Obstetric profile personnel, status, and prospects

Shuvalova M.P., Frolova O.G., Volgina V.F., Chausov A.A., Grebennik T.K.

Academician V.I. Kulakov Research Center of Obstetrics, Gynecology, and Perinatology, Ministry of Health of Russia, Moscow
Objective. To show trends in and regional features of the provision of obstetric profile personnel for the female population in Russia.
Subject and methods. The 2005-2011 official statistical data of the Ministry of Health of Russia were analyzed.
Results. The provision of obstetricians/gynecologists for the female population remained the same nationwide, but that of midwives decreased. There is a staff shortage in central European Russia. In a number of regions, the low provision of obstetricians/gynecologists is aggravated by a large proportion of unqualified specialists. Main approaches to calculating the subjects’ needs for obstetricians/gynecologists are given.
Conclusion. Personnel planning should be based on the determination of needs for and distribution of medical staff in the regions. Efforts to improve the quality of obstetrical/gynecological care call for the serious attention of healthcare administrators and policy-makers to the provision of personnel and the level of its qualification. Regional staff policy programs are to be developed, by attracting educational and research institutions.

Keywords

obstetricians/gynecologists
midwives
provision for the female population
qualification characteristics
staff policy

Общепризнано, что качество медицинской помощи и ее конечные результаты в значительной мере зависят от численности, компетенции и квалификации кадров. В последние годы вопросы совершенствования кадровой политики в здравоохранение находят свое отражение в принимаемых нормативно-правовых документах.

В одном из своих первых Указов от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной поли- тики в сфере здравоохранения» Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать до 1 мая 2013 г. комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей [1].

Федеральный Закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержит ряд статей, посвященных роли и месту медицинского персонала в оказании медицинской помощи: «Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности» (Статья 69); «Лечащий врач» (Статья 70);

«Права медицинских работников и меры их стимулирования» (Статья 72); «Обязанности медицинских работников» (Статья 73); «Особенности подготовки медицинских работников и фармацевтических работников» (Статья 77) [2].

Приказом Минздравом России № 541н от 23 июля 2010 г. утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих в здравоохранении, в котором представле- ны квалификационные характеристики, в том числе по должностям врача акушераинеколога, неонатолога, акушерки [3].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (2008 г.) одной из задач развития национальной системы здравоохранения является развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников и создание системы повышения мотивации к качественному труду, в том числе обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовыхмедицинских технологий, разработка стандартов подготовки управленческих кадров в системе здравоохранения и реализация образовательных программ [4].

В декабре 2012 г. Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу «Развитие здравоохранения», в которой отдельно выделена подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения». Цель данной подпрограммы – обеспечение системы здравоохранения высококвали- фицированными специалистами. Задачи включают:

снижение дефицита медицинских кадров, в том числе за счет снижения оттока кадров из государственной и муниципальной систем здравоохранения;

устранение дисбаланса в распределении медицинских кадров в трехуровневой системе оказания медицинской помощи;

совершенствование системы практической подготовки медицинских и фармацевтических работников;

разработка и внедрение аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов;

повышение престижа профессии, в том числе за счет создания позитивного образа медицинского и фармацевтического работника в общественном сознании;

развитие мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников;

формирование единых подходов к определению уровня квалификации и набора компетенций медицинских и фармацевтических работников, необходимых дня занятия профессиональной деятельностью.

На реализацию поставленных задач в период 2013–2020 гг. будет выделено 248 606 622,1 руб. [5]. Планируется, что объемы государственных заданий по реализации программ среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования в дальнейшем будут определяться потребностью в соответствующих кадрах в каждом регионе страны.

В Минздрав России предложил методику расчета потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах [6].

Международный опыт показывает, что подходы к нормированию кадровых ресурсов постоянно пересматриваются. В 1980 г. Национальный совет по медицинскому образованию и аккредитации США рекомендовал к 1990 г. довести уровень обеспеченности женского населения врачами акушерами-гинекологами не менее чем до 2,5 на 10 000 женщин в возрасте 15 лет и старше [7]. В 2004 г. проведенные научные исследования показали, что минимальный уровень показателя должен соответствовать 6,3 на 10 000 женщин в возрасте 15 лет и старше [8]. В настоящее время в США уровень обеспеченности женского населения врачами акушерами-гинекологами составляет 2,65 на 10 000 женского населения в возрасте 15 лет и старше [9].

В большинстве европейских государств данный показатель не превышает 4,0 на 10 000 женского насе- ления, например, в Германии – 3,8; в Швейцарии – 3,4; во Франции – 2,4; в Финляндии – 2,0 [10].

Цель исследования: представить тенденции и региональные особенности обеспеченности женского насе- ления врачами акушерами-гинекологами и акушерками в России.

Материали методы исследования

Проведено обсервационное ретроспективное поперечное исследование.

Для анализа обеспеченности женского населения врачами акушерами-гинекологами и акушерками были использованы данные официальной статистики медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, за 2005–2011 гг. по России, федеральным округам и субъектам РФ [11, 12].

Показатели обеспеченности медицинскими кадрами рассчитывались на 10 000 женского населения. Для сравнения показателей между двумя группами использовался критерий χ2.

Результаты исследования

В настоящее время численность врачей клинических специальностей в Российской Федерации составляет 412 854 человека, из них врачи акушеры-гинекологи – 9,6%. Абсолютное число врачей акушеров-гинекологов за последние 6 лет (2005–2011 гг.) увеличилось незначительно – с 38 961 до 39 519, что в целом не повлияло на показатель обеспеченности женского населения врачами данной специальности (2005 г. – 5,1 на 10 000 женского населения, 2011 г. – 5,1). При этом 20% (7520 чел.) врачей акушеров-гинекологов сосре- доточены в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. Обращает на себя внимание трехкратный разброс показателя от 3,2 в Псковской и Курганской областях до 10,0 в Чукотском автономном округе.

В группу регионов с минимальной обеспеченностью женского населения врачами акушерами-гинекологами (ниже 10-го процентиля – 3,7 на 10 000 женского населения) вошли: Курганская область, Псковская область, Ленинградская область, Вологодская область, Калужская область, Республика Хакасия, Тульская область, Нижегородская область и Республика Марий Эл. В группу регионов с максимальной обеспеченностью населения врачами акушерами-гинекологами (выше 90-го процентиля – 6,69 на 10 000 женского населения) вошли: Чукотский автономный округ, Республика Северная Осетия-Алания, Томская область, Магаданская область и Чеченская Республика. По федеральным округам уровень обеспеченности практически не изменился. Некоторые тенденции к росту наметились в Северо-Западном и Уральском федеральных округах, в то же время к снижению в Южном, Северо-Кавказском и Дальневосточном округах (табл. 1).

Таблица 1. Число врачей акушеров-гинекологов и показатель обеспеченности на 10 000 женского населения в Российской Федерации и федеральных округах за 2005–2011 гг.

Существенные различия регистрировались в пределах каждого федерального округа, так в Центральном федеральном округе минимальный уровень обеспеченности в 2011 г. составлял 3,4 в Калужской области, максимальный – 6,6 в Москве, аналогично:

в Северо-Западном федеральном округе – 3,2 в Псковской области и 6,7 в Санкт-Петербурге;

в Южном федеральном округе – 4,4 в Волгоградской области и 6,1 в Астраханской области;

в Северо-Кавказском федеральном округе – 4,5 в Ставропольском крае и 9,3 в Республике

Северной Осетии – Алании;

в Приволжском федеральном округе – 3,7 в Нижегородской области и 6,4 в Республике Удмуртия;

в Уральском федеральном округе – 3,2 в Курганской области и 6,4 в Тюменской области;

в Сибирском федеральном округе – 3,5 в Республике Хакасия и 7,2 в Томской области;

в Дальневосточном федеральном округе – 3,9 в Еврейской автономной области и 10,0 в Чукотском автономном округе.

Важная роль в оказании акушерско-гинекологической помощи принадлежит акушеркам, которые оказывают доврачебную медицинскую помощь беременным и женщинам с гинекологическими заболеваниями, устанавливают предварительный

диагноз и срок беременности, принимают нормальные роды. В обязанности акушерки входит проведение диспансеризации и патронажа беременных, родильниц, женщин с гинекологическими заболеваниями, санитарно-гигиенического обучения женщин по вопросам грудного вскармливания, предупреждения заболеваний репродуктивной системы, абортов и инфекций, передаваемых половым путем [3].

Из 1,5 млн человек среднего медицинского персонала абсолютное число акушерок в 2011 г. составляло 61 221 человек (4%). За последние 6 лет число акушерок сократилось почти на 4 000 человек, при этом показатель обеспеченности на 10 000 женского населения в период с 2005 по 2011 г. снизился с 8,6 до 8,0. Разброс показателя обеспеченности в 2011 г. колебался от 3,8 в Ленинградской области до 17,9 в Республике Тыва.

В группу регионов с минимальной обеспеченностью женского населения акушерками (ниже 10-го процентиля – 5,9 на 10 000 женского населения) вошли: Ленинградская область, Московская область, Санкт-Петербург, Калужская область, Москва, Калининградская область, Приморский край, Тульская область. В группу регионов с максимальной обеспеченностью населения акушерками (выше 90-го процентиля – 12,3 на 10 000 женского населения) вошли: Республика Тыва, Республика Алтай, Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия), Республика Калмыкия, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Коми, Забайкальский край.

Показатель обеспеченности акушерками по федеральным округам в 2011 г. колебался от 6,3 на 10 000 женского населения в Северо-Западном до 10,6 в Северо-Кавказском. Во всех федеральных окру гах, за исключением Сибирского, данный показатель имел тенденции к снижению (табл. 2).

Таблица 2. Число акушерок и показатель обеспеченности на 10 000 женского населения в Российской Федерации и федеральных округах за 2005–2011 гг.

Широкое разнообразие региональных показателей наблюдалось в каждом федеральном округе. В 2011 г. в Центральном федеральном округе минимальный уровень обеспеченности составлял 4,4 в Московской области, максимальный – 11,3 в Белгородской облас- ти, аналогично:

в Северо-Западном федеральном округе – от 3,8 в Ленинградской области до 12,3 в Республике Коми;

в Южном федеральном округе – от 6,4 в Краснодарском крае до 14,3 в Республике Калмыкия;

в Северо-Кавказском федеральном округе – от 7,0 в Ставропольском крае до 14,0 в Республике Дагестан;

в Приволжском федеральном округе – от 6,8 в Нижегородской области до 11,9 в Республике Удмуртия;

в Уральском федеральном округе – от 6,7 в Свердловской области до 11,5 в Тюменской области;

в Сибирском федеральном округе – от 7,3 в Республике Хакасия до 17,9 в Республике Тыва;

в Дальневосточном федеральном округе – от 5,9 в Приморском крае до 16,7 в Чукотском автономном округе.

Обращает на себя внимание крайне низкая обеспеченность женского населения врачами акушерами-гинекологами и акушерками в Калужской, Ленинградской и Тульской областях.

Для оценки кадрового ресурса акушерско-гинекологической помощи имеет значение соотношение числа врачей акушеров-гинекологов и акушерок. В 2011 г. в среднем по России на 1 акушера-гинеколога приходилось 1,5 акушерки; в Центральном федеральном округе – 1,2; в Северо-Западном – 1,3; в Южном – 1,5; в Северо-Кавказском – 1,7; в Приволжском – 1,8; в Уральском – 1,7; в Сибирском – 1,8; в Дальневосточном – 1,6.

В ряде регионов на одного врача акушера-гинеколога приходилось три акушерки: Курганская область, Республики Алтай, Марий Эл и Тыва. Противоположная ситуация, когда число врачей и акушерок было практически одинаковое, сложилась в Москве и Республике Северная Осетия-Алания.

В европейских станах, таких как Бельгия, Норвегия и Польша, подобное соотношение было равно 1:4, во Франции – 1:2,4; в Швейцарии 1:1,7; в Германии – 1:1,2 [10].

Учитывая уровень укомплектованности штата врачей акушеров-гинекологов в Российской Федерации, который в 2011 г. составил 80,2% [13], расчетная величина обеспеченности женского населения врачами акушерами-гинекологами равна 6,4 на 10 000 женского населения, а общая численность врачей данной специальности – 49 276 человек. На сегодняшний день дефицит таких специалистов в стране составляет 9 757 человек.

Укомплектованность акушерками в 2011 г. была равна 83,6% [13]. Исходя из этого, расчетная величина обеспеченности женского населения акушерками должна соответствовать 9,5 на 10 000 женского населения, а общая численность акушерок – 73 231 человек. Таким образом, дефицит акушерок в 2011 г. составил 12 010 человек. При этом соотношение врачей акушеров-гинекологов и акушерок равно 1:1,5.

В то же время качество медицинской помощи определяется не только обеспеченностью кадрами, но и уровнем их квалификации. Доля врачей акушеров- гинекологов высшей квалификационной категории составляла в 2011 г. 31,7%, первой категории – 21,9%, второй – 6,8%.

Стоит отметить, что на фоне роста обеспеченности женского населения врачами акушерами-гинекологами высшей квалификационной категории (в 2005 г. – 1,3 на 10 000 женского населения, в 2011 г. – 1,6), в целом обеспеченность врачами данной специальности, подтвердившими свою квалификационную категорию, снизилась с 3,2 до 3 на 10 000 женского населения. Самая высокая обеспеченность населения врачами акушерами-гинекологами высшей квалификационной категории наблюдалась в Ивановской области – 3,1 на 10 000 женского населения, наименьшая – в Ненецком автономном округе, Тамбовской и Ленинградской областях – 0,5 на 10 000 женского населения.

В ряде регионов, например Ленинградской и Курганской областях, низкая обеспеченность врачами акушерами-гинекологами усугубляется большим удельным весом специалистов, не имеющих квалифи- кационных категорий.

Квалификационную категорию в 2011 г. имели 66,0% акушерок, из них высшую – 39,3%, первую – 20,2% и вторую – 6,5%.

Самая высокая обеспеченность населения акушерками высшей квалификационной категории наблюдалась в Республике Тыва – 6,9 на 10 000 женского населения, наименьшая – в Костромской области – 0,6 и Республике Удмуртия – 0,7 на 10 000 женского населения

Низкая общая обеспеченность акушерками в сочетании с низкой обеспеченностью квалифицированными акушерками наблюдалась в Ленинградской области, Московской области и Москве.

Заключение

Учитывая сложившуюся ситуацию, Министерство здравоохранения Российской Федерации в каждый регион направило методические рекомендации по расчету потребности субъектов в медицинских кадрах.

Особенностью этих расчетов является определение численности врачебных кадров, необходимых для обеспечения объемов медицинской помощи, предусмотренных федеральной и территориальной программами Государственных гарантий оказания гражданам Российской федерации бесплатной медицинской помощи.

Планирование кадров должно содержать определение потребности в специалистах, распределение медицинских кадров по территории, а также мероприятия по повышению эффективности использования кадров. Таким образом, существующее положение с обеспеченностью акушерскими кадрами в России и субъектах после разработки региональных программ будет существенным образом скорректировано.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maja 2012 goda № 598 «O sovershenstvovanii gosudarstvennoj politiki v sfere zdravoohranenija». M.; 2012.
2. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 g. № 323 «Ob osnovah ohrany zdorov'ja grazhdan Rossijskoj Federacii». Stat'i: 41; 44; 47; 50–51. M.; 2011.
3. Prikaz Minzdravsocrazvitija Rossii ot 23.07.2010 g. № 541 «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashhih. Prilozhenie. Razdel: Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov v sfere zdravoohranenija. M.; 2021: 17–8; 71–2.
4. Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija RF na period do 2020 goda, utverzhdennaja rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 17 nojabrja 2008g. № 1662-r. M.; 2008.
5. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24 dekabrja 2012 g. № 2511-r Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Razvitie zdravoohranenija». M.; 2012.
6. Ministerstvo zdravoohranenija Rossijskoj Federacii. Metodicheskie rekomendacii po raschetu potrebnosti sub#ektov Rossijskoj Federacii v medicinskih kadrah. M.; 2012. 29 s.
7. Health Resources Administration, 1980. Report of the Graduate Medical Education Advisory Committee to the Secretary, Department of Health and Human Services. Vol. II: GMENAC member’s commentaries and appendix. Report No. 1. HPA-81-657. http://www.eric.ed.gov/ERCWebPortal/contentdelivery/servlet/ERICServlet?accno=ED203771.
8. Slouchiest Physician community requirements in the 21st century: the 2003 physicians to population rates. http://www.solucient.com/forms/physician_whitepaper.asp.
9. Rayburn W.F., Klagholz J.C., Murray-Krezan C., Dowell L.E., Strunk A.L. Distribution of American Congress of Obstetricians and Gynecologists fellows and junior fellows in practice in the Unated States. Obstet. Gynecol. 2012; 119(5): 1017–22.
10. Evropejskaja baza dannyh ZDV (HFA-DB). Evropejskoe regional'noe bjuro Vsemirnoj organizacii zdravoohranenija. Obnovleno: ijul' 2012. http://data.euro.who.int/hfadb/shell_ru.html
11. Osnovnye pokazateli dejatel'nosti akushersko-ginekologicheskoj sluzhby v Rossijskoj Federacii v 2011 g. M.: Ministerstvo zdravoohranenija Rossijskoj Federacii; 2012: 6.
12. Osnovnye pokazateli zdorov'ja materi i rebenka, dejatel'nost' sluzhby ohrany detstva i rodovspomozhenija v Rossijskoj Federacii. M.: FGBU CNII organizacii i informatizacii zdravoohranenija Minzdravsocrazvitija Rossii; 2012: 71–2; 80–2.
13. Starodubov V.I., Suhanova L.P. Reproduktivnye problemy demograficheskogo razvitija Rossii. M.: Menedzher zdravoohranenija; 2012. 318s.

About the Authors

Shuvalova Marina P., MD, PhD, of the Department of medical and social research of scientific and organizational support of Federal State Budget Institution "Research Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology" Ministry of Healthcare of the Russian Federation.
Address: 11799, st. Academica Oparina, 4, Russia.
Phone: 8 (495) 438-69-48
E-mail: m_shuvalova@oparina4.ru
Frolova Olga G., MD, PhD, Professor, chief scientific officer of the Department of medical and social research of scientific and organizational support of Federal State Budget Institution "Research Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology" Ministry of Healthcare of the Russian Federation.
Address: 11799, st. Academica Oparina, 4, Russia.
Phone: 8 (495) 438-69-48
E-mail: o_frolova@oparina4.ru
Volgina V. F., MD, consultant, Department of medical and social research of scientific and organizational support of Federal State Budget Institution "Research Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology" Ministry of Healthcare of the Russian Federation.
Address: 11799, Moscow, st. Academica Oparina, 4, Russia.
Phone: 8 (495) 438-76-68
E-mail: v_volgina@oparina4.ru
Chausov A. A., MD, Junior Researcher, Department of medical and social research of scientific and organizational support of Federal State Budget Institution "Research Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology" Ministry of Healthcare of the Russian Federation.
Address: 11799, st. Academica Oparina, 4, Russia.
Phone: 8 (495) 438-76-68
E-mail: a_chausov@oparina4.ru
Grebennik Tatiana K., MD, Junior Researcher, Department of medical and social research of scientific and organizational support of Federal State Budget Institution "Research Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology" Ministry of Healthcare of the Russian Federation.
Address: 11799, st. Academica Oparina, 4, Russia.
Phone: 8 (495) 438-69-48
E-mail: t_grebennik@oparina4.ru
By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.