Full

Актуальность проблемы

Первое место в структуре онкологической заболеваемости у женщин занимает рак молочных желез (РМЖ). Несмотря на сопоставимые показатели заболеваемости, уровень смертности от РМЖ в России превышает аналогичные показатели за рубежом.

Цель исследования

Оценить перспективы и эффективность комплексного обследования в диагностике доброкачественных заболеваний и рака молочной железы.

Материалы и методы

Анализ результатов комплексного обследования клинико-инструментальной диагностики 11200 женщин на базе Благотворительного Медицинского центра «Белая Роза» Иваново.

Полученные результаты и их обсуждение

Заболевания молочных желез диагностированы у 19,6%, сочетание заболеваний половых органов и молочных желез – у 39,7% обследованных. В структуре выявленной патологии преобладали различные формы диффузной доброкачественной дисплазии (80,6%), узловые образования диагностировались значительно реже (17,2%, р ≤0,001). Подозрение на опухолевый процесс отмечено у 2,1% обследованных, рак молочной железы верифицирован у 0,5%.

Предъявляли жалобы на болезненность молочных желез 64,8% женщин, на появление образования – 42,4%, на выделения из сосков 31,6%. При диффузных процессах наличие клинической симптоматики отмечено чаще по сравнению с узловыми образованиями (81,8% против 32%, р≤0,05).

Сочетанные гиперпластические процессы эндометрия и миома матки отмечены у 12,5% и 36,0% женщин с ДДЗМЖ, что достоверно чаще, чем при узловых образованиях – 2%, р≤0,05 и 6%, р≤ 0,001 соответственно. Нарушения менструального цикла также чаще имели место при диффузных формах по сравнению с узловыми: 30,0% против 14,0%, р≤0,05.

Сочетанная экстрагенитальная патология отмечена у 18,2% обследованных, в ее структуре частота сахарного диабета 1 и 2 типов составила 36%, заболеваний щитовидной железы – 24%, ожирения – 8%.

В рамках комплексного обследования для оценки состояния молочных желез использованы 2 метода инструментального исследования: до 35 лет – сонография, с 35 лет – сочетание рентгеновской цифровой маммографии и УЗИ с оформлением заключений по шкале BI-RADS.

У большинства женщин с диффузными формами заболеваний диагноз поставлен на основании данных сонографического исследования (96%), реже по результатам физикального осмотра (76,0%, р≤0,05), значительно реже – по маммографии – у 22%, р≤0,001). У 66,7% обследованных с ФКМ размеры кистозных образований не превышали 1см, кисты большего размера отмечены реже – у 16,7% (р≤0,001). У 90,2% пациенток с узловыми формами заболеваний молочных желез образования обнаружены при ММГ, у 74,6% при ультразвуковом исследовании (р≤0,05), на основании физикального осмотра – у 53,65% обследованных (р≤0,05 по сравнению с УЗИ; р≤0,001 по сравнению с ММГ). По результатам маммографии рентгенологические заключения BIRADS 4–5 – поставлены у 0,8% обследованных, BIRADS 3 – у 0,7%, BIRADS 0 – у 0,6%. Женщины с заключением BIRADS 4+ маршрутизированы на дообследование в областной онкологический диспансер, опухоль верифицирована у 22 из них (34,9%), оставлены под наблюдением онколога 65,1%. Согласно данным литературы, наиболее диагностически сложной является категория BIRADS 3, не позволяющая однозначно решить вопрос о дальнейшей тактике ведения. После выполнения сонографии у 59,0% этих пациенток диагностированы фибромы или фиброаденомы молочной железы, у 21,5% – диффузная кистозная мастопатия, у 19,5% рекомендована пункционная биопсия для верификации диагноза. Важным фактором риска развития злокачественного процесса является высокая рентгенологическая плотность ткани молочных желез. В группе с BIRADS 0 после сонографии у большинства обследованных патологии не выявлено (54,5%) или диагностированы диффузные изменения доброкачественного характера (31,3%), у 12,7% диагностированы узловые образования без атипии (кисты и фиброаденомы), у 1 пациентки атипичная киста (1,5%).

Выводы

Комплексное обследование органов репродуктивной системы, включающее оценку факторов риска, сочетанное применение маммографического и сонографического методов обследования, консультацию гинеколога и онколога на базе одного лечебного учреждения позволяют повысить точность первичной и дифференциальной диагностики, избежать необоснованных инвазивных вмешательств, сократить диагностический интервал.

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.