Генитальный герпес (ГГ) – хроническое рецидивирующее вирусное заболевание, передаваемое преимущественно половым путем, которое вызывается вирусом простого герпеса II и/или I типа (ВПГ-I, II) [1].
Частота инфицирования вновь приобретенным ВПГ-II составляет 5,1 случаев на 100 человек в год. В Российской Федерации показатель заболеваемости ГГ в 2014 году составил 14,2 случая на 100 000 населения: у лиц в возрасте от 0 до 14 лет – 0,1 случаев на 100 000 населения, у лиц в возрасте 15–17 лет – 8,5 случая на 100 000 населения, у лиц в возрасте старше 18 лет – 17,2 случая на 100 000 населения [1, 2].
И проблема заболеваемости ГГ заключается не только в том, что вирус характеризуется быстрой репликацией, но и в распространении бессимптомной и недиагностированной форм болезни, что способствует формированию вторичного иммуносупрессивного состояния. Рецидивирующие формы ГГ (РГГ) оказывают негативное воздействие на иммунную систему больного, приводя к астении, нервно-психическим расстройствам, вызывая в 30% случаев спонтанные аборты на ранних сроках беременности, свыше 50% поздних выкидышей, и занимают второе место после вируса краснухи по тератогенности [3–5]. Доказана роль герпетической инфекции в ускорении интеграции вируса папилломы человека (ВПЧ) в геном клетки хозяина, что повышает риск онкопатологии полости рта, шейки матки, влагалища и прямой кишки. При этом коинфекция ВПГ и ВПЧ при дисплазии в 34 раза повышает риск малигнизации и в 61 раз – вероятность трансформации в плоскоклеточный рак. Стоит также отметить роль ВПГ как ко-фактора в развитии канцерогенеза женской половой сферы. В последние два десятилетия учеными обсуждается вопрос о возможной роли ВПГ в этиопатогенезе рака шейки матки. Однако прямых доказательств нет. Считается, что ВПГ-инфекция сопровождается развитием фоновых процессов шейки матки (в 30%) [6–8].
На основании вышеизложенного целью нашего исследования стала оценка эффективности препарата валвир (действующее вещество валацикловир) при лечении пациенток с РГГ.
Материал и методы исследования
В исследовании принимали участие 34 пациентки в возрасте от 18 до 35 лет, у которых по данным клинико-лабораторного обследования был верифицирован диагноз РГГ (шифр по МКБ – Х: А60.0 – Герпетическая инфекция половых органов и мочеполового тракта).
Критериями включения в исследование были: возраст 18–35 лет; наличие герпетических высыпаний в области наружных половых органов; рецидив ГГ; частота рецидивов ГГ – 6 и менее раз в год; подписанное информированное согласие.
Критериями исключения из исследования были: первичный ГГ; частота рецидивов ГГ – более 6 раз в год; атипичные формы ГГ.
Методы исследования пациенток включали: клинико-анамнестическое и общеклиническое обследование; бактериологическое и бактериологическое исследования отделяемого из цервикального канала и влагалища; метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) для определения возбудителей инфекций, передаваемых половым путем; метод иммуноферментного анализа (ИФА) с целью обнаружения антител к ВПГ-I, II; определение индекса авидности; обследование на наличие антитела к ВИЧ и гепатиту В и С.
При первом визите все пациентки подписывали информированное согласие; у них проводился сбор анамнеза и забор биологического материала для исследования методами ПЦР и ИФА.
По данным клинико-анамнестического и общеклинического обследований проводилась верификация диагноза: РГГ.
С целью снятия клинических проявлений ГГ всем пациенткам было назначено эпизодическое лечение препаратом валвир (дженерик), действующим веществом которого является валацикловир, оказывающим системное противовирусное действие на ВПГ-I, II. Валвир назначали в дозе 500 мг 2 раза в день в течение 5 дней.
При втором визите (через 3 дня) оценивали результаты лабораторных методов исследования, подтверждающих верификацию диагноза: РГГ. Проводилось мониторирование клинических симптомов на фоне приема препарата валвир.
Третий визит осуществлялся через 6 дней от даты первичного посещения гинеколога. Во время данного визита оценивалась эффективность проведенной терапии препаратом валвир.
Результаты проведенных исследований были подвергнуты методике статистической обработки с вычислением средней арифметической величины (М), средней арифметической ошибки (m) и достоверного различия между показателями (Р) с учетом достоверной вероятности по критерию Стьюдента-Фишера.
Результаты исследования
В результате изучения анамнеза пациенток группы обследования было установлено, что длительность заболевания ГГ менее 3 лет имела место у 20 (58,82±8,44%) пациенток (р<0,01); свыше 3 и до 5 лет – у 9 (26,47±7,57%); свыше 5 лет – у 5 (14,71±6,07%).
Частота рецидивов у всех пациенток группы обследования не превышала 6 раз в год.
Факторы, оказавшие влияние на возникновение рецидива (на момент обследования), у пациенток были следующими: воздействие физических факторов (переохлаждение, избыточное ультрафиолетовое облучение) – 15 (44,12±8,52%); стресс (физический, эмоциональный) – 14 (41,18±8,44%); менструация – 5 (14,71±6,07%) (р<0,05).
По данным лабораторного обследования у всех пациенток группы обследования было подтверждено наличие антител класса иммуноглобулинов G к ВПГ-I, II (ИФА). Показатель индекса авидности находился в интервале 80–90%, что свидетельствовало о наличии у всех пациенток группы обследования РГГ.
Результаты мониторирования клинического течения РГГ у пациенток группы обследования на фоне проведения этиотропной противовирусной терапии препаратом валвир представлены в таблице.
Как следует из данных, представленных в таблице, на фоне приема препарата валвир у пациенток группы обследования отмечена положительная, статистически значимая (р<0,001) динамика в улучшении эмоционального и психосоциального состояния, обусловленного быстрым устранением проявлений заболевания: прекращение болевых ощущений уже на 3-й день лечения, исчезновение высыпаний и заживление очаговых поражений уже на 4-й день лечения (р<0,001).
Новые элементы в области вульвы и на других участках кожных покровов на фоне приема валвира у пациенток не появлялись.
По результатам 3-го визита площадь пораженных участков с остаточными явлениями герпетических высыпаний (образование корочек на вульве; процесс эпитализации) сократилась на 75% и более (р<0,001).
Из побочных эффектов 5 (14,71±6,07%) пациенток отмечали некоторую сонливость и легкое головокружение, но на общую работоспособность они не влияли. Данные симптомы были отмечены в первые 3-е суток приема препарата. Наличия подобных симптомов у остальных пациенток выявлено не было (р<0,001).
Обсуждение
Рецидивы ГГ возникают с разной частотой – от 1–2 раз в год до нескольких эпизодов в месяц. Провоцирующими факторами рецидивов часто бывают длительные переохлаждения, ультрафиолетовое облучение, психические или физические стрессы, острые дисфункции или циклические (менструации) изменения гормонального статуса [9].
Полученные нами результаты совпадает с данными ряда литературных источников, подчеркивающих, что возникновение РГГ обусловлено реактивацией эндогенной инфекции, то есть независимо от полового контакта.
Мониторирование клинического течения РГГ у пациенток группы обследования показало, что полученные нами результаты свидетельствуют о высокой, статистически значимой (р<0,001) эффективности препарата валвир у пациенток с РГГ.
Положительные результаты проведенного нами исследования объясняются этиотропным влиянием противовирусного препарата валвир (действующее вещество – валацикловир) на ВПГ-I, II.
В организме человека валацикловир быстро и полностью превращается в ацикловир и L-валин под воздействием валацикловиргидролазы. Активация ацикловира специфическим вирусным ферментом в огромной степени объясняет его селективность. Процесс фосфорилирования ацикловира (превращение из моно- в трифосфат) завершается клеточными киназами. Ацикловир трифосфат конкурентно ингибирует вирусную ДНК-полимеразу и, будучи аналогом нуклеозида, встраивается в вирусную ДНК, что приводит к облигатному (полному) разрыву цепи, прекращению синтеза ДНК и, следовательно, к блокированию репликации вируса [1, 5, 9–11].
По данным ряда литературных источников продолжительность клинических симптомов при РГГ достигает 10 дней [5, 9].
Полученные нами данные (таблица) свидетельствуют о том, что исчезновение высыпаний и заживление очаговых поражений происходило на 4-й день лечения (р<0,001), к 6-м суткам наблюдения площадь пораженных участков с остаточными явлениями герпетических высыпаний сократилась на 75% и более (р<0,001), что снизило продолжительность эпизода ГГ в 1,67 раза.
Следовательно, фармакологический эффект препарата валвир полностью соответствует требованиям стратегии специфической, эпизодической химиотерапии для пациенток с РГГ:
- устранение таких симптомов как боль, зуд и жжение;
- удаление изъязвлений;
- уменьшение распространения вируса;
- психологическая поддержка пациента;
- снижение тяжести и продолжительности текущего рецидива [5, 9, 12].
Высокая эффективность лечения и удобная схема приема, снижающая риск пропуска таблеток (всего 2 раза в день в отличие от пятиразового приема ацикловира), позволяет достоверно снизить частоты побочных эффектов при приеме препарата валвир (р<0,001).
Заключение
Эпизодическое использование при РГГ препарата валвир, действующим веществом которого является валацикловир, позволяет статистически значимо снизить тяжесть и продолжительность текущего рецидива (р<0,001).