Role of perinatal maternal stress in psychosomatic state formation in babies of the first year of life

Chernukha E.A., Solovyeva A.D., Puchko T. K., Barashnev Yu.I., Korotkova N.A., Krasnova N.A.

Academician V. I. Kulakov Research Center of Obstetrics, Gynecology, and Perinatology, Ministry of Health and Social Development of Russia, Moscow; I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
The paper gives data on the impact of the maternal status on further development of a baby of the first year of life. It describes risk factors for psychosomatic and psychoautonomic disorders and defines the prognostic role of genetic or biological, organic cerebral, and psychosocial risk factors in the development of psychosomatic disorders in the baby. The functions of the mother-child system are examined in detail; different impairment stages in its development are presented. The basic principles of a psychoprophylactic service, its purposes, and tasks are outlined.

Keywords

micropsychiatry
infant psychiatry
genetic or biological risk factors
organic cerebral risk factors
psychosocial risk factors
mother-child system
antirisk factors
protection psychoprophylaxis

Многие психические заболевания начинаются в первые годы жизни ребенка. В связи с этим в последнее время исследования в детской психиатрии направлены на разработку и формирование психиатрии младенчества и раннего возраста. Особое внимание уделяется эпидемиологии психических расстройств в раннем детстве, их лечению и психопрофилактике [1, 2, 4, 6, 11, 36]. Именно в нашей стране с 20-30-х годов прошлого века закладывались основы клиники психических заболеваний раннего возраста [1, 3-5, 7]. В связи с малой выраженностью (микросимптоматика) психических расстройств у детей раннего возраста для обозначения этого раздела психиатрии используют термин «микропсихиатрия», в зарубежной практике — «педопсихиатрия». Приоритетные направления психиатрии младенчества — изучение психотерапевтической, психопрофилактической, психогигиенической роли семьи в охране психического здоровья младенца и малыша [6, 8-10, 14].

Состояние психического здоровья в раннем возрасте и его прогноз наиболее значимы в перспективе психического здоровья населения в целом. При изучении эпидемиологии психических заболеваний ВОЗ был сделан вывод о неуклонном росте психических расстройств среди населения планеты [8]. Согласно прогнозам, в отдельных регионах мира с неблагоприятной психосоциальной обстановкой этот показатель возрастет до 20%, общее количество психосоматически нездоровых детей в возрасте до 5 лет составит около 53 млн. С учетом всего диапазона психосоматических нарушений в детском возрасте — от субклинических проявлений до тяжелых форм патологии — показатель достигает 35–43% в разных странах, с нарастанием объема именно психической болезненности с 15 до 40% от дошкольного возраста к подростковому [2, 8, 14, 15, 38]. К сожалению, до настоящего времени плановая психиатрическая помощь детям первых лет жизни в нашей стране не оказывается. Дети до 3 лет курируются только невропатологом и лишь после 3 лет — психиатрами. Такая помощь базируется на дезинтеграции детской психоневрологии, прежде дисциплины единой, на психиатрию и неврологию. Кроме того, существует и определенная изоляция психологии младенчества от педиатрии, что тормозит развитие психиатрии раннего детства в нашей стране. Актуальным направлением в педопсихиатрии является изучение риска возникновения психосоматических и психовегетативных нарушений и определение прогностической роли генетических, церебрально-органических и психосоциальных факторов риска в развитии психосоматических отклонений. В большинстве случаев популяционный риск фактора принимается условно, в соответствии с научными традициями, складывающимися в тех или иных направлениях изучения проблемы риска в целом: высокий риск — по T. Zubiu, повышенный риск — по В.В. Ковалеву, состояние дистресса — по H. Selye, повреждающий стресс, вызывающий дезадаптационную реакцию в организме, предшествующую болезни, предболезнь по С.Б. Семичову.

Перед тем как перейти к каждому фактору отдельно, целесообразно рассмотреть некоторые общие понятия младенческой нейрофизиологии и психологии. Из работ последних лет следует, что младенец с первых дней жизни видит, слышит, способен к обучению и познанию мира через систему материнско-детских отношений. Процесс созревания нервных клеток происходит в различное время: коры головного мозга – к 18-20 мес, продолговатого мозга – к 7 годам, необходимые жизненные функции новорожденного регулируются промежуточным мозгом. Тем не менее кора головного мозга новорожденного готова к образованию сложных условных рефлексов [2, 4, 6, 13, 16, 18, 35].

Ребенок и младенец в том числе легче, чем взрослый, образует связи с окружающей средой, и они у него, с одной стороны, устойчивы, с другой — легко угасают при конкурирующих раздражителях. Непривычные раздражители и впечатления вызывают у младенца генерализацию ответных защитных реакций и легко могут переходить в степень гиперергических. По теории функциональных систем А.П. Анохина, в основе любых ответных реакций человеческого организма лежит не сочетание рефлексов, а стремление организма к адекватной адаптации к внешней среде независимо от возрастного фактора. Одним из основных механизмов адаптации является эмоциональное реагирование. В основе эмоциональных реакций лежит потребность организма в удовлетворении своих нужд, что формирует мотивацию поведения. Существует также важная нейрофизиологическая функция, так называемый эмоциональный резонанс, при реализации которой положительные эмоции предшествуют, доминируют над отрицательными [1, 3-5, 7]. Фундаментальными исследованиями отечественных и зарубежных психологов и педагогов разработаны основы психологии раннего возраста и формирования психических функций в онтогенезе. Доказано, что поведение взрослого человека проецируется с младенческого периода и мало меняется с возрастом. С годами происходит лишь усложнение контроля поведения, внутренняя конструкция которого сохраняется с первого года жизни. Выделяется ряд основных периодов развития ребенка с возраста 1 мес, каждый из которых может явиться одновременным индикатором риска нарушений развития, в частности, эмоциональных реакций, преимущественно тревоги и депрессии. При этом в материнско-младенческом взаимодействии ведущая роль принадлежит матери. Вначале это проявляется на уровне удовлетворения инстинктивных потребностей ребенка и тесно связано с пищевым опытом, а позднее – с активным поиском ребенком защиты, любви и привязанности, необходимых как для его физического выживания, так и для формирования его человеческих свойств. Все это исторически и биологически связано с матерью и составляет основу выделяемого в младенческой психологии феномена системы (диады) мать-дитя.

На тип формирования системы мать-дитя влияют следующие факторы: 1) возраст матери; 2) ее физическое и психическое здоровье; 3) социальная среда; 4) уровень образования родителей; 5) этнические особенности. Этапы развития системы взаимоотношений мать-дитя: 1) первичное условно-безусловное витальное взаимодействие; 2) развитие эмоционального контакта; 3) развитие целенаправленных форм младенческой активности; 4) расширение диапазона взаимодействия в диаде; 5) развитие невербальных способов взаимодействия и собственно вербальных возможностей младенца, а также формирование матерью невербальных и вербальных форм общения с младенцем, доступных его восприятию.

Основные проявления функций системы мать-дитя: 1) соединение; 2) отталкивание; 3) сепарация (проявление активного интереса ребенка к окружающему миру, формирование мотивации к действию и овладению окружающим миром); 4) воссоединение. Эти функции социальной активности ребенка задают форму поведения матери, которая с помощью интуиции ощущает потребности ребенка и действует спонтанно, взаимодействуя с ним.

Нарушения системы взаимоотношений мать-дитя могут наблюдаться с первых часов жизни младенца и проявляются в виде следующих вариантов: 1) связи между матерью и ребенком не формируются; 2) связи формируются искаженно; 3) нарушения связи возникают после некоторого периода более или менее нормального развития системы. В последнем случае развитие диады нарушается, искажаясь на более раннем этапе или регрессируя и прекращаясь совсем. Нарушения системы мать-дитя на любом уровне создают аномальные условия для психического развития младенца. Причем в этих случаях даже наличие нормальных онтогенетических механизмов не гарантирует от возникновения отрицательных воздействий, судьба которых (исчезновение или закрепление и развитие) зависит от характера устанавливающихся диадических взаимодействий. Поэтому нарушения в системе мать-дитя лежат в основе отклонений психического развития младенца и его психического здоровья, которые обычно проявляются психосоматическими и вегетативными расстройствами в виде нарушений сна, аппетита, функции пищеварения, кожных проявлений, дыхательных дисфункций, а также снижением настроения в виде субдепрессий и т.п. Общим психологическим последствием в этих случаях является нарушение процесса адаптации и социального приспособления ребенка к окружающей среде [2, 3, 7, 19, 23, 34, 39, 44].

Первый год жизни расценивается как период формирования привязанностей и обоюдных взаимодействий со взрослыми. Нарушения в первый год жизни приводят к возникновению депрессивных реакций у ребенка не только в этом, но и в более старшем возрасте [2, 6, 20, 24, 33, 43]. Дети с ущербным формированием неонатальных привязанностей с матерью, отцом, прародителями во взрослом возрасте не способны устанавливать адекватные эмоциональные взаимоотношения с другими людьми, в том числе и со своими детьми.

В настоящее время микропсихиатрами выделены основные возрастные периоды личности, проявляющиеся на первом году жизни: 1) возраст первых дней, или феномен «impritinga Лоренца» — запечатлевание. Первое неонатальное реагирование новорожденного, визуальный контакт с человеческим лицом и в первую очередь с лицом матери, по мнению многих исследователей, является определяющим фактором для всего психического развития ребенка [22, 32, 37, 40, 42]; 2) 3-4 нед — сенситивный этап. Период первичного социального поведения, начало зрительного контакта с окружающим миром и другими взрослыми; 3) 6-8 нед — избирательные реакции на человеческие лица, ребенок улыбается, предпочитая реальное лицо; 4) 3-4 мес — избирательная улыбка окружающим и появление первичных привязанностей, окончательно определяющихся в виде избирательных социальных предпосылок к году ребенка через этап боязни «чужого». Многими зарубежными микропсихиатрами в последние годы была сформулирована новая концепция младенческо-родительских отношений. По данной концепции утверждается равноправие ролей матери и отца в первичных взаимодействиях с младенцем с периода новорожденности. Отцовская роль выводит коммуникативные функции на первый план как одни из базисных в период младенчества [12, 21, 25, 26, 41].

Генетические факторы психосоматических нарушений

В настоящее время известно около 3 тыс. генетически детерминированных синдромов с известным метаболическим дефектом (фенилкетонурия, галактоземия, гистидинемия, тирозинемия, дефицит альфаантитрипсина и др. ). Все эти синдромы характеризуются наличием в клинической картине психических расстройств, главным образом в форме развития интеллектуального дефекта [1, 2, 4-7, 31]. В этом смысле представляет интерес анализ материалов и роли генетического фактора в этиологии шизофрении. Известно, что чем выше степень родства, тем больше риск развития болезни. Для 1-й степени это 10—30% вероятности, для 2-й — 3-4%, тогда как в общей популяции риск возникновения шизофрении равен 1%. Если оба родителя страдают шизофренией, то риск возрастает до 46%, а для монозиготных близнецов он еще выше [1, 3, 9, 27, 30, 31]. Следовательно, особого внимания заслуживают семьи, в которых имеет место феномен ассортативности браков, достаточно часто наблюдаемый в среде психически больных лиц, в том числе и шизофренией.

Работы B. Fish в течение 25 лет, включавшие клинические, психиатрические и неврологические исследования, проводимые в комплексе с изучением деятельности головного мозга электрофизиологическими методами, выявили характерные признаки, относящиеся к генотипу шизофрении или ее маркеру. Это так называемый нейроинтегративный дефект, или pandysmataration — PMD, в дальнейшем при прогрессировании pandevelopmental retardation — PDM. Этот особый синдром нарушения регуляции и пластичности созревания нервной системы в младенчестве был назван тотальным недоразвитием [1, 3, 7, 17]. PMD и PDM обусловлены генетическим риском шизофрении. Они не связаны с дистрессами беременности и родов, а также с такими средовыми факторами, как социальный, этнический статус семьи, и полом ребенка. Если PMD исчезает к концу первого года жизни, то в большей степени он компенсируется. Если остается и в дальнейшем переходит в PDM, то он может рассматриваться как предвестник шизофрении, а в выраженной форме равнозначен ей. У таких детей на первом году жизни будут отмечаться моторные, сенсорные и когнитивные дисфункции, дистоничный мышечный тонус. Дети не могут самостоятельно сидеть, стоять, не ищут спрятанный предмет, не стремятся к контактам, они раздражительны, у них имеются аутистические установки (замыкание в себе, избегание стрессовых ситуаций), отмечаются тактильная гиперчувствительность, расстройства мимики, микрокататонические феномены. Нарушение внимания и мышления у таких детей выражается в дефиците переработки информации и функции внимания — ДПИВ, что проявляется в недостаточности удержания активного внимания и неспособности отфильтровать «шумы» от значимой сенсорной информации. Все эти нарушения станут особенно выраженными в раннем и дошкольном возрасте. Синдром ДПИВ, по мнению многих авторов, лежит в основе специфических нарушений мыслительных процессов, патогномоничных для шизофрении (нарушение последовательности мыслей, обрывы их, случайные ассоциации и т.п.). Этот феномен достаточно часто наблюдается у детей группы высокого риска [1, 3, 7, 9, 17, 27, 30, 31].

Таким образом, признаков основных психических заболеваний — шизофрении и аффективных расстройств — имеется достаточно и они могут проявляться на различных уровнях.

Церебрально-органические факторы

Детские невропатологи, психоневрологи и клиницисты-психиатры, придерживающиеся концепции о приоритете биологического мозгового субстрата в психиатрии, едины в том, что психические заболевания либо обусловлены, либо провоцируются, либо усиливаются наличием церебрально-органических факторов риска в онтогенезе ребенка. Это касается различных заболеваний — «задержек психического развития и олигофрений, раннего детского аутизма, шизофрении, аффективной патологии и нарушений поведения [1, 2, 4, 5, 7, 17, 28, 31]. При этом пусковая роль придается таким факторам, как перинатальная патология с гипоксией и церебральной травмой плода, приведшим к патологии мозга в младенчестве, оставившей резидуальную церебральную недостаточность или минимальную мозговую дисфункцию.

Феномены структурных отклонений не всегда связаны с тяжестью психического заболевания. Большая роль в их происхождении принадлежит генетической обусловленности и безусловным экзогениям в виде повышенной чувствительности к вирусным инфекциям и нарушениям течения родового акта, т.е. перинатальной патологии.

Психосоциальные факторы

В современных условиях в микропсихиатрии при изучении вопросов риска возникновения психических расстройств, в том числе неврозов, психозов, вегетативных расстройств в раннем детском возрасте и возможности их профилактики психосоциальным факторам риска придается большое значение. Средовые факторы могут быть представлены в виде нарушения семейного взаимодействия [1, 4, 6, 10, 28, 31]. Выделены различные типы нарушения семейного взаимодействия, действующие на определенных этапах раннего онтогенеза. Это так называемая шизофреногенная семья, а в ней особый шизотипический характер общения, обусловленный специфическим личностным профилем матери, имеющей стрессовые расстройства и не обязательно болеющей шизофренией [1, 5, 21, 30]. В этих случаях так называемая двойная связь выражается в доминировании и чрезмерной опеке, с одной стороны, и изначальном игнорировании и отрицании своего ребенка — с другой. Последнее, как правило, сочетается с отрицательным образом ребенка в представлении матери. Это формирует дефектный тип передачи информации и способы осуществления мыслительной деятельности, а также нарушение вербальных и коммуникативных процессов у ребенка. По мнению многих исследователей, асоциальные условия жизни и/или отрыв от семьи более чем в 10 раз увеличивают риск возникновения нарушений психического развития у младенцев и малышей. Причем характерно, что многие дефектные формы общения, как поведенческие, так и вербальные, возникают на основе давних и глубоких корней на уровне поколений. Родители, не умеющие наладить контакты с окружающими и детьми, часто сами в раннем детстве пережили аналогичную стрессовую ситуацию, исказившую формирование их личности с первых лет жизни в виде тех или иных психических отклонений в период младенчества. Поэтому младенческую психиатрию называют также психиатрией детско-родительских отношений [1, 4, 9, 10, 12, 29].

Главное место в общей системе детско-родительских или родительско-младенческих отношений занимает система мать-дитя, а в ней особо отрицательную роль в психическом здоровье и развитии младенца играет мать. В социальной педиатрии есть термин скрытого (нежеланные дети) и реального сиротства в младенчестве. У таких детей в дальнейшем развивается комплекс отверженности с асоциальными установками, расторможением влечений, разрушительными тенденциями, эмоциональной бедностью и негативным отношением к родителям. Возраст наиболее критических периодов для формирования феномена сиротства — первые дни и недели жизни до 1,5 лет, а также от 2,5 до 3 лет [3, 6, 7, 9, 10, 12,21].

Недостаточное родительское, преимущественно материнское, эмоциональное взаимодействие у детей первого года жизни лежит в основе многих психопатологических нарушений, в том числе и психосоматических, таких как аллергия, бронхиальная астма, кожные нарушения, вегетососудистая дистония с частыми кризами и т.п. [1, 3, 17].

В младенческом периоде на ранних стадиях симбиоза матери и младенца у ребенка формируется чувство целостности своего тела (его границ) и отделения его от окружающих предметов и субъектов, что формирует инициальную стадию системы «Я, не Я» ребенка. Данное явление происходит в процессе тактильных контактов младенца с телом матери, которая одновременно является первичным объектом социализации ребенка. Телесные взаимодействия формируют пространственную ориентацию совместно с функцией вестибулярного аппарата и ощущением гравитационного поля. В ситуации недостаточного сенсорного стимулирования нарушается интеграция соматосенсорной и вестибулярно-сенсорной информации, что приводит к дефициту развития психики ребенка в целом.

В психологические функции материнства, помимо биологического ухода и воспитания, входят социально-интегративные и «удерживающие» функции, основой которых является чувствование, интуиция (эмпатия) матери по отношению к малышу для предупреждения риска «психосоцильного дефицита» и оптимального психического развития младенца.

Особое значение имеет феномен обоюдной «компетентности» во взаимодействии матери и младенца, т.е. компетентности матери в языке ребенка. Эта проблема особенно актуальна в семьях с молодой матерью (16-22 года), не имеющей помощи более взрослых близких. Неадекватное поведение матери при наличии у нее стрессового расстройства может создавать ситуацию риска возникновения нарушений психического развития ребенка, неонатальной смертности вследствие насилия над ребенком или развития «синдрома избиваемого ребенка». Инфантилизм матери формирует ситуацию скрытого сиротства, с осознанным или неосознанным нежеланием иметь ребенка и отказом от материнства. Несовершеннолетие и инфантилизм, стрессовые нарушения после родов, психическая болезнь или аномалии характера матери, ее некомпетентность во взаимоотношениях с ребенком в большинстве случаев могут оказать более отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка, чем другие близкие или не биологические воспитатели с гармоничными установками на процесс воспитания [2, 4, 6, 12, 37]. В связи с этим очень остро стоит вопрос о необходимости как можно более раннего оказания помощи, в том числе психотерапевтической, матери или обоим родителям, которые не могут полноценно выполнять родительские функции.

Многочисленные исследования посвящены влиянию тревожно-депрессивных нарушений матери в период новорожденности младенца. Их отрицательная роль в психическом развитии ребенка также базируется на повреждающих воздействиях факторов материнской депривации (скрытое или явное нежелание материнства), нарушений в системе мать-дитя, специфической некомпетентности матери, обусловленной ее инфантильностью, стрессовым состоянием, сопровождающимся депрессией, агрессивностью и усталостью при уходе за ребенком или повышенной неадекватной гиперопекой в результате тревожности.

Необходимо упомянуть о факторах антириска, или «резистент-стресс-факторах». К ним относятся феномены окружающей среды или организма, дающие возможность избежать заболевания даже при наличии высокого риска и соответствующих условий, а также взаимопроникновение или вживание здорового члена семьи в патологию больного и избегание контактов ребенка с матерью во время проявления у нее выраженных нарушений, перечисленных выше.

Поиск протекторов или факторов защиты от психической патологии с периода раннего возраста очень важен в психопрофилактической работе, в которой уже наметился специальный раздел — психопрофилактические мероприятия или протекционная психопрофилактика и психогигиена как первичная психопрофилактика в раннем возрасте.

Принципы профилактики психических нарушений в раннем детском возрасте

Современная психотерапевтическая модель требует улучшения родительского воспитания и социальных изменений для уменьшения чувства беспомощности и повреждающего влияния стрессов как для ребенка, так и для его родителей, живущих в условиях все более сложного индустриально-конкурентного общества. В основу психопрофилактики будущего необходимо прежде всего положить новую теорию развития психических функций в раннем детском возрасте и здоровую среду их развития – семью, гуманизацию отношений, свободу и права ребенка с первых дней его жизни. Необходимы разработка и создание психопрофилактических форм помощи детям раннего возраста, особенно в рамках внутрисемейной коррекции в системах мать-дитя, мать-ребенок-отец, мать-ребенок-семья и т.п.

Первичная профилактика в младенческой психиатрии может быть ориентирована на решение как широкого, так и более узкого круга проблем. В первом случае ее следует рассматривать как профилактику психического нездоровья в целом в рамках общих психогигиенических мероприятий, включающих качественно оказанную акушерскую помощь. В узком смысле это может быть профилактика определенных психопатологических расстройств, в том числе и эндогенных [3, 17, 27].

Целью первичной психопрофилактики должно быть обеспечение максимально позитивного развивающего влияния среды на формирование детской психики за счет психологической поддержки как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. Младенец не является пассивным участником взаимодействия со взрослыми. Он очень рано приобретает активную роль, развивая функцию управления поведением взрослого, собственные навыки и способность к преднамеренному поведению. Следовательно, основной задачей психопрофилактики (особенно первичной) должна также являться стимуляция активности ребенка в его стремлении освоить мир и противодействовать реализации фактора риска и стимуляция факторов антириска.

Ряд общих принципов организации специализированной помощи детям раннего возраста в микропсихиатрии: 1) основная форма организации службы психического здоровья детей раннего возраста — поликлиническая, при необходимости может быть домашней; 2) основное направление психиатрической помощи детям раннего возраста — внутрисемейная психотерапевтическая коррекция психических расстройств и их профилактика; 3) основная цель — проведение первичной протективной психопрофилактики у младенцев.

Для определения задач психопрофилактической службы необходимо учитывать следующие положения:

• Психическое развитие ребенка является результатом трех составляющих: социальных, биологических и внутренних психобиологических свойств ребенка — это инстинкт свободы, любознательности и эмоционального голода, на базе которых формируются три основные интрапсихические структуры психогенеза младенца: а — психическая активность, б — стремление к компетентности в окружающей среде, в — потребность в системе эмоциональных привязанностей.

• Нарушение формирования одной из интрапсихических структур приводит к возникновению психической патологии, психогенной по своему происхождению, легко возникающей при наличии дополнительных факторов риска (генетических, церебрально-органических, социальных).

• Основное содержание психопрофилактической работы в младенчестве и на первом году жизни составляет управление процессами психической активности, компетентности и привязанности в рамках психогигиены и первичной психопрофилактики.

• В системе вторичной психопрофилактики это активная коррекция уже имеющихся изменений интрапсихических структур на фоне психического диатеза или развивающегося заболевания.

• В рамках третичной психопрофилактической программы (при наличии инвалидизирующего дефекта психики ребенка) включение превентивных мер в общий многофакторный лечебно-профилактический процесс для повышения эффективности результатов лечебных и профилактических мероприятий.

Основные задачи психопрофилактической службы:

• Координация практических программ, направленных на профилактику нарушений психического здоровья детей раннего возраста типового района города.

• Выявление психологической готовности лиц, собирающихся стать родителями, к выполнению родительской роли и оказание помощи по формированию такой готовности.

• Диагностика первично-психических особенностей младенца.

• Определение особенностей социальной ситуации развития ребенка, выявление ее стрессогенного влияния и оказание содействия созданию эмоционального комфорта в семье.

• В рамках такой службы возможно определение степени социальной защищенности родителей от экономических трудностей и посильное участие в координации работы служб социальной помощи населению в этом направлении.

• Обеспечение психологической помощи родителям, испытывающим трудности в процессах ожидания или воспитания ребенка, а также родителям, имеющим те или иные социальные проблемы (матери, которые воспитывают детей одни, не имея социальной и экономической поддержки, матери с послеродовым стрессом, семьи лиц, страдающих алкоголизмом и/или наркоманией, семьи с трудными детьми более старшего возраста и т.п.), путем создания так называемых групп психологической самоподдержки.

• Оценка развивающей функции среды и определение необходимой тактики воспитания для родителей и воспитателей с учетом индивидуальных психических особенностей ребенка.

• Консультирование родителей, маленькие дети которых пережили острый психологический стресс, или родителей, озабоченных психическим развитием своих детей, а также испытывающих трудности при выполнении родительской роли.

• Научно-консультативная служба психического здоровья для детей раннего возраста должна быть на базе типовой детской поликлиники, женской гинекологической консультации и родильного дома.

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.