женщинам и новорожденным путем обеспечения комфортабельным санитарным транспортом, позволяющим осуществить немедленную эвакуацию беременных женщин и рожениц в медицинские организации более высокого уровня.

В структуре акушерских стационаров в Российской Федерации доля маломощных (менее 30 коек) учреждений родовспоможения I группы в 2010 г. составляла 62,9% (1321 родильное отделение).

Большинство родовспомогательных учреждений I группы размещались в зданиях, не соответствующих современным гигиеническим и противоэпидемическим требованиям, нормам и правилам по составу и площадям основных и вспомогательных помещений. Более 80% учреждений родовспоможения I группы не обеспечены круглосуточным дежурством врача акушера-гинеколога, анестезиолога-реаниматолога и неонатолога. Число родов в родильных отделениях I группы не превышает 60–100 в год, что ведет к снижению квалификации медицинского персонала. Оснащение современным медицинским оборудованием недостаточное, не соответствует стандартам оснащения и, следовательно, не позволяет оказать адекватную медицинскую помощь, особенно при неотложных состояниях.

Результатом низкого качества оказания медицинской помощи в маломощных учреждениях родовспоможения I группы является наибольшее число случаев материнской смерти от внематочной беременности (80% всех умерших от внематочной беременности в 2011 г.) в акушерских стационарах I группы, разрыва матки (50% всех умерших от разрыва матки в 2011 г.) и акушерских кровотечений (39% всех умерших от акушерских кровотечений в 2011 г.).

В ходе реализации региональных программ модернизации здравоохранения в 2011–2012 гг. в субъектах Российской Федерации осуществлялась реструктуризация учреждений родовспоможения. Мероприятия по оптимизации акушерского коечного фонда проводились с учетом числа родов, дифференцированного показателя длительности пребывания на койке в зависимости от группы учреждений родовспоможения, а также использования коечного фонда федеральных государственных учреждений.

В результате проведенных мероприятий количество акушерских стационаров I группы сократилось на 96 и в 2012 г. составило 1225 (при этом в большинстве учреждений родовспоможения I группы сохранены койки патологии беременности, а также родильные залы, что позволяет в случаях необходимости осуществить прием родов). Число акушерских коек в стационарах I группы снизилось на 22,4% (с 21 044 в 2010 г. до 16 328 в 2012 г.). Число акушерских стационаров II группы уменьшилось с 694 в 2010 г. до 641 в 2012 г. (количество коек в акушерских стационарах II группы соответственно снизилось с 45 904 до 43 706, то есть на 4,8%). Одновременно количество акушерских коек в учреждениях родовспоможения III группы возросло с 11 501 до 15 131, то есть на 31,6% (число акушерских стационаров III группы составило в 2010 г. 96, в 2012 г. – 115), как за счет открытия новых перинатальных центров, так и путем дооснащения акушерских стационаров II группы и приведения их в соответствие с требованиями к учреждениям родовспоможения III группы.

Таким образом, по итогам реструктуризации акушерского коечного фонда общее число акушерских коек в стране уменьшилось на 4,2%. При этом удельный вес акушерских коек в маломощных учреждениях родовспоможения I группы в общей структуре акушерского коечного фонда снизился с 26,8% в 2010 г. до 21,7% в 2012 г., доля коек в акушерских стационарах II группы практически не изменилась (58,5% в 2010 г. и 58,2% в 2012 г.), а в акушерских стационарах III группы возросла соответственно с 14,7 до 20,1%.

Необходимо отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации процесс оптимизации коек был организован не на должном уровне в части недостаточного обеспечения санитарным транспортом, позволяющим осуществить немедленную эвакуацию беременных женщин и рожениц в медицинские организации более высокого уровня, не проведена разъяснительная работа с населением, медицинские работники оказались не готовы к рациональному формированию потока пациентов, что приводило к несвоевременной госпитализации женщин для родоразрешения.

В связи с этим необходимо обязательное проведение в регионах организационных и информационных мероприятий с целью неукоснительного соблюдения мер по обеспечению доступной и качественной медицинской помощью женщин во время беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденных.

Важным направлением программ модернизации здравоохранения является подготовка и повышение квалификации медицинских кадров. С целью совершенствования мануальных навыков врачей акушеров-гинекологов, неонатологов и анестезиологов-реаниматологов создаются обучающие симуляционные центры. Только в 2012 г. в организованных в 2011–2012 гг. симуляционных центрах прошли обучение, основанное на принципах симуляции критических ситуаций на манекенах, более тысячи врачей-специалистов.

Учитывая большую протяженность страны, невозможность длительного отсутствия врача на рабочем месте на время учебы (повышения квалификации), особую роль приобретает дистанционное обучение, а также новые инновационные формы медицинского образования. Благодаря программам модернизации здравоохранения созданы условия для решения данных задач, однако сохраняется большая потребность в создании компьютерных программ дистанционного обучения и тестирования врачей, проведении тематических лекций, занятий, клинических разборов, семинаров и консультации беременных. В связи с этим необходимо создание и развитие симуляционных центров, дистанционных модулей, разработка учебно-методических комплексов для дистанционных образовательных технологий, внедрение инновационных образовательных программ.

В рамках программ модернизации здравоохранения в 2011–2012 гг. были запланированы мероприятия, направленные на подготовку к выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела. С этой целью в учреждениях родовспоможения и детства планировалось дополнительно открыть 2824 койки реанимации и интенсивной терапии для новорожденных и 4679 коек патологии новорожденных и недоношенных детей (II этап выхаживания).

По сведениям, представленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, в результате реализации программ модернизации здравоохранения за период 2011–2012 гг. в учреждениях родовспоможения и детских учреждениях дополнительно развернута 2391 койка реанимации и интенсивной терапии для новорожденных (84,7% запланированных) и 2797 коек патологии новорожденных и недоношенных детей (59,8% запланированных). Таким образом, общее число коек реанимации и интенсивной терапии для новорожденных в Российской Федерации в 2012 г. составило 6101, коек патологии новорожденных и недоношенных детей – 14 146. Показатель обеспеченности койками реанимации и интенсивной терапии для новорожденных в стране увеличился с 2,1 на 1000 родов в 2010 г. до 3,3 на 1000 родов в 2012 г. В 27 субъектах Российской Федерации обеспеченность койками реанимации и интенсивной терапии для новорожденных составляет 4 и более коек на 1000 родов, то есть соответствует рекомендациям приказа Минздрава России от 1 ноября 2012 г. № 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)».

Вместе с тем, в большинстве регионов сохраняется дефицит коек реанимации для новорожденных и особенно коек патологии новорожденных и недоношенных детей, что зачастую обусловлено недостатком помещений для их развертывания. В связи с чем указанные мероприятия должны быть продолжены.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 1 января 2013 г. медицинская помощь оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.

Результатом внедрения порядков оказания акушерско-гинекологической и неонатологической помощи с формированием адекватных потоков пациентов является положительная динамика показателей частоты преждевременных родов и ранней неонатальной смертности, дифференцированных по группам учреждений родовспоможения.

Анализ указанных показателей свидетельствует, что в 2012 г. по сравнению с 2011 г. удельный вес преждевременных родов, принятых в акушерских стационарах I группы, снизился и составил 9,4% всех преждевременных родов в Российской Федерации (в 2011 г. – 12,1%). Доля преждевременных родов, принятых в акушерских стационарах III группы, возросла с 25,1% в 2011 г. до 38,3% – 2012 г. Таким образом, в 2012 г. в 1,6 раза увеличилось число женщин с преждевременными родами, получивших медицинскую помощь в учреждениях родовспоможения, оснащенных современным медицинским оборудованием для оказания реанимационной помощи новорожденным и имеющих все необходимые условия для выхаживания недоношенных детей.

Доля новорожденных, умерших в акушерских стационарах I группы, снизилась с 23,9% всех умерших в раннем неонатальном периоде в Российской Федерации в 2011 г. до 16,2% в 2012 г., а удельный вес новорожденных, умерших в акушерских стационарах III группы, увеличился соответственно с 24,6 до 32,5%, что свидетельствует об оптимизации маршрутизации беременных женщин, рожениц и новорожденных в субъектах Российской Федерации и концентрации женщин с преждевременными родами в акушерских стационарах высокого уровня.

Высокий процент новорожденных, умерших в учреждениях родовспоможения I группы, отмечается прежде всего в регионах, не имеющих перинатальных центров и акушерских стационаров III группы.

Важное значение в повышении доступности и качества медицинской помощи имеет организация эффективной системы взаимодействия между медицинскими организациями в пределах региона, позволяющая оказать экстренную и неотложную медицинскую помощь, транспортировать беременных, рожениц, родильниц и новорожденных или согласовать тактику ведения на месте в случае отсутствия условий для транспортировки. С этой целью в рамках программ модернизации активно развивались дистанционные формы оказания медицинской помощи путем создания дистанционных консультативных центров с выездными акушерскими и неонатальными анестезиолого-реанимационными бригадами, оснащенными мобильными кювезами, диагностическим и реанимационным оборудованием.

В течение 2011–2012 гг. было создано 35 акушерских дистанционных консультативных центров. Таким образом, в настоящее время в 74 субъектах Российской Федерации функционирует 102 акушерских дистанционных консультативных центра с 122выездными акушерскими анестезиолого-реанимационными бригадами. Число женщин, проконсультированных сотрудниками акушерских дистанционных консультативных центров, увеличилось с 67,1 тыс. (4,0% всех закончивших беременность) в 2010 г. до 142,0 тыс. (7,8% всех закончивших беременность) в 2012 г.; количество женщин, транспортированных выездными акушерскими анестезиолого-реанимационными бригадами, возросло соответственно с 7153 (0,4% всех закончивших беременность) до 15 721 (0,9% всех закончивших беременность).

Во всех регионах начаты мероприятия по внедрению современных информационных технологий. Запись к врачу в электронном виде внедрена в 1350 женских консультациях (83,7% запланированных) и консультативно-диагностических отделениях 60 региональных перинатальных центров (63,8% запланированных). Ведение электронной карты пациента начато в 1866 учреждениях, оказывающих акушерско-гинекологическую помощь (62,1% запланированных), телемедицинские технологии применяются в 1291 медицинской организации (64,4% запланированных).

Вместе с тем в большинстве регионов работа по информатизации учреждений родовспоможения велась медленными темпами с нарушением установленных сроков и характеризовалась низкими темпами освоения финансовых средств.

Важной задачей программ модернизации здравоохранения было внедрение стандартов медицинской помощи с целью повышения качества оказания медицинской помощи, а также поэтапного увеличения заработной платы медицинских работников.

В 2011–2012 гг. стандарты оказания медицинской помощи во время беременности, родов и в послеродовом периоде внедрены в 626 учреждениях здравоохранения (31,6% всех учреждений родовспоможения) 44 субъектов Российской Федерации; стандарты оказания медицинской помощи новорожденным – в 483 медицинских организациях (24,4% всех учреждений родовспоможения) 65 регионов. Всего внедрено 242 стандарта по акушерству и 280 – по неонатологии.

Одним из результатов внедрения стандартов медицинской помощи стало повышение заработной платы медицинского персонала. По данным субъектов Российской Федерации, средняя заработная плата врачей акушеров-гинекологов в учреждениях родовспоможения, в которых внедрены стандарты, превышала заработную плату врачей, работающих в медицинских организациях и не применяющих стандарты, на 26,5% , врачей-неонатологов – на 24,6%, среднего медицинского персонала – на 22%.

В настоящее время одним из резервов повышения рождаемости является снижение числа абортов в Российской Федерации. Важным компонентом комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение абортов, является создание в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2007 г. № 389 «О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях» кабинетов медико-социальной помощи в женских консультациях, основной задачей которых является медицинская и социально-психологическая помощь женщинам в случаях незапланированной беременности, направленная на обеспечение позитивной альтернативы аборту.

Мониторинг реализации данного приказа свидетельствует, что число женских консультаций (акушерско-гинекологических кабинетов), имеющих в структуре кабинеты медико-социальной помощи, увеличилось с 419 в 2011 г. до 688 в 2012 г.; число женщин, обратившихся в кабинеты медико-социальной помощи, соответственно возросло с 105,4 тыс. до 212,8 тыс. В учреждениях здравоохранения, оказывающих амбулаторную помощь женщинам, в 2012 г. работали 902 психолога и 649 специалистов по социальной работе; в акушерских стационарах – 199 психологов и 95 специалистов по социальной работе.

С целью организации работы кабинетов медико-социальной помощи женских консультаций, а также координации деятельности психологов и специалистов по социальной работе акушерских стационаров в рамках программ модернизации здравоохранения осуществлялось создание центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Всего в 2011–2012 гг. в субъектах Российской Федерации создано 252 центра медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в которые в 2012 г. были направлены (обратились) 119,0 тыс. женщин.

Таким образом, модернизация службы родовспоможения в 2011–2012 гг. позволила укрепить материально-техническую базу учреждений здравоохранения; оптимизировать сеть медицинских организаций и привести структуру коечного фонда в соответствие с потребностью населения в медицинской помощи; внедрить современные информационные и телемедицинские технологии; начать поэтапный переход к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами, утверждаемыми Минздравом России, и повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям. В результате реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, показатель материнской смертности в Российской Федерации в 2012 г. по данным Росстата составил 11,5 на 100 000 родивших живыми (в 2010 г. – 16,5).

Проводимые в рамках программ модернизации мероприятия способствуют созданию условий для формирования полноценной трехуровневой системы оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным. Необходимым условием создания эффективной трехуровневой системы оказания акушерско-гинекологической помощи в регионах является создание перинатального центра, позволяющего сконцентрировать в одном учреждении беременных высокого перинатального риска и новорожденных, внедрить современные инновационные технологии в перинатологии и при ведении беременных с тяжелыми осложнениями гестационного процесса и экстрагенитальной патологией, снизить материнскую и младенческую смертность.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует 106 перинатальных центров, включая 6 федеральных научно-исследовательских институтов, оказывающих медицинскую помощь по профилям «акушерство и гинекология» и «неонатология» (Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Екатеринбург, Ростов-на-Дону). При этом из 100 региональных перинатальных центров 15 не полностью соответствуют существующим требованиям в связи с отсутствием в структуре перинатального центра отделения патологии новорожденных и недоношенных детей (II этап выхаживания). Многие перинатальные центры, построенные более 10 лет назад, нуждаются в реконструкции и расширении.

В большинстве регионов страны создана и функционирует дифференцированная по уровням система медицинской помощи, позволяющая эффективно использовать ресурсы, улучшить качество диагностики и лечения, организована маршрутизация беременных женщин, создана система мониторинга. Однако до настоящего времени 18 субъектов Российской Федерации не имеют акушерского стационара III группы, структура и оснащение которого полностью соответствуют требованиям, установленным Порядком оказания акушерско-гинекологической помощи. В связи с этим сохраняется необходимость продолжения создания федеральных и региональных перинатальных центров.

С этой целью в соответствии с поручением Президента Российской Федерации разработаны мероприятия по развитию перинатальных центров в Российской Федерации в 2013–2016 гг.

Разработаны критерии отбора субъектов Российской Федерации для строительства перинатальных центров, включающие показатели материнской, младенческой и перинатальной смертности, число родов в регионе, дефицит (избыток) коек патологии новорожденных и недоношенных детей и акушерских коек в акушерских стационарах III группы, число коек, не соответствующих СанПиН в акушерских стационарах III группы, а также поправочные коэффициенты, отражающие потребность субъекта Российской Федерации в строительстве или реконструкции перинатального центра.

Дальнейшее развитие службы охраны материнства и детства будет осуществляться в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации до 2025 г., а также задачами, поставленными в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в области здравоохранения» и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Основные направления совершенствования оказания медицинской помощи женщинам и детям в 2013–2020 гг. определены Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2511-р. Стратегической целью Государственной программы является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям науки.

Важнейшей составной частью Государственной программы является подпрограмма «Охрана здоровья матери и ребенка», основной целью которой является создание условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи детям и матерям, улучшение состояния здоровья детей и матерей, снижение материнской, младенческой и детской смертности, а также снижение уровня вертикальной передачи ВИЧ от матери ребенку. Основными мероприятиями подпрограммы «Охрана здоровья матери и ребенка» являются совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи на основе развития сети перинатальных центров; создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка; выхаживание детей с экстремально низкой массой тела; развитие специализированной медицинской помощи детям; совершенствование методов борьбы с вертикальной передачей ВИЧ от матери к плоду.

В результате реализации Государственной программы к 2020 г. планируется увеличить долю беременных женщин, обследованных по новому алгоритму комплексной пренатальной диагностики нарушений развития ребенка, до 70%; увеличить долю женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, до 85%; увеличить выживаемость детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела в акушерском стационаре, до 76,5%; увеличить охват пар «мать – дитя» химиопрофилактикой в соответствии с действующими стандартами до 99%.

Итогом реализации Государственной программы должно стать снижение показателя младенческой смертности в 2020 г. до 6,4 на 1000 родившихся живыми. С учетом нестабильного показателя материнской смертности в ряде субъектов Российской Федерации, а также активной работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в плане снижения недоучета случаев материнской смерти, показатель материнской смертности в Российской Федерации, утвержденный Государственной программой, в 2020 г. составляет 15,5 на 100 000 родивших живыми. Однако данное значение показателя рассматривается как целевое для регионов с высоким уровнем материнской смертности. Предполагается дальнейшее снижение показателя материнской смертности в Российской Федерации.

About the Authors

Baibarina E. – Director of Department for Mother and Child Healthcare,
Ministry of Health of the Russian Federation, professor
Rakhmanovsky l., 3, Moscow, 127994
8 (495) 627 24 00 * 1500
BaybarinaEN@rosminzdrav.ru
Filippov O. – Deputy-Director of Department for Mother and Child Healthcare,
Ministry of Health of the Russian Federation, professor
Rakhmanovsky l., 3, Moscow, 127994
8 (495) 627 24 00 * 1503
FilippovOS@rosminzdrav.ru
Guseva E. – Head of Unit of reproductive health and introduction of the effective
obstetric and gynecologic help of Department for Mother and Child
Healthcare, Ministry of Health of the Russian Federation
Rakhmanovsky l., 3, Moscow, 127994
8 (495) 627 24 00 * 1540
8(903)254-60-12
GusevaEV@rosminzdrav.ru

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.