Organization of perinatal care during very early preterm births in the Central Federal District of the Russian Federation

Malyshkina A.I., Pesikin O.N., Kuligina M.V.

V.N. Gorodkov Ivanovo Research Institute of Maternity and Childhood, Ministry of Health of Russia
The paper gives the results of a comparative statistical analysis of the FSM reporting forms No. 32 “Information on medical care for pregnant women, parturients, and puerperas” from 16 subjects of the Central Federal District of the Russian Federation (other than the city of Moscow and the Moscow Region) in 2012, which can characterize the organization of medical care during very early preterm births. The findings suggest that there are regional differences in the organization of perinatal care during early termination of pregnancy. The proposed methodical approaches during preterm births allow a comparative analysis at the district level in order to elaborate exposure control measures.

Keywords

very early preterm births
organization of perinatal care

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения [1], ежегодно в мире насчитывается 5–18% преждевременных родов. По данным российских исследователей, частота данного осложнения высока и составляет 15–20% [2, 3]. Преждевременные роды являются серьезной проблемой общественного здоровья во всем мире в силу высокой частоты осложнений и перинатальных потерь: в структуре перинатальной заболеваемости и смертности недоношенные новорожденные составляют 85%, а в структуре неонатальной смертности – более 55% [4]. Недоношенность также представляет важную социальную проблему в связи с большими материальными затратами, связанными с выхаживанием новорожденных, а также значительной долей среди этих детей инвалидов и детей с хронической патологией. При этом следует учитывать, что в последние годы увеличилось число женщин, входящих в группу риска по развитию преждевременных родов, к которым относятся пациентки с рубцом на матке, экстрагенитальной патологией, с беременностью в результате вспомогательных репродуктивных технологий [5].

Одной из задач, реализуемых в рамках Государственной программы «Развитие здравоохранения», является совершенствование службы родовспоможения при оказании перинатальной помощи при преждевременных родах за счет формирования трехуровневой системы акушерской и неонатологической помощи [6]. В настоящее время, несмотря на оптимизацию нормативного и ресурсного обеспечения службы родовспоможения, не удалось достичь существенного улучшения качества медицинской помощи при досрочном завершении беременности, что в сочетании с переходом на новые критерии живорождения привело к ухудшению ситуации с неонатальной и младенческой смертностью [7]. Высокая стоимость медицинской помощи детям с экстремально низкой массой тела при рождении (ЭНМТ), большая вероятность неблагоприятных исходов обусловливают необходимость особого внимания руководителей службы материнства и детства к организации региональной перинатальной помощи при очень ранних преждевременных родах. Ввиду неоднородности социально-экономического развития регионов не только на окружном, но и на уровне субъектов, необходимо проведение сравнительного анализа регионализации перинатальной помощи при преждевременных родах, особенно очень ранних, с целью принятия компенсационных управленческо-организационных решений.

Таким образом, целью исследования стала оценка эффективности регионализации перинатальной помощи при преждевременных родах в 22–27 недель беременности в Центральном федеральном округе Российской Федерации (ЦФО РФ).

Материал и методы исследования

Проведен статистический анализ отчетных форм ФСН №32 «Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам» по 16 субъектам ЦФО РФ (за исключением Москвы и Московской области) за 2012 год. Для статистической обработки результатов исследования в качестве программного обеспечения использовали пакет программ Microsoft (США) для персонального компьютера. Производен расчет и ранжирование экстенсивных и интенсивных показателей, расчет квартилей.

Результаты исследования

В большинстве (11) субъектов ЦФО РФ выстроена трехуровневая система перинатальной помощи. Однако в пяти из шестнадцати субъектов ЦФО РФ (во Владимирской, Калужской, Костромской Орловской, Тамбовской областях) отсутствуют учреждения родовспоможения третьего уровня. В 2012 г. в округе произошли 215 981 роды, из их числа в учреждениях родовспоможения I уровня – 11,4%, в акушерских стационарах II уровня – 63,4%, III уровня – 25,3% (в РФ – 14,6, 62,5 и 22,9% соответственно) [8]. В 5,2% случаев роды произошли преждевременно (в целом по России – 6,2%), из их числа в учреждениях родовспоможения I уровня – 6,6%, в родильных отделениях второго уровня – 48,5%, третьего – 44,9% (в РФ – 9,4%, 52,3% и 38,3% соответственно). Доля преждевременных родов в сроке 22–27 недель беременности от общего числа родов в целом по ЦФО РФ составила в 2012 г. 0,45% (по РФ – 0,52%). Была высокой в Калужской (0,66%), Смоленской (0,64%), Ярославской (0,57%), Липецкой (0,55%) областях, средней – в Тверской (0,52%), Брянской (0,51%), Курской (0,49%), Воронежской (0,46%), Владимирской (0,46%), Орловской (0,43%), Рязанской (0,38%), Тульской областях (0,38%); низкой – в Ивановской (0,26%), Костромской (0,27%), Тамбовской (0,29%), Брянской (0,32%) областях.

Большинство (54,4%) родов в ЦФО РФ в сроке 22–27 недель произошли в учреждениях родовспоможения III уровня, 39,0% всех родов в данном сроке имели место в учреждениях II уровня и 6,6% – в родильных отделениях I уровня (в целом по РФ – 42,8, 50,3 и 6,9% соответственно). Удельный вес очень ранних преждевременных родов в учреждениях родовспоможения I уровня был высоким в Смоленской (14,3%), Калужской (14,1%), Костромской (13,6%), Рязанской (12,8%) областях, низким – в Липецкой (1,3%), Ивановской (3,2%), Белгородской и Тамбовской областях (по 3,4% соответственно). В Ярославской области все очень ранние преждевременные роды произошли в учреждениях II-III функционального уровня (табл. 1).

Одним из индикаторов эффективности маршрутизации беременных с угрожающими преждевременными родами могла бы служить доля родов в сроке 22–27 недель от числа всех родов в данном сроке в учреждениях III уровня, составившая в среднем по округу 54,4% и имевшая в 2012 г. максимальное значение в Ярославской, Липецкой, Белгородской областях (88,6, 88,0 и 81,0% соответственно) и минимальное – в Воронежской и Смоленской областях (50,4 и 55,6% соответственно). Однако в связи с отсутствием в ряде территорий учреждений родовспоможения III уровня в этих регионах приходится оценивать удельный вес родов в 22–27 недель в родильных отделениях II уровня, который был наиболее высоким в Тамбовской и Владимирской областях (96,6 и 95,9% соответственно).

Частота рождения детей с ЭНМТ в РФ значительно колеблется: от 0,1–0,3% до 0,9–1,2% [9–11], в значительной степени вследствие их «статистической значимости» определяется не биологическими, а «административными» факторами [12]. В 2012 г. в учреждениях родовспоможения ЦФО РФ родилось живыми 728 детей с массой тела 500–999 г – 0,34% всех живорожденных (в целом по РФ также 0,34%). В 8 субъектах (Владимирская, Липецкая, Орловская, Тульская, Белгородская, Курская, Рязанская, Тверская области) доля живорожденных с ЭНМТ составила в 2012 г. 0,29–0,40%. В ряде областей ЦФО РФ отмечен высокий удельный вес детей с ЭНМТ среди живорожденных: 0,55% в Ярославской области, 0,46% в Калужской области, 0,45% в Смоленской области и 0,42% в Ивановской области. Частота рождения детей с ЭНМТ имела минимальные значения в Брянской (0,24%), Воронежской и Тамбовской областях (по 0,27% соответственно). В Костромской области низкая частота рождения детей с ЭНМТ (0,1%) является результатом межрегионального взаимодействия: ввиду отсутствия в области учреждения родовспоможения III уровня беременные женщины, роженицы с угрожающими очень ранними преждевременными родами транспортируются в ФГБУ Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова Минздрава России. Всего в 2012 г. у жительниц Костромской области родилось живыми и мертвыми 38 детей с ЭНМТ, из них 14 – в клинике Федерального НИИ (в том числе 12 живорожденных и 2 мертворожденных), 24 – в учреждениях родовспоможения Костромской области (в том числе 8 живорожденных и 16 мертворожденных).

Большинство живорожденных с ЭНМТ родились в учреждениях родовспоможения II–III уровня (95,3%), однако 4,7% (34 ребенка) родились в родильных отделениях I уровня, не располагающих необходимыми условиями и возможностями для интенсивной терапии новорожденных. В том числе, 1 новорожденный — в Тамбовской области, по 2 ребенка в Белгородской, Брянской, Владимирской, Костромской, Курской областях и по 3 ребенка в Воронежской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской областях, 8 – в Калужской области. В Ивановской, Липецкой, Орловской, Ярославской областях случаев рождения детей с ЭНМТ в учреждениях I уровня не было.

Среди территорий, располагающих учреждениями родовспоможения III уровня, наиболее высока доля детей с ЭНМТ, родившихся в соответствующих родильных отделениях, в Ярославской, Рязанской областях (95,2 и 90,5% соответственно), наиболее низка – в Брянской области (50,0%). Среди территорий, не имеющих учреждений родовспоможения III уровня, в учреждениях II уровня родились в Орловской области 100% детей с ЭНМТ, в Тамбовской области – 96,3%, во Владимирской области – 95,7%, в Калужской – 82,2% и в Костромской – 75,0%.

В развитых странах мира соотношение живорожденных к мертворожденным с ЭНМТ регистрируется в пределах 1:1–1:2, в РФ, по итогам 2012 г., – 1:0,6 [2, 12]. По мнению Т.В. Коваленко с соавт. [13], «преобладание мертворожденных среди детей с ЭНМТ свидетельствует о дефектах в организации перинатальной помощи, а в ряде случаев о несоблюдении критериев живорождения», по мнению других авторов [12] – об увеличении частоты искусственного прерываний беременности в сроке до 27 недель. Доля мертворожденных среди всех детей, родившихся с ЭНМТ, составила в ЦФО РФ в 2012 г.. 34,2%, и была высокой в Костромской (68,0%), Брянской (54,7%), Липецкой (47,4%), Воронежской областях (43,0%), низкой – в Белгородской (12,5%), Тамбовской (15,6%), Ивановской (20,3%) и Тверской областях (21,5%); имела средние значения в Курской (40,8%), Владимирской (39,7%), Смоленской (37,5%), Орловской (37,2%), в Ярославской (31,1%), Калужской (29,7%), Тульской (26,2%) и Рязанской (22,2%) областях.

Смертность детей с ЭНМТ оказывает существенное влияние на показатели медико-демографической ситуации в регионе. При достижении стопроцентной выживаемости детей с ЭНМТ показатель младенческой смертности может быть снижен на 35,4% [13]. Поэтому важно оценивать частоту выживаемости детей с ЭНМТ начиная с акушерского стационара. В 2012 г. в учреждениях родовспоможения ЦФО РФ выживаемость детей с ЭНМТ составила 59,6% (434 ребенка) в том числе 41,2% в акушерских отделениях учреждений I уровня, 59,1% – II уровня и 61,2% – III уровня (в целом по РФ – 57,3, 56,7 и 66,5% соответственно) (табл. 2). Наиболее высокой была выживаемость новорожденных с ЭНМТ в акушерских отделениях учреждений родовспоможения I уровня в Белгородской, Владимирской областях (100,0%). Случаев смертности новорожденных детей с ЭНМТ в учреждениях I уровня в Брянской, Курской, Тамбовской областях не было. Среди субъектов ЦФО РФ, имеющих учреждения родовспоможения III уровня, наиболее низкой была выживаемость детей с ЭНМТ в данных учреждениях в Рязанской области (26,3%), наиболее высокой (100%) – в Тверской области. Среди территорий, не имеющих учреждений родовспоможения III уровня, в учреждениях II уровня выживаемость детей с ЭНМТ составила 88,5% в Тамбовской области, 71,1% во Владимирской области, 66,7% в Костромской области, 37,0% в Орловской области и 24,3% в Калужской области.

В целом по субъекту ЦФО РФ выживаемость детей с ЭНМТ была наиболее высокой в Тверской (90,3%), Тамбовской (88,9%), Ивановской (70,6%) областях, наиболее низкой – в Калужской (24,4%), Рязанской (28,6%) областях.

Перинатальная смертность новорожденных с массой тела 500–999 г составила в 2012 г. в среднем по ЦФО РФ 535,7 на 1000 новорожденных (в РФ – 550,7‰). Перинатальная смертность новорожденных с ЭНМТ была наиболее низкой в Тамбовской (272,3‰), Тверской (291,1‰), Белгородской (343,75‰), Ивановской (359,4‰) областях, высокой – в Брянской (706,7‰), Орловской (744,2‰), Костромской (800,0‰), Калужской областях (812,5‰), в остальных территориях имела значение в диапазоне 475–653,9‰.

Ввиду высокой значимости очень ранних преждевременных родов в формировании показателей эффективности перинатальной помощи предлагается при проведении сравнительной оценки эффективности регионализации перинатальной помощи при преждевременных родах использовать следующие критерии:

  • доля родов в 22–27 недель в учреждениях I уровня (позволяет оценить эффективность прогнозирования недонашивания беременности, маршрутизацию и антенатальную транспортировку беременных при очень ранних преждевременных родах);
  • удельный вес живорожденных среди детей с ЭНМТ в территории (позволяет наряду с качеством перинатальной помощи оценить степень участия «административного ресурса» в формировании показателей смертности детей с ЭНМТ в территории);
  • выживаемость новорожденных с ЭНМТ в территории (позволяет оценить организацию неонатальной помощи, в том числе неонатальной транспортировки).

После расчета предлагаемых показателей необходимо провести ранжирование полученных значений и расчет квартилей. Для критерия «доля родов в 22–27 недель…» значениям ниже Q1 присваивается 1 балл (оптимальное значение), между Q1–Q3 – 2 балла (субоптимальное/пограничное значение), и выше Q3 – 3 балла (неоптимальное значение); для критериев «удельный вес живорожденных…» и «выживаемость новорожденных…» значениям ниже Q1 присваивается 3 балла (неоптимальное значение), между Q1–Q3 – 2 балла (субоптимальное/пограничное значение), выше Q3 – 1 балл (оптимальное значение). После суммирования балльных оценок рассчитывается сумма баллов, в зависимости от полученного результата, возможно проведение оценки эффективности регионализации перинатальной помощи при преждевременных родах:

  • высокая эффективность – 3–4 балла;
  • средняя эффективность – 5–6 баллов;
  • низкая эффективность – 7–8 баллов.

С использованием предлагаемой методики проведена оценка эффективности регионализации перинатальной помощи при преждевременных родах в ЦФО РФ в 2012 г. Согласно результатам оценки, все 16 территорий ЦФО можно разделить на 3 группы:

Высокая эффективность регионализации перинатальной помощи (низкая/средняя доля родов в 22–27 недель на I уровне, высокий удельный вес живорожденных среди детей с ЭНМТ в территории, высокий уровень выживаемости детей с ЭНМТ в территории): Белгородская, Ивановская, Тамбовская, Тверская области.

Средняя эффективность регионализации перинатальной помощи (низкие/средние значения доли родов в 22–27 недель на I уровне, средние значения удельного веса живорожденных среди детей с ЭНМТ в территории, средний уровень выживаемости детей с ЭНМТ в территории): Владимирская, Ярославская, Тульская, Липецкая области.

Низкая эффективность регионализации перинатальной помощи (средние/высокие значения доли родов в 22–27 недель на I уровне, низкий/средний удельный вес живорожденных среди детей с ЭНМТ в территории, низкий уровень выживаемости детей с ЭНМТ в территории): Воронежская, Курская, Рязанская, Смоленская, Орловская, Брянская, Калужская, Костромская области.

Заключение

Предлагаемые методические подходы к оценке эффективности регионализации перинатальной помощи при преждевременных родах в территории можно использовать для проведении сравнительного анализа на окружном и субъектовом уровнях. При этом для разработки управленческих решений в территориях с недостаточной эффективностью перинатальной помощи необходимо также провести аудит качества перинатальной помощи и ее ресурсного обеспечения, в том числе кадрового и организационно-технологического.

References

  1. Prezhdevremennyie rodyi: informatsionnyiy byulleten #363. VOZ; 2012. Available at http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs363/ru
  2. Radzinskiy V.E., red. Akusherskaya agressiya. M.: Mediabyuro Status prezens; 2011. 688 s.
  3. Sidelnikova V.M., Antonov A.G. Prezhdevremennyie rodyi i nedonoshennyiy rebenok. M.: GEOTAR-Media; 2006. 454 c.
  4. Plehanova E.R. Prezhdevremennoe izlitie okoloplodnyih vod pri nedonoshennoy beremennosti. Taktika vedeniya beremennosti i rodov: Dis. ... kand. med. nauk. M.; 2008. 167 s.
  5. Pekarev O.G., Onoprienko N.V., Shtukkina P.Yu., Starikov N.V., Luzan O.D., Bodrenko E.G., Kolesnikova T.A. Problema XXI veka: prezhdevremennyie rodyi. Meditsina i obrazovanie v Sibiri. 2013; 4. Available at: http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/abauthors.php?id=1068
  6. Prezhdevremennyie rodyi: metodicheskoe pismo MZ RF. M.; 2011. 31c.
  7. Baybarina E.N., Shuvalova M.P., Sorokina Z.H., Lenyushkina A.A., Tsyimlyakova L.M. Perehod Rossiyskoy Federatsii na mezhdunarodnyie kriterii registratsii rozhdeniya detey: vzglyad organizatora zdravoohraneniya. Akusherstvo i ginekologiya. 2011; 6: 4–8.
  8. Filippov O.S., Guseva E.V. O sostoyanii sluzhbyi rodovspomozheniya v Rossiyskoy Federatsii v 2012 godu: informatsionnoe pismo. M.; 2013. 21 s.
  9. Albitskiy V.Yu., Baybarina E.N., Sorokina Z.H., Terletskaya R.N. Smertnost novorozhdennyih s ekstremalno nizkoy massoy tela pri rozhdenii. Obschestvennoe zdorove i zdravoohranenie. 2010; 2: 16–21.
  10. Ivanov D.O., Surkov D.N., red. Osobennosti okazaniya meditsinskoy pomoschi detyam, rodivshimsya v srokah gestatsii 22-27 nedel. SPb.: Inform-Navigator; 2013. 132 s.
  11. Vinogradova I.V. Letalnost detey s ekstremalno nizkoy massoy tela i puti ee snizheniya v Chuvashskoy Respublike. Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya. 2013; 4: 5–7.
  12. Aleksandrova G.A., Son I.M., Leonov S.A., Ogryizko E.V., Suhanova L.P., Boguslavskiy M.A. i dr. Osnovnyie pokazateli zdorovya materi i rebenka, deyatelnost sluzhbyi ohranyi detstva i rodovspomozheniya v Rossiyskoy Federatsii. M.; 2013. 200 s.
  13. Baybarina E.N., Degtyarev D.N. Perehod na novyie pravila registratsii rozhdeniya detey v sootvetstvii s kriteriyami, rekomendovannyimi Vsemirnoy organizatsiey zdravoohraneniya: istoricheskie, mediko-ekonomicheskie i organizatsionnyie aspektyi. Rossiyskiy vestnik perinatologii i pediatrii. 2011; 6: 6–9.
  14. Kovalenko T.V., Zernova L.Yu., Babintseva N.V. Rezultatyi vyihazhivaniya detey s ekstremalno nizkoy massoy tela. Available at: http://mfvt.ru/rezultaty-vyxazhivaniya-detej-s-ekstremalno-nizkoj-massoj-tela

About the Authors

Malyshkina Anna I., M.D., Director of V.N. Gorodkov Ivanovo Research Institute of Maternity and Childhood, Ministry of Health of Russia. 153731, Russia, Ivanovo, Pobedy str. 20. Tel: +74932336263. E-mail: ivniimid@inbox.ru
Pesikin Oleg N., PhD, the deputy director for medical work of V.N. Gorodkov Ivanovo Research Institute of Maternity and Childhood, Ministry of Health of Russia. 153731, Russia, Ivanovo, Pobedy str. 20. Tel: +74932336263. E-mail: ivniimid@inbox.ru
Kuligina Marina V., M.D., Leading Researcher of V.N. Gorodkov Ivanovo Research Institute of Maternity and Childhood, Ministry of Health of Russia. 153731, Russia, Ivanovo, Pobedy str. 20. Tel: +74932336258. E-mail: kuliginamv@mail.ru
By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.