Мужское бесплодие сегодня приобретает особую медицинскую значимость, так как известно, что в настоящее время роль «мужского фактора» в бесплодном браке приближается к 50%. Различная этиология и патогенез снижения мужской фертильности определяют значительные трудности ранней диагностики патологии. Это осложняет принятие эффективных клинических решений. При решении данной медицинской проблемы максимальный эффект можно получить при применении комплексного подхода к оценке здоровья человека. Одним из них является применение автоматизированных компьютерных диагностических технологий, которые интегрируют подходы системного анализа и эффективны в проведении всесторонней оценки функционального состояния организма, включая изучение его адаптационных возможностей (функциональных резервов), преморбидных состояний и ранних форм заболеваний. Исходя из особой актуальности в современном обществе проблемы связанной с репродуктивным здоровьем мужчин, была выбрана тема нашего исследования.
Цель исследования: выявить изменения, регистрируемые методом компьютерной дермографии (КД), характерные для нарушения репродуктивной функции у мужчин, и разработать критерии ранней диагностики данной патологии с применением диагностического комплекса ДгКТД-01.
Материал и методы исследования
Изучено состояние здоровья 176 мужчин в возрасте от 27 до 39 лет, сформированных в три группы. Первую основную группу «А» (n=51) составили мужчины с дифференцированным нарушением репродуктивного здоровья и наблюдающиеся у уролога-андролога. Данная группа явилась моделью для разработки критериев нарушения репродуктивного здоровья. Во вторую исследуемую группу «В» (n=79) объединены лица без комплексного клинического обследования с жалобами на повышенную возбудимость, бессонницу, периодически возникающие боли внизу живота, пояснице, крестце с иррадиацией в промежность, периодические расстройства половой функции. В третью контрольную группу «С» (n=46) включены практически здоровые мужчины. Критериями исключения были наличие обострений сопутствующих заболеваний.
Для оценки функционального состояния основных систем и висцеральных органов человека применен метод КД, реализованный в диагностическом комплексе ДrКТД-01 («Дермограф компьютерный для регистрации и анализа топографии сопротивления кожи постоянному сверхслабому стабилизированному току для топической диагностики очагов патологии внутренних органов человека. РУ № ФС 022а2004/0892-04) [1–3]. Он разработан на известных в области физиологии, нейрофизиологии принципах сегментарного строения периферической нервной системы, а также современных представлениях о взаимодействии сенсорных систем, соматовисцеральной интеграции и роли активирующей (неспецифической) системы мозга в поддержании оптимального тонуса вегетативной нервной системы, контролирующей адаптивное поведение и трофическое обеспечение внутренних органов и тканей.
Обследование выполнялось врачом при обычном освещении, в свободном сидячем положения пациента согласно требованиям методических рекомендаций по применению в клинической практике диагностического комплекса ДгКТД-01 [4].
Методика заключалась в измерении электрофизиологических параметров (электрического сопротивления) 366 эпидермальных зон наружных поверхностей ушных раковин человека измерительным щупом легкими, скользящими движениями по специально разработанным 14 маршрутам и занимало 5–7 минут. Ток измерения составлял единицы наноампер, что делает процедуру совершенно безвредной и безопасной для обследуемого.
При обработке информации в текущем режиме автоматизировано вычислялись разработанные авторами следующие показатели (коэффициенты): вегетативный индекс, индекс здоровья, иммунный статус.
Вегетативный индекс (ВИ) характеризует адаптационные возможности (функциональные резервы) человека, отражает баланс эрготропных и трофотропных центральных влияний, контролирующих преимущественно адренергические и холинергические исполнительные механизмы. В числовом выражении определяется в условных единицах (усл. ед.) в виде непрерывного ряда чисел, при этом выделяют следующие диапазоны: 0,3–1,4 – выраженная ваготония, срыв адаптации на фоне истощения функциональных резервов; 1,5–2,5 – ваготония; 2,6–4,8 – нормотония; 4,9–12 – симпатикотония; 13–30 – выраженная симпатикотония, срыв адаптации на фоне перенапряжения, истощения функциональных резервов.
Индекс здоровья (ИЗ) отражает наличие выраженной дисфункции или патологического процесса (строится на основании определенных экспертной системой КД-синдромов). В числовом выражении выделяют следующие диапазоны в усл. ед.: 1,5–3,0 (практически здоровые лица с нормальным развитием); 3,1–3,8 (здоровые лица, но имеющие функциональные отклонения, сниженную сопротивляемость организма); 3,9–4,8 (лица с хроническими заболеваниями в стадии компенсации, функциональные возможности организма сохранены); 4,9–5,3 (лица с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, функциональные возможности организма снижены); 5,4–6,0 (лица с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, функциональные возможности организма снижены значительно). Представленные состояния определяют 4 группы диспансеризации (ГД), где 1-й соответствуют значения в усл. ед. 1,5–3,0, 2-й – 3,1–4,8, 3-й – 4,9–5,3, 4-й – 5,4–6,0.
Иммунный статус (ИС) оценивает состояние иммунной системы в усл. ед.: 0,5–0,8 – норма; менее 0,5 – снижение функции иммунной системы.
Для функционально-топической характеристики очага дисфункции результаты обследования представлены на экране персонального компьютера в виде графиков «базовых функций» (БФ), которые отображены на матрице со «столбцами» и «строками». По «столбцам», построенным в соответствии с принципами вегетативно-сегментарной иннервации, проводится привязка к органам и тканям. На горизонтальных «строках» отображаются графики БФ, отражающие распределение тонической активности вдоль спинномозговой оси (С1–7 – шейный, Th1–12 – грудной, L1–5 – поясничный, S1–5 – крестцовый, К – копчиковый отделы), а также головного мозга (С*2–8) в его центральных структурах. БФ выражаются в пяти режимах: 1-й отражает общее состояние парасимпатической нервной системы; 2-й – состояние симпатической системы репродуктивных органов; 3-й – парасимпатической системы репродуктивных органов; 4-й – симпатической и парасимпатической систем желудочно-кишечного тракта; 5-й – симпатической и парасимпатической систем мочевыделительных органов.
БФ строятся отдельно по каждому «каналу» нисходящего рефлекторного контроля за тонусом симпатического и парасимпатического звена вегетативной нервной системы, имеют свое обозначение (F) и характеризуют следующее: F1 – активность механорецепторов гладкой мускулатуры органов, тканей; F2, F3 − адренорецепторов соответственно артерий и вен; F4 – нервной, костной и соединительной ткани; F5, F6, F7 − преимущественно М-холинорецепторов. Для исследования органов малого таза БФ F5 разбита на подфункции, которые отражают у мужчин активность холинорецепторов: F5−1’ − фиброзной оболочки яичка, капсулы предстательной железы; F5−2’ − средостения яичка, стромы предстательной железы; F5−3’ − паренхимы яичка, железистой ткани предстательной железы.
Комплексная оценка полученных данных позволяет количественно оценить состояние организма на донозологическом уровне. Простота проведения обследования, отсутствие противопоказаний, неинвазивность, безболезненность, комплексный подход к оценке состояния здоровья человека являются неоспоримыми преимуществами данного метода при скрининговых обследованиях.
Статистическая обработка полученных данных проводилась на персональном компьютере в операционных средах Windows XP с помощью приложения Microsoft Excel. При выполнении расчетов использовали пакет прикладных программ «Статистика 6.0». Вычислялись средние величины, средние ошибки средней арифметической (M±m). Для оценки достоверности отличий сравниваемых показателей при нормальном распределении применяли t-тест Стьюдента. Статистически достоверными считались различия при р<0,05.
Результаты исследования и обсуждение
Анализ полученных данных показал, что различия отмечались по всем изучаемым коэффициентам между основной группой «А» и контрольной «С» со значимыми различиями по значениям ВИ (табл. 1). Так, по показателю ВИ в группе «А» значения характеризуют напряжение механизмов адаптации за счет преобладания симпатического звена вегетативной нервной системы, в группе «С» – сбалансированность эрготропных и трофотропных влияний, которые отмечены и в группе «В». При распределении лиц по типу вегетативной регуляции установлено, что в группе «А» процент числа обследованных с симпатикотонией больше в 2 раза, чем с ваготонией и в 2,7 раза больше, чем с нормотонией. В группе «В» лица с нормотонией, ваготонией и симпатикотонией находились практически в равных отношениях. В группе «С» преобладало число лиц с нормотонией, что больше в 5,1 раза, чем с ваготонией, и в 13 раз, чем с симпатикотонией. Показатель ИЗ в группе «А», как и в группе «В», характеризует в целом высокую распространенность хронической патологии, что отражено и при оценке уровня здоровья среди изучаемого контингента – в данных группах преобладает процент лиц, отнесенных к III ГД. При этом в группе «С» обследуемые отнесены к I и II ГД. Средние регистрируемые показатели ИС в группах «А» и «В» свидетельствуют о недостаточности функциональной активности иммунной системы, в группе «С» – соответствуют нормативным данным.
Анализ БФ лиц контрольной группы «С» показал, что во всех режимах характеристика амплитудно-конфигурационного вида графиков выражалась в виде правильных синхронных кривых в пределах «физиологического коридора». В норме график БФ F1 выше F2, F3, F4, а F2 – выше F3, F4. Физиологические показатели для F2 составляют от 0,5 до 1,0 усл. ед., а F1, F3, F4 от 0,5 до 2,5 усл. ед. Коридор нормы для F5–1, F5–2, F5–3 и их производных находится в диапазоне от 0,5 до 2,5 усл. ед. (табл. 2).
При проведении анализа БФ у мужчин с дифференцированным нарушением репродуктивного здоровья группы «А» получено сегментарное представительство и режимы: С*4–5 (микроциркуляторное русло височно-теменного бассейна) и следующих дерматомов спинного мозга L1 (проекция яичек), S1 (проекция предстательной железы) в режиме 2, Th6 (проекция печени) в режиме 4; L1 и S1 в режиме 3. В вышеуказанных сегментах были выделены специфические амплитудно-конфигурационные особенности графиков. Так, в зоне сегментов С*4–5 и S1 зафиксированы БФ F2 с превышением максимальных значений, тогда как уровень БФ F3 находился в пределах нормы, то есть отмечено превышение значений первой выше упомянутой функции над второй, что характеризует нарушение артериального компонента. В зоне сегмента L1 характеристика БФ F2 имела аналогичный вид, но в пределах физиологического коридора. Кроме того, в зоне сегмента Th6 значения БФ F2 фиксировались ниже минимальных, а БФ F3 при минимальных уровнях, характеризуя нарушение артериального и венозного компонентов (рис. 1).
Выделена синхронизация БФ F5−1’, F5−2’, F5−3’ в сегменте L1 в пределах «физиологической нормы» и S1 – при минимальных значениях (рис. 2).
Данные параметры стали КД-критериями выявления патологии репродуктивного здоровья у мужчин. Соответственно, в дальнейшей работе анализировались изменения по данным функциям в указанных сегментах и режимах.
Анализ выраженности критериев в группе «В» показал, что у 52 (65,8%) обследованных в сегментарном представительстве С*4–5, Th6, L1, S1 в режимах 2, 3, 4 выделен амплитудно-конфигурационный вид графиков, специфичный для лиц группы «А» в различном сочетании значений, зафиксированных в области «физиологического коридора». У 42 человек (34,2%) данные соответствовали контрольной группе «С». Совпадение амплитудно-конфигурационного вида БФ, режимов и сегментов у 52 человек группа «В» позволило сделать вывод, что они составляют один кластер с лицами группы «А» и являются группой риска нарушения репродуктивного здоровья.
По результатам проведенного углубленного обследования врачами-специалистами состояния соматического и репродуктивного здоровья мужчин группы «В» в лабораторных и инструментальных методах исследования выявлены отклонения, которые распределились следующим образом: нереализованная инфекция урогенитального тракта – 60% случаев (n=44), гормональные дисфункции – 45,6% (n=36), нарушение функции половых желез – 43% (n=34), тенденция к тромбофилическим состояниям – 31,6% (n=25), иммунодепрессивные состояния – 22,7% (n=18). У 28 человек (35,4%) была диагностирована простадиния (синдром, характеризующийся симптоматикой, аналогичной простатиту, но без воспалительной реакции; корешковый синдром).
Совпадение амплитудно-конфигурационного вида БФ, режимов и сегментов по результатам обследований с применением метода КД и данных углубленного обследования врачами-специалистами позволило сделать вывод, что 52 человека группы «В» составляют один кластер с лицами группы «А» и являются группой риска нарушения репродуктивного здоровья.
Таким образом, при анализе данных, полученных методом КД с применением диагностического комплекса ДгКТД-01 выявлено, что для мужчин с нарушением репродуктивного здоровья характерно преобладание функционального напряжения механизмов адаптации. Выделено специфическое сочетание амплитудно-конфигурационного вида графиков базовых функций F2 и F3 в сегментах С*4–5, Th6, L1, S1 в режимах 2, 4, а также F5–1’, F5–2’ и F5–3’ в сегментах L1 и S1 в режиме 3, которые стали критериями прогнозирования нарушения репродуктивного здоровья у мужчин. Полученные результаты позволили обозначить круг лиц повышенного риска нарушения репродуктивной функции, которым, даже при отсутствии жалоб следует проводить своевременные и обоснованные профилактические мероприятия, чтобы не допустить развития заболевания мужской половой системы.
Выводы
- Применение метода КД для оценки состояния здоровья является обоснованным, поскольку методика проведения проста, неинвазивна, не имеет противопоказаний, имеет автоматизированную обработку данных, что позволяет использовать его в качестве скрининг-диагностики в стационарных, амбулаторных условиях, на выездных медосмотрах населения.
- Выделены КД-критерии выявления патологии репродуктивной мужской системы: специфическое сочетание амплитудно-конфигурационного вида графиков базовых функций F2 в сегментах С*4–5, L1, S1 в режиме 2, F2 и F3 в сегменте Th6 в режиме 4, а так же F5–1’, F5–2’ и F5–3’ в сегментах L1 и S1 в режиме 3.
- Метод КД может быть включен в качестве дополнительного диагностического скрининг-теста при оценке состояния репродуктивного здоровья мужчин.