Efficacy of different doses of dexamethasone in the prevention of intraoperative nausea and vomiting during cesarean section under spinal anesthesia

Shifman Ye.M., Pogodin A.M.

Academician V.I. Kulakov Research Center of Obstetrics, Gynecology, and Perinatology, Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, Moscow; Severstal Maternity Home, Cherepovets
The paper compares the efficacy of different dexamethasone doses (4 and 12 mg) used to prevent intraoperative nausea and vomiting in 2 groups of 102 women. Dexamethasone 4 and 12 mg was used as a premedication agent in Groups 1 (n = 51) and 2 (n = 51), respectively. The findings suggest that there is a higher risk for intraoperative nausea and vomiting in Group 2 (12 mg), with no statistically significant differences being found between the examined groups.

Keywords

intraoperative nausea and vomiting
dexamethasone

Наше предыдущее исследование, посвящен­ное сравнению эффективности различных мето­дов премедикации, включающих метоклопрамид и дексаметазон, в профилактике интраопераци­онной тошноты и рвоты (ИОТР) при выполненииспинномозговой анестезии (СА) кесарева сечения, показало наибольшую эффективность дексаметазона [1]. И хотя дексаметазон применяется какантиэмитическое средство, вопрос о выборе опти­мальной дозы для профилактики ИОТР вообще и в акушерстве в частности по-прежнему является предметом дискуссий [5].

Цель исследования — сравнение эффективнос­ти различных доз дексаметазона (4 и 12 мг) в профилактике ИОТР при выполнении СА кесарева сечения.

Материал и методы исследования

была сформирована выборка из 102 беремен­ных, которая была разбита на 2 группы. Включение пациенток в ту или иную группу проведено мето­дом рандомизации. Был использован генера­тор случайных чисел 1 и 2, чтобы получить ряд, в соответствии с которым каждой поступающей пациентке назначается одна из доз дексаметазона (4 и 12 мг соответственно). Пронумерованы100 конвертов и в них вложены назначения доз в соответствии с числом (1 или 2), указанным в сгенерированном ряду.

Для профилактики ИОТР за 10 мин до прове­дения СА пациенткам внутривенно вводили дексаметазон: в 1-й группе (51 беременная) — 4 мг, во 2-й группе (51 беременная) – 12 мг.

Статистический анализ полученных данных включал описательную статистику по каждому исследуемому показателю, а также проверку гипотезы о статистической значимости различия средних значений 2 групп с помощью критерия Стьюдента при уровне значимости, равном 0,05. Для сравнения частот осложнений были рассчи­таны частотные характеристики выборок в обеих группах, относительный риск (ОР) и 95% довери­тельный интервал ОР. Вся процедура обработки данных выполнена с использованием програм­много пакета Microsoft Office Excel 2007.

Средний возраст рожениц 1-й и 2-й групп ста­тистически значимо не различался и во всей выборке составил 28,35±0,48 года (табл.1).

Оперативное вмешательство осуществлялось при сроке гестации 39,07 ± 0,07 нед. Статистически достоверных различий средних значений срока гестации между группами не отмечено (табл. 2).

Также не обнаружено статистически значимых различий между группами по средним показате­лям роста и массы тела женщин (табл. 3).

Инфузионную терапию перед СА проводили в режиме терапевтической гемодилюции 0,9% рас­твором хлорида натрия в объеме 500 мл. Пункции выполнялись на уровнях LII– LIII и LIII – LIV в положении пациентки сидя.

Для достижения спинномозгового блока исполь­зовали 0,5% изобарический раствор бупивакаина в дозе 2,65 ± 0,02 мл (табл. 4).

Во время анестезии в обеих группах проводили постоянную ингаляцию увлажненного кислорода (3 л/мин), измерение артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений, насыщения гемоглобина кислородом с помощью монитора Philips M35. АД измеряли через каждые 2 мин до извлечения плода и в последующем через каж­дые 5 мин до перевода родильницы в палату.

Не обнаружено статистически достоверных раз­личий средних значений исходного АД между исследуемыми группами (табл. 5).

Оперативный доступ выполнялся из разреза по Пфанненштилю (79 случаев), либо нижнесрединной лапаротомии (23 случая). Объем оператив­ного вмешательства: в 96 случаях кесарево сечение и в 6 случаях кесарево сечение со стерилизацией.

Средняя продолжительность операций составила 24,32 ± 0,57 мин. Статистически достоверных раз­личий между исследуемыми группами по средним показателям продолжительности операции и объ­ема кровопотери не наблюдалось (табл. 6).

Не обнаружено статистически значимых разли­чий между средними значениями оценок состо­яния ребенка по шкале Апгар в 2 исследуемых группах (табл. 7и табл. 8).

Таким образом, исследуемые группы были ста­тистически однородны по возрастным, антро­пометрическим и акушерским характеристикам. У всех беременных в исследуемых группах (n=102) операция и анестезия протекали без осложне­ний. У всех пациенток был достигнут адекватный уровень анестезии, развитие сенсорного блока

было в пределах ThIV –ThVI . Статистически зна­чимых различий между исследуемыми группами по изменению гемодинамики также не наблюда­лось. В качестве параметра изменения гемодина­мики была принята разность между максималь­ным и минимальным значениями АД за период операции у каждой пациентки (табл. 9).

Результаты исследования и обсуждение

Данные об эффективности премедикации дексаметазоном в профилактике ИОТР представлены в табл. 10. ОР ИОТР в группе женщин, которым вводили 12 мг дексаметазона (2-я), по сравне­нию с группой пациенток, получивших в качестве премедикации 4 мг препарата (1-я), составил 2,00(95% ДИ: 0,22—5,14). Это означает, что частота ИОТР во 2-й группе в 2 раза выше, чем в 1-й груп­пе. Но, поскольку 95% доверительный интервал ОР содержит 1, говорить о статистической досто­верности различий не представляется возмож­ным.

Тошнота и рвота — явления достаточно частые во время кесарева сечения и в раннем послеопе­рационном периоде. В действительности, есть несколько физиологических изменений, связан­ных с беременностью и родами, которые могут предрасполагать к возникновению рвоты у роже­ниц и родильниц [4]. Например, задержка опорож­нения желудка, повышенная секреция гастрина плацентой, расслабление пищеводного сфинктера и аортокавальная компрессия. Во время кесарева сечения под нейроаксиальной анестезией могут присутствовать ятрогенные факторы, которые приводят к тошноте или рвоте, например, выведе­ние матки в рану, артериальная гипотония, симпатэктомия, применение утеротонических препа­ратов, антибиотиков или опиоидов [3].

Опубликованные на сегодняшний день резуль­таты исследований позволяют считать, что рвота, возникающая как интраоперационно, так и в пос­леоперационном периоде, не является «рента­бельным» осложнением. В равной степени важны как высокий уровень дискомфорта больных и их недовольство качеством проведения анестезии, так и вероятность возникновения более серьезных осложнений — аспирации и усиления боли в ран­нем послеоперационном периоде. Следует отме­тить, что в некоторых странах большая часть боль­ных желают заплатить 100 долларов США из свое­го кармана за эффективное противорвотное средс­тво [2]. В акушерстве трудно исповедовать столь популярный сегодня мультимодальный подход к профилактике этого осложнения, и не столько с фармакоэкономических, сколько с юридических позиций. Любое лекарственное средство проходит долгий путь, прежде чем будет разрешено к при­менению у беременной или кормящей женщины. Из-за продолжающегося сокращения финансо­вых ресурсов в будущем станет необходимо обра­щать внимание на экономические преимущества обширной стратегии профилактики различных осложнений СА и отбирать только те препараты и их дозировки, которые являются по-настоящему эффективными, безопасными и рентабельными. Профилактику рвоты не стоит делать самоцелью или стремиться заместить ее другими проблемами, такими, как, например, послеоперационная дис­фория (из-за назначения высокой дозы нейролеп­тиков) или экстрапирамидные нарушения, воз­никшие вследствие применения метоклопрамида. Усилия должны быть направлены на улучшение самочувствия пациентки, ведущее к повышению качества жизни и в итоге к удовлетворенности женщины качеством проведения анестезии.

Выводы

1. При оценке эффективности различных доз дек­саметазона статистически достоверных разли­чий не выявлено.

2. Различия между минимальными и максималь­ными цифрами АД (и систолического, и особен­но диастолического) во время операции невели­ки, что говорит о перспективности изучения дексаметазона как средства премедикации при кесаревом сечении в условиях нейроаксиальных методов обезболивания.

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.