Одной из актуальных и серьезных акушерско-гинекологических проблем является несостоявшаяся беременность, встречающаяся в 8–20% случаев всех беременностей [1]. Нередким осложнением этой патологии является коагулопатическое кровотечение, частота которого пропорциональна длительности пребывания мертвого плода в полости матки [2].
Цель данной работы – выявление зависимости изменений коагуляционных свойств крови при неразвивающейся беременности во II триместре (13–28 недель) от срока гестации и длительности пребывания мертвого плода в полости матки.
Проведено обследование 132 женщин с неразвивающейся беременностью во II триместре. С учетом функциональной и морфологической состоятельности плаценты их разделили на 2 группы: I группа – 58 пациенток с беременностью в сроки от 13 до 16 недель, II группа – 74 женщины со сроком гестации 16–28 недель.
В I группе женщин позднего репродуктивного возраста было в 2 раза больше, нарушение менструальной функции отмечалось в 2,5 раза чаще, а частота соматической патологии была в 1,5 раза выше. Во II группе в 6 раз чаще указывалось на наличие неразвивающейся беременности в анамнезе.
Пациенткам обеих групп проводилось динамическое определение биохимических показателей свертывающей системы, времени свертывания крови, количества тромбоцитов.
У женщин I группы в 27,6% случаях наблюдались коагулопатические изменения, выражающиеся в увеличении времени свертывания крови (6,9%), а также в снижении фибриногена, снижении фибринолитической активности и повышении толерантности к гепарину (3,5%), в наличии фибриногена В, а также в сочетании этих изменений (17,2%). Во II группе коагулопатические сдвиги отмечались у 67,5% женщин и выражались в увеличении протромбинового индекса (2,7%), повышении (5,4%) или снижении (8,1%) фибриногена, увеличении тромбинового времени, повышении толерантности к гепарину (2,7%) и снижении фибринолитической активности (8,1%), обнаружении фибриногена В (2,7%), увеличении времени свертывания крови (2,7%), у 35,1% пациенток наблюдалось сочетание вышеперечисленных изменений.
Отмечено, что в I группе длительность от момента гибели плода до опорожнения полости матки составляла от нескольких часов до 15 суток (в среднем 4,9 суток) и не имела достоверной разницы у женщин с коагулопатией и без нее; также не было выявлено закономерности между появлением изменений коагулограммы и сроком беременности. Во II группе отмечена прямая зависимость между увеличением времени нахождения мертвого плода в полости матки и развитием коагулопатических изменений: у женщин с нарушениями коагулограммы длительность от момента гибели плода до опорожнения полости матки составила от 5 до 23 суток (в среднем 8,7 суток), у женщин без коагулопатии – колебалась от 1 до 8 суток (в среднем 5,3 суток). Было выявлено увеличение частоты коагулопатии с увеличением срока беременности: наибольшая частота патологических изменений выявлялась в сроках 19–24 недели, причем почти треть из них соответствовала 23–24 неделям беременности.
Таким образом, до морфофункциональной зрелости плаценты частота изменений коагуляции невелика и не зависит от срока беременности и нахождения мертвого плода в полости матки, что практически не создает фона для коагулопатического кровотечения. При сроке беременности свыше 16 недель показатели гемостаза меняются чаще и выраженнее, поэтому с целью предупреждения гипокоагуляционного кровотечения целесообразно исключить пусковой фактор – попадание продуктов распада плода в кровеносное русло женщины, т.е. необходимо стремиться к безоперационному методу лечения на этом сроке гестации.