Role of a federal institution in providing the regionalization of perinatal care

Malyshkina A.I., Vasilyeva T.P., Pesikin O.N., Chasha T.V.

V.N. Gorodkov Ivanovo Research Institute of Maternity and Childhood, Ministry of Health and Social Development of Russia
The paper describes the experience of the interaction of the V. N. Gorodkov Ivanovo Research Institute of Maternity and Childhood, Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, and the regional delivery services of the Central Federal District’s subjects, which are to be supervised by an order of the Ministry of Health of Russia. Data are summarized on developed and tested medical organizational technologies for the joint improved controlling of the regionalization of perinatal care under the conditions of a supervised regional operating systems complex. Evidence is provided for the efficiency of combined elective and emergency obstetric counseling at a set-up interregional consulting obstetric center.

Keywords

control of perinatal care regionalization
interregional obstetric counseling
supervised regional operating systems complex
federal supervising institution

Проблема регионализации перинатальной помощи находится в центре внимания зарубежных и отечественных исследователей, перинатологов и организаторов здравоохранения, т.к. концентрация
беременных, рожениц, родильниц и новорожденных высокой степени риска в акушерских стационарах, выделенных для оказания помощи данному контингенту пациентов, способствует не только повышению качества перинатальной помощи, но и ресурсосбережению отрасли.

С выходом приказа Минздравсоцразвития «Об утверждении Порядка оказания акушерскоинекологической помощи» № 808н от 02.10.2009 регионализация перинатальной помощи определена как инструмент улучшения показателей работы службы родовспоможения. В этой ситуации деятельность профильных федеральных институтов должна быть также направлена на обеспечение регионализации перинатальной помощи в курируемых территориях.

Участию федеральных научных центров акушерскопедиатрического профиля в регионализации перинатальной помощи способствует создание в соответствии с приказами Минздравсоцразвития Российской Федерации (РФ) и Российской академии медицинских наук «О закреплении федеральных округов за НИИ акушерско-педиатрического профиля» № 201/51

от 04.06.2001 и «О внесении дополнений в приказ МЗ РФ и РАМН № 201/51» № 435/104 от 13.12.2001
на территории РФ начиная с 2001 г. системы курации профильными федеральными научными центрами служб родовспоможения субъектов федерации и закрепления последних за учреждениями-кураторами. Вследствие этого были созданы организационно-функционально-территориальные системокомплексы, в которые вошли Федеральный профильный научный центр-куратор и службы родовспоможения субъектов федерации, закрепленных для курации, что определило необходимость регионализации перинатальной помощи в пределах данного объединения.

Функционирующие сегодня в стране профильные акушерско-гинекологические федеральные научные центры: ФГУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова Минздравсоцразвития России, ГУ Научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии
им. Д.О. Отта РАМН, ГУ Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии
Минздравсоцразвития России, ГУ Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества Минздравсоцразвития России, ФГУ Ивановский научно-исследовательский ин ститут
материнства и детства им. В.Н. Городкова Минздравсоцразвития России – это мощные высококвалифицированные учреждения, оказывающие специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь, имеющие разработанные и утвержденные медицинские и организационные технологии оказания перинатальной помощи.

Поэтому преимуществом создания кураторских организационно-функционально-территориальных
системокомплексов, в отличие от объединения административных районов, в рамках отдельного субъекта РФ является приобретение всеми субъектами РФ, входящими в системокомплекс, курируемый
Федеральным профильным НИИ, акушер ского стационара (клиники учреждения-куратора), который
действительно соответствует критериям третьего уровня.

Так, например, ФГУ Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова Минздравсоцразвития России, созданный в 1980 г., ныне имеет акушерскую клинику на 240 коек с отделением детской реанимации (15 коек), детскую клинику на 100 коек с отделением восстановительного лечения детей с перинатальными повреждениями центральной нервной системы, гинекологическую клинику на 250 коек, центр здоровья семьи (100 посещений в смену) с отделениями планирования семьи, вспомогательных репродуктивных технологий, консультативнодиагно стический центр (300 посещений в смену) с медико-генетической консультацией, которые работают при поддержке научных подразделений (отдел акушерства и гинекологии, отдел неонатологии и клинической неврологии детского возраста, отдел охраны здоровья детей и подростков и медико-социальных исследований, лаборатория клинической иммунологии, лаборатория патоморфологии и электронной микроскопии, лаборатория клинической биохимии и генетики, отдел патентоведения и научной информации).

Для осуществления профильной курации за институтом были закреплены Владимирская, Костромская,
Тверская, Ивановская, Тульская, Рязанская, Ярославская и Тамбовская области, службы родовспоможения которых в совокупности с ин ститутом создали систему перинатальной помощи Ивановского системокомплекса. Вся деятельность института в курируемых территориях Центрального федерального округа была направлена на обеспечение регионализации перинатальной помощи.

Теоретической основой ее совершенствования должно стать методическое определение таких поня-
тий как:
1. Регионализация перинатальной помощи как дифференциации акушерских стационаров территории
по группам риска [7].
2. Маршрутизация как схемы движения беременных, рожениц, родильниц и новорожденных с риском
материнской и перинатальной смертности в акушерские стационары соответствующего уровня.
3. Управление маршрутизацией как обеспечение выполнения женщине, плоду или новорожденному
необходимой схемы движения на основе комплекса управляемых медико-организационных и социально-психологических факторов.
4. Эффективность регионализации перинатальной помощи как достижение высокой концентрации беременных, плодов и новорожденных в акушерских стационарах соответствующего уровня и благоприятных показателей их здоровья.

В соответствии с критериями разделения акушерских стационаров по трем уровням (приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка оказания акушерско-гинекологической
помощи» № 808н от 02.10.2009) в структуре акушерских стационаров Ивановского системокомплекса в настоящее время наибольшую долю (50%) составляют стационары первого уровня, 43,3% – второго и остальные – третьего. Более половины (51,2%) субъектов РФ системокомплекса не имеют областных перинатальных центров, в них недостаточно коек детской реанимации (менее 1,5 на 1000 родов). Особенностью Ивановского системокомплекса является его компактность, а именно: 50% субъектов РФ, входящих в системокомплекс, находятся в непосредственной близости от федерального учреждения-куратора – в пределах 1–4 ч автотранспортного передвижения. Это позволяет кроме дистанционных форм взаимодействия развивать и использовать формы непосредственного контакта. Основу развития регионализации перинатальной помощи в курируемом системокомплексе составил положительный опыт взаимодействия нашего ин ститута, Департамента здравоохранения и учреждений родовспоможения Ивановской области, накопленный с момента образования института (1980) в ходе пилотных проектов. За эти годы в области планомерно проводилось укрупнение акушерских стационаров. В настоящее время в структуре преобладают акушерские стационары второго уровня (57,2%), стационаром третьего уровня является ФГУ Ивановский НИИ материнства и детства
им. В.Н. Городкова Минздравсоцразвития России.

В ходе взаимодействия отработана организационнофункциональная модель управления регионализацией перинатальной помощи, которая включает шесть медико-организационных блоков: 1-й блок – плановый отбор и обеспечение госпитализации беременных в акушерский стационар соответствующего уровня, 2-й блок – плановая транспортировка беременной женщины из акушерского стационара в стационар соответствующего уровня, 3-й блок – экстренная транспортировка беременной в акушерский стационар 3-го уровня, 4-й блок – оказание экстренной
помощи по месту нахождения женщины или новорожденного, 5-й блок – транспортировка новорожденных в учреждение 2-го или 3-го уровня, 6-й блок – тран спортировка родильниц в акушерский стационар 3-го уровня. По первому блоку модели среди медико-организационных технологий, апробированных с положительным эффектом в Ивановской области, можно отметить такие как организация внутритерриториальной курации учреждений родовспоможения области специалистами института (с 1980 г.); организация системы акушерско-терапевтическопедиатрических комплексов и акушерских консультативно-экспертных комиссий, функционирующих в женских консультациях для экспертизы качества медицинского наблюдения состоящих на учете беременных (с 1980 г.) [4]; организация территориального консультативного амбулаторного акушерского приема беременных высокой степени риска на базе ФГУ Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова Минздравсоцразвития России – учреждения 3-го уровня (с 1993 г.); разработка и внедрение автоматизированной программы «Мониторинг здоровья и качества медицин ского наблюдения беременных» с созданием областной базы в институте (с 1998 г.) [1]; организация проведения плановых обходов родильных отделений в учреждениях первого, второго уровня и консультативных районных акушерских приемов беременных женщин высокой степени риска кураторами при выезде в районы (с 2000 г.); создание системы медико-социальноправового информирования беременных для формирования положительной мотивации к выполнению рекомендации родоразрешения в акушерском стационаре необходимого уровня с помощью диспансерной книжки беременной как нового носителя информации (патент РФ № 69804 от 10.01.2007 на полезную модель) (с 2008 г.).

По 2-му и 3-му блокам модели среди медикоорганизационных технологий, апробированных с положительным эффектом в Ивановской области, можно отметить такие как введение экстренного внутритерриториального акушерского консультирования через систему санитарной авиации с транспортировкой беременной в акушерский стационар института (с 1988 г.); внедрение сплошного экспертного разбора случаев перинатальной смертности на областной комиссии, созданной в Департаменте здравоохранения области и использованием разработанной институтом автоматизированной программы «Анализ причин перинатальной смертности и управления качеством ее профилактики» (с 1986 г.) [2]. 4-й блок модели включает мероприятия по оказанию медицинской помощи на месте.

По 5-му блоку модели среди медико-организационных технологий, апробированных с положительным
эффектом в Ивановской области, можно отметить создание реанимационно-консультативного центра
с 2003 г., который осуществляет дистанционное консультирование, выездную реанимационно-консультативную помощь и транспортировку новорожденных в институт. В отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных внедрены современные медицинские технологии респираторной поддержки новорожденных: неинвазивная искусственная вентиляция легких (ИВЛ), триггерная ИВЛ, высокочастотная ИВЛ, заместительная терапия сурфактантом, ингаляционная терапия оксидом азота, а также медицинские технологии, разработанные институтом. Среди них можно отметить такие как «Прогнозирование иммунологических нарушений и инфекционно-воспалительной патологии у новорожденных детей» (ФС № 2006/220); «Алгоритм исследования головного мозга плодов и новорожденных 20–40 нед гестации с патологией центральной нервной системы» (ФС № 2008/009); «Оценка эффективности лечения детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы в раннем восстановительном периоде» (ФС № 2008/274); «Прогнозирование и профилактика
постгипоксических нарушений сердечно-сосудистой системы у новорожденных детей» (ФС № 2010/018); «Диагностические критерии иммунодефицитных состояний у новорожденных с экстремально низкой массой тела» (ФС № 2010/063). В том же блоке модели можно отметить оказание хирургической помощи новорожденным на базе института с 2005 г. Операции выполняются детскими хирургами областной клинической больницы. Анестезиологическое пособие, интенсивная терапия и послеоперационное выхаживание новорожденных осуществляются реаниматологами и неонатологами института. C 2005 по 2009 г. удельный вес оперативных вмешательств у новорожденных, выполненных в институте, по отношению ко всем выполненным в области достиг 100%. При этом показатель летальности новорожденных после абдоминальных и торакальных операций в Ивановской области
снизился со стабильно высоких цифр до 30,0% в 2007, 14,3% – в 2008, 7,7% – в 2009 г.

Транспортировка родильниц в акушерский стационар 3-го уровня (6-й блок модели) осуществляется благодаря созданию анестезиолого-реанимационных бригад (реанимобиль).

Об эффективности управления регионализацией перинатальной помощи в условиях взаимодействия ФГУ Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова Минздравсоцразвития России и службы родовспоможения Ивановской области свидетельствует динамика таких показателей: снижение
коэффициента централизации смерти новорожденных как числа случаев ранней неонатальной смерти
в акушерских стационарах 1-го уровня от всех случаев смерт ности в территории новорожденных в этот период жизни (с 76% в 2002 г. до 8,7% в 2008 г.),

повышение индекса транспортировки новорожденных (в 1,4 раза с 2003 по 2009 г.), снижение ранней
неонатальной смертности (в 3,7 раза с 2002 по 2009 г.), снижение неонатальной смертности (с 10,1‰ в 2002 г. до 3,9‰ в 2009 г.).

В то же время соотношение транспортировки беременных и транспортировки новорожденных показывает, что перспективой регионализации перинатальной помощи должно явиться развитие технологий, обеспечивающих транспортировку беременных. Впервые в условиях территориального системокомплекса предложена организационно-функциональная модель межтерриториального акушерского консультирования, включающая сочетание организационных структур для планового и экстренного консультирования, в т. ч. дистанционного и очного; технологию информационного обеспечения плановой и экстренной межтерриториальной маршрутизации беременных соответственно риску; технологию межтерриториального акушерского экстренного и планового консультирования в их взаимосвязи; технологию дистанционного контроля эффективности использования межтерриториального акушерского консультирования в обеспечении регионализации перинатальной помощи.

Организационное обеспечение межтерриториального акушерского консультирования характеризуется тем, что в дополнение к дистанционному акушерскому экстренному консультированию, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи» № 808н от 02.10.2009, в организационную структуру предложенного межтерриториального центра включено два отдела: планового и экстренного акушерского консультирования. Разработано Положение о работе межтерриториального консультативного акушерского центра (КАЦ), включающее организационное, информационное и технологического обе спечение межтерриториального акушерского консультирования как основы обеспечения регионализации перинатальной помощи внутри системокомплекса [5, 6]. Координирует работу отдела планового акушерского консультирования и отдела экстренного акушерского консультирования отдел мониторинга обращений в КАЦ.

В отделе планового акушерского консультирования работают восемь кураторов субъектов федерации,
включенных в системокомплекс, межтерриториальный амбулаторный консультативный акушерский прием для беременных высокой степени риска, созданный в институте, и территориальные амбулаторные консультативные акушерские приемы, созданные к настоящему времени в 50% территорий комплекса.

Территориальные амбулаторные консультативные акушерские приемы формируются на базе учреждений, имеющих акушерский стационар 3-го уровня. Особенностью работы приемов в близлежащих к институту территориях является проведение их кураторами территорий. В этом случае для создания территориального приема выделяется только помещение и диагностическое оборудование, обеспечивается наличие телефонной связи с межтерриториальным КАЦ, учреждением, направившим женщину, главными специалистами.

Вопросы организации деятельности отдела экстренного дистанционного акушерского консультирования, штатные нормативы медицинского персонала и стандарт оснащения регулируются приложениями № 12, 13 и 14 к Порядку оказания акушерско-гинекологической помощи, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи» № 808н от 02.10.2009. Взаимодействие института и органов управления здравоохранением субъектов федерации, входящих в системокомплекс, закрепляются специальным Соглашением о КАЦ.

За 2009–2010 гг. (5 мес) по Ивановскому системокомплексу на межтерриториальном консультативном
акушерском приеме в институте проконсультированы 42 беременные женщины высокой степени риска
(138 посещений), доля пролеченных иногородних пациентов в акушерской клинике за 5 мес 2010 г.
составила 18,9% (в 2009 г. – 15,2%). На территориальном приеме, открытом с мая 2010 г., в Костромской области за истекший периодпроведены консультации 20 беременных с госпитализаций в акушерскийстационар необходимого уровня – 12 случаев. На территориальномприеме по Ивановской области (за 2009 г.) проконсультированы 318 беременных высокой степени риска (1171 посещение), взяты под диспансерное наблюдение центра 52 женщины. В результате систематического выполнения экстренного межтерриториального акушерского консультирования с выездами в территорию по Костромской области за истекшее время отмечено снижение показателя неонатальной смертности на 35,8%, младенческой – на 35,6%, предотвращено 4 случая материнской смертности. Предложенная технология информационного обеспечения межтерриториального акушерского консультирования для управления регионализацией перинатальной помощи в условиях системокомплекса основана на группировке информации по трем разделам: 1. Справочная информация; 2. Автоматизированные
мониторинги; 3. Медицинский документооборот. Как показал опыт работы, раздел «Справочная информация» должен включать следующие материалы: паспорта учреждений родовспоможения субъектов РФ, входящих в системокомплекс с учетом регионализации перинатальной помощи; приказы органов управления здравоохранением территорий «О территориальном порядке оказания акушерско-гинекологической помощи»; копии соглашений о внедрении межтерриториального акушерского консультирования между учреждением-куратором и органами управления здравоохранением всех субъектов РФ, входящих в системокомплекс; схему регионализации перинатальной помощи по системокомплексу; межтерриториальный справочник учреждений родовспоможения; графики работы межтерриториального и территориальных амбулаторных акушерских консультативных приемов
беременных высокой степени риска; формализованную схему отбора беременных в акушерские стационары по уровням помощи.

При проведении паспортизации учреждений родовспоможения в территориях целесообразно использовать двухэтапный подход: 1-й этап – самооценка уровня акушерского стационара учреждением родовспоможения, 2-й этап – экспертная оценка данных об акушерском стационаре главными специалистами территории и экспертами учреждения-куратора. При этом в паспорте целесообразно отразить следующие данные: наименование акушерского стационара, самостоятельность или вхождение в состав многопрофильной больницы (наименование больницы),
форму собственности, юридический адрес, коечный фонд, число родов в год, радиус обслуживания (км), наличие (отсутствие) круглосуточного наблюдения акушера-гинеколога, неонатолога, наличие (отсутствие) дистанционного акушерского консультативного центра с выездными анестезиолого-реанимационными бригадами (круглосуточно), уровень акушерского стационара, удаленность от учреждения 3-го уровня, объем и исходы медицинской помощи женщинам соответственно критериям дифференциации акушерских стационаров по уровням, оказанной за календарный год.

Наличие двух последних пунктов является необходимым для работы КАЦ в части решения организационных вопросов при оказании экстренного акушерского консультирования. Оно дает возможность специалисту КАЦ при обращении территорий оценить опыт оказания медицинской помощи женщинам в данном учреждении, в т. ч. при наличии показаний в оказании помощи в акушерских стационарах более высокого уровня. Раздел «Автоматизированные мониторинги» включает использование данных территориальных мониторингов здоровья беременных, перинатальной и материнской смертности. При этом для работы межтерриториального КАЦ могут использоваться только те мониторинги (с системой защиты персональных данных), которые предоставляют возможность формирования перечня беременных, взятых на учет; достигших 22, 30 и 34 нед беременности; имеющих показания к родоразрешению в акушерском стационаре 3-го уровня (по врачам, по учреждениям, районам, области, системокомплексу) с указанием согласия женщины; беременных, нуждающихся в плановом консультативном амбулаторном акушерском приеме и поступивших в акушерский стационар. Такая информационная система позволяет осуществлять управление плановым акушерским консультированием с активным вызовом женщин на межтерриториальный и территориальные амбулаторные консультативные акушерские приемы и контроль оказания женщине медицинской помощи в учреждениях необходимого уровня. В этом плане можно отметить возможности получения данной информации с применением автоматизированного мониторинга беременных, разработанного ФГУ Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова Минздравсоцразвития России [3].

Технологическое обеспечение системы межтерриториального акушерского консультирования основано на движении женщин, плодов и новорожденных в акушерский стационар соответствующего уровня и определяется специально созданными схемами маршрутизации.

Ближайшими задачами по совершенствованию управления регионализацией перинатальной помощи в условиях системокомплекса являются завершение паспортизации учреждений родовспоможения
и экспертной оценки ее данных, завершение заключения соглашений о КАЦ с органами управления
здравоохранением субъектов РФ, входящих в системокомплекс, издание приказов о территориальных порядках оказания акушерско-гинекологической помощи, уточнение схемы регионализации перинатальной помощи в условиях системокомплекса, развитие системы межтерриториальных коммуникаций (единый телефонный справочник, телемедицина и др.), завершение формирования сети территориальных амбулаторных консультативных акушерских приемов, создание единой автоматизированной базы данных о беременных, наблюдающихся в учреждениях родовспоможения системокомплекса на основе интернет-мониторинга беременных, введение автоматизированной программы анализа перинатальной смертности с определением дефектов управления регионализацией перинатальной помощи.

Решение данных задач обеспечит теоретическую базу для поиска путей дальнейшего совершенствования управления регионализацией перинатальной помощи в территориях курируемого системокомплекса.

References



By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.