New capacities of immunomodulatory therapy for chronic recurrent genital candidiasis and papillomavius infection

Zhorzh O.N., Mirzabalayeva A.K.

P.N. Kashkin Research Institute of Medical Mycology, Saint Petersburg; Saint Petersburg Medical Academy of Postgraduate Education, Russian Agency for Health Care
The paper presents data on the incidence of papillomavirus infection of the cervix uteri in patients with chronic recurrent genital candidiasis (CRGC). Its mycotic diagnosis was verified by mycological studies. Human papillomavirus (HPV) was detected by polymerase chain reaction diagnosis and genotyping. The specific features of impaired innate local immunity in CRGC and the immunotropic effect of HPV, which favors the recurrent or persistent course of the above infections, are discussed. The expediency of using immunomodulators (inosine pranobex — groprinosin) for the optimization of treatment is justified.

Keywords

chronic recurrent genital candidiasis of the cervix uteri
papillomavirus-associated infection diseases of the cervix uteri
inosine pranobex (groprinosin)

Хронический рецидивирующий кандидоз гениталий (ХРКГ) у женщин является особой формой заболевания, для которой характерно не менее 4 эпизодов обострения в течение года. Частота ХРКГ возросла и составляет от 10 до 15% среди женщин репродуктивного возраста [8, 18]. Значимые факторы риска для ХРКГ: антибактериальные препараты, эндокринопатии (сахарный диабет, гипофункция щитовидной железы), иммуносупрессивная терапия, которые способствуют нарушению гомеостаза, что приводит к снижению резистентности организма и повышению риска развития заболеваний, вызываемых оппортунистическими возбудителями (грибы Candida spp., вирус папилломы человека — ВПЧ, вирус простого герпеса) [1, 4, 6, 13].

Проблема заболеваний шейки матки остается одной из самых важных в гинекологии. Рак шейки матки (РШМ) занимает второе место среди онкологических заболеваний в мире и первое место среди причин женской смертности. Наблюдается тенденция к росту заболеваемости РШМ у молодых женщин. Разработанные международные скрининговые программы позволяют своевременно выявить доброкачественные поражения и предопухолевые состояния шейки матки [7, 11, 12, 17].

Инфицирование женщин ВПЧ является важным фактором канцерогенеза шейки матки. Папилломавирусная инфекция широко распространена в мире (инфицированы около 440 млн человек) [5, 15].

Возбудители урогенитальных инфекций проникают через повреждения в слизистой оболочке шейки матки, что приводит к развитию воспалительного процесса и сопровождается реактивными и деструктивными изменениями.

Одной из основных причин хронического рецидивирующего течения кандидоза гениталий и папилломавирусной инфекции, по мнению многих авторов, является дефицит компонентов местного иммунитета на уровне вагинального эпителия [4, 8, 13].

Цель настоящего исследования — определить частоту сочетанных вариантов ХРКГ и папилломавирусной инфекции, изучить возможности иммуномодулирующей терапии у данной категории больных.

Материал и методы исследования

В микологической клинике в период с апреля 2006 г. по март 2010 г. проведено ретроспективное клиническое исследование для определения частоты сочетанных вариантов ХРКГ и папилломавирусной инфекции у пациенток с патологией шейки матки.

Обследовано 330 женщин с патологией шейки матки в возрасте от 17 до 62 лет (медиана31±8,7 года). Более чем у 50% обследованных выявлены гинекологические заболевания (дисменорея, миома матки, аденомиоз матки, хронический двусторонний сальпингоофорит). Следует отметить, что у 211 (64%) пациенток в анамнезе имелись инфекции, передающиеся половым путем (ИППП) (рис. 1).

ХРКГ был диагностирован на основании клинических проявлений и обнаружения возбудителя при микроскопии окрашенных по Граму мазков (почкующиеся дрожжевые клетки Candida spp., псевдомицелий и/или мицелий) (рис. 2 см. на вклейке).

Для выделения культур Candida spp. применяли микологическое исследование (посев влагалищного отделяемого на питательную среду агар Сабуро), а также проводили видовую идентификацию (тест-системы Auxacolor-2, Fongiscreen-4h) [1, 6].

Для оценки состояния эпителия шейки матки показаны обследование для исключения ИППП, цервикальный скрининг: цитологическое исследование мазков с эктоцервикса и эндоцервикса, диагностика ВПЧ, расширенная кольпоскопия, прицельная биопсия пораженных участков шейки матки с последующим гистологическим исследованием (по показаниям). Интерпретация цервикальных мазков была проведена по терминологической системе бетесда, наиболее соответствующей биологии цервикального канцерогенеза и рекомендованной ВОЗ [11, 12, 14—16]. Для диагностики урогенитальных инфекций использовали метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) и культуральный метод. Для выявления ВПЧ применяли метод ПЦР-диагностики с генотипированием.

Результаты исследования и обсуждение

Генитальная инфекция выявлена у 240 (73%)пациенток: ХРКГ, папилломавирусная инфекция, анаэробные микроорганизмы: Gardnerella vaginalis, Bacteroides sрp., Mobiluncus spр., Mycoplasma hominisи др. у 94 (39%) женщин диагностирована сочетанная генитальная инфекция: хроническое рецидивирующее течение кандидаинфекции (средняячастота рецидивов в течение года — 7,4) и длительная персистенция ВПЧ. Основным возбудителем ХРКГ у большинства больных является C. albicans (92%), у остальных больных были выделены не-albicans Candida spp., среди которых чаще определяли C. glabrata, C. krusei, C. tropicalis (рис. 3).

ВПЧ высокого онкогенного риска (16, 18, 31, 33,51, 56-й типы) обнаружены в 52% случаев, наиболее часто у обследованных женщин выявляли 16-й и 18-й типы ВПЧ (у 63 и 56% соответственно). ВПЧ низкого онкогенного риска (6, 36, 44, 50-й типы) выявлены в 31% случаев, а у 17% женщин имело место сочетание нескольких типов ВПЧ.

Всем пациенткам выполнен цервикальный скрининг РШМ после эрадикации возбудителей инфекционного процесса. Результаты цитологического исследования у больных с ХРКГ и папилломавирусной инфекцией свидетельствовали о «негативных изменениях в отношении интраэпителиального поражения или злокачественности» (метаплазия реактивного характера) у 49 (52,2%) женщин. Плоскоклеточные интраэпителиальные поражения низкой степени (lowgrade squamous intraepithelial lesion — LSIL) выявлены в 19,4% случаев. В цитологических мазках обнаружены койлоциты и дискератоциты, а также клетки с дискариозом.

Плоскоклеточные интраэпителиальные поражения высокой степени (high grade squamousintraepithelial lesion — HSIL) часто связаны с вирусной персистенцией, высоким риском прогрессии и включают в себя умеренную, тяжелую цервикальную интраэпителиальную неоплазию (CIN II и CIN III) и карциному in situ [2, 17].

В группе обследованных женщин при цитологическом исследовании HSIL обнаружены в 4,3% случаев.

В дальнейшем всем пациенткам выполнена расширенная кольпоскопия. Измененная кольпоскопическая картина (плоский ацетобелый эпителий,мозаика, пунктация в пределах зоны трансформации), которая может быть связана с реактивными изменениями, а также и с диспластическими поражениями, выявлена у 52,2% женщин.

Среди обследованных женщин по показаниям (изменения при цитологическом и кольпоскопическом исследованиях, несоответствие кольпоскопии и цитологии) были выполнены 42 прицельные биопсии и эндоцервикальный кюретаж, из них пациенткам с сочетанной формой кандидоза гениталий и папилломавирусной инфекцией — 22 (23%).

Онкологические заболевания обнаружены в 5% случаев: плоскоклеточная карцинома in situ — в 2,5% и высокодифференцированный плоскоклеточный рак с микроинвазией — в 2,5%. Для дальнейшего лечения пациентки направлены к онкогинекологу.

Принципы лечения ХРКГ разработаны (антимикотические препараты для купирования рецидива и длительная противорецидивная терапия в течение 6 мес) [6, 8]. Для лечения папилломавирусной инфекции используют цитотоксические препараты, фотодинамическую терапию, лазерную деструкцию. Ни один из методов лечения не избавляет от ВПЧ и не может гарантировать отсутствие рецидивов. Известно, что эти методы недостаточно эффективны. Как кандидоз гениталий, так и папилломавирусная инфекция имеют рецидивирующее течение. Для снижения риска рецидивов патогенетически обосновано применение иммунокорригирующей терапии. По данным разных авторов, иммуномодулирующая терапия при данных заболеваниях дает положительный эффект [3, 5, 9].

Иммуномодуляторы стимулируют защитные механизмы хозяина против возбудителей инфекционных заболеваний. Оптимальными иммуномодуляторами считаются вещества, принимающие участие в регуляции иммунных процессов в организме (цитокины) или их синтетические, или рекомбинантные, аналоги. Однако применение цитокинов ограничено в связи с их токсичностью, непредсказуемостью их фармакологического поведения и плейотропным эффектом (множественный эффект). Следует отметить, что эффективность экзогенных цитокинов снижена у лиц с нарушениями иммунитета в связи с отсутствием соответствующих эффекторных клеток или наличием патогномоничных факторов заболевания, препятствующих активации лимфоцитов. Короткий период полураспада экзогенных цитокинов и необходимость применения таких цитокинов в высоких дозах для достижения терапевтического эффекта побуждают исследователей к поиску наиболее приемлемого и адекватного иммунопотенциатора, принимающего участие в регуляции иммунных процессов в организме, но не обладающего побочными эффектами цитокинов [9].

Одним из современных препаратов в арсенале врача может быть инозин пранобекс (гроприносин, компания «Гедеон Рихтер») ‒ синтетическое производное пурина со свойствами иммуномодулятора и противовирусного средства (рис. 4).

Клинические испытания показали, что инозин пранобекс нормализует сниженную активность клеточного иммунитета следующими способами:

стимулирует дифференцировку T-лимфоцитов в цитотоксические T-лимфоциты и T-хелперы и повышает продукцию цитокинов;

усиливает гуморальный иммунный ответ, стимулируя дифференцировку B-лимфоцитов в плазматические клетки и выработку ими антител;

стимулирует функции натуральных киллеров;

экспрессию рецептов к иммуноглобулину G и компонентам комплемента;

продукцию интерлейкина-1, интерлейкина-2 и эндогенного γ-интерферона ;

усиливает хемотаксис ифагоцитарную функцию нейтрофилов, моноцитов и макрофагов.

В работах ряда авторов показана эффективность данного препарата [9]. Инозин пранобекс ингибирует репликацию вирусов, подавляя синтез вирусной РНК, и в то же время повышает сниженную скорость транскрипции и трансляции РНК лимфоцитов. Поскольку синтез клеточной РНК и белка вскоре после инфицирования вирусом резко снижается, можно предположить, что инозин пранобекс способен восстанавливать эту функцию, повышая тем самым выживаемость клеток.

Суточная доза инозина пранобекса 50 мг/кг(500 мг на каждые 10 кг массы тела); кратность приема 3-4 раза в течение 5 дней, далее с 3-кратным повторением указанного курса с интервалами 1 мес. В работах российских ученых показана высокая эффективность и безопасность данного препарата [9].

На начальных этапах лечения возможны незначительные нежелательные эффекты: диспепсические расстройства, в отдельных случаях повышение активности трансаминаз, головокружения, слабость.

Таким образом, своевременное обследование всех женщин (выявление грибов рода Candida spp.и ВПЧ, цервикальный скрининг) позволяет диагностировать предопухолевые состояния и РШМ на ранних стадиях.

Кандидоз гениталий и папилломавирусная инфекция имеют хроническое рецидивирующее течение, которое связано с нарушениями иммунной системы.

В патогенезе ХРКГ значительную роль отводят нарушению локальной иммунологической толерантности слизистой оболочки влагалища, способности эпителиальных клеток к экспрессии цитокинов, хемокинов, маркеров апоптоза, неполноценности сигнальных рецепторов, функция которых заключается в распознавании чужого антигена. Представляется целесообразным использование препаратов, модулирующих иммунную защиту организма [4]. Важный механизм местной защиты слизистой оболочки влагалища представляют врожденные качества эпителиальных клеток. Грибы Candida spp. через TOLL-рецепторы распознаются дендритными клетками, которые и представляют антиген лимфоцитам. Далее лимфоциты дифференцируются в Т-лимфоциты-хелперы 1-го типа, которые продуцируют интерферон, что приводит к элиминации возбудителя. При ХРКГ выявлено снижение уровня маннозосвязывающего лектина, что увеличивает риск повторного инфицирования и способствует рецидиву заболевания [8].

Известно, что ВПЧ блокирует иммунную защиту организма путем ингибирования активности антигенпредставляющих клеток и подавления интерферонового звена иммунной системы, посредством воздействия на интерферонрегулирующий фактор, главный комплекс тканевой совместимости (МНС — Major histocompatibiliticomplex), интерлейкин-18 и другие факторы [10].Онкогенный белок Е6 вызывает дегенеративные изменения клеток лангерганса, делая их функционально несостоятельными. Протеин Е7 ингибирует функцию α- и β-интерферонов путем взаимодействия с интерферонрегулирующим фактором и транскрипционными факторами, активирующимися под воздействием интерферонов.

Другие протеины ВПЧ также принимают участие в подавлении иммунной защиты организма.

Выводы

1. Представленные данные свидетельствуют о высокой частоте сочетанных форм ХРКГ и папилломавирусной инфекции.

2. Применение иммуномодулирующей терапии (инозин пранобекс) при сочетанных формах генитальных инфекций оправданно и безопасно.

3. Наряду с антимикотическими препаратами и деструктивными методами лечения патологии шейки матки иммуномодуляторы (гроприносин) повышают эффективность лечения сочетанных форм генитальных инфекций.

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.