ALGORITHM OF MANAGEMENT OF PATIENTS WITH SYMPTOMS OF VULVOVAGINAL ATROPHY/GENITOURINARY MENOPAUSAL SYNDROME

Ermakova E.I.

Academician V.I. Kulakov National Medical Research Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology, Ministry of Health of Russia, Moscow

Генитоуринарный менопаузальный синдром (ГУМС) — симптомокомплекс, ассоциированный со снижением эстрогенов и других половых стероидов, включающий изменения, возникающие в наружных половых органах, промежности, влагалище, уретре и мочевом пузыре [1].

ГУМС объединяет целый комплекс симптомов, характеризующих анатомические и функциональные изменения в урогенитальном тракте.

Наиболее частыми симптомами ГУМС, с которыми женщины обращаются к гинекологу, являются вагинальные. Согласно статистическим данным, у 15% женщин в перименопаузе и 40—57% женщин в постменопаузе отмечаются такие проявления вагинальной атрофии (ВА), как сухость влагалища — 27—55%, жжение и зуд — 18%, диспареуния — 33—41%, а также повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям органов малого таза — 6—8%, что значительно ухудшает состояние здоровья, негативно влияет на общее и сексуальное качество жизни [2, 3]. У 41% женщин в возрасте 50—79 лет встречается хотя бы один из симптомов ВА [4].

В основе развития вульвовагинальной атрофии (ВВА) лежит дефицит половых гормонов (в первую очередь эстрогенов), вызывающий ряд инволютивных (атрофических) процессов в урогенитальном тракте и сопровождающийся снижением функциональной активности вагинального эпителия, уротелия, снижением локального иммунитета и изменением состава микробиоты [5].

В отличие от вазомоторных симптомов, которые проходят со временем, симптомы ВВА, как правило, возникают в перименопаузе и прогрессируют в постменопаузальном периоде, приводя к резкому снижению качества жизни, половой активности, а иногда и трудоспособности.

Диагностика генитоуринарного менопаузального синдрома

Критерии установления диагноза/состояния на основании патогномоничных данных:

1. анамнестических данных;

2. физикального обследования;

3. лабораторных исследований;

4. инструментального обследования.

1. Сбор анамнеза подразумевает опрос пациентки относительно жалоб, наследственной патологии (наличие онкологических заболеваний: рак молочной железы, эндометрия, яичников, кишечника; тромбоэмболические события; сахарный диабет; сердечно-сосудистые заболевания — инсульты, инфаркты до 60 лет; остеопороз, включая переломы), акушерского анамнеза (гестационный сахарный диабет, преэклампсия, артериальная гипертензия), вредных привычек, сопутствующих соматических, эндокринных и системных заболеваний, хирургических вмешательств, гинекологической патологии, текущей или проводимой ранее лекарственной терапии.

Характерные жалобы при ВВА: зуд, жжение, сухость во влагалище, диспареуния, дизурия.

2. Рекомендуется всем пациенткам с симптомами ГУМС проведение визуального осмотра наружных половых органов и бимануального влагалищного исследования для диагностики патологии вульвы, влагалища, шейки матки и органов малого таза [6].

При влагалищном осмотре определяются следующие признаки ВВА: сужение входа во влагалище, бледность, истончение и сухость слизистой влагалища, петехии, ранимость и кровоточивость слизистой

3. Рекомендуется определение концентрации водородных ионов (рН) отделяемого слизистой оболочки влагалища для уточнения диагноза ВВА в сомнительных случаях [6]. (Используются тест-полоски для определения pH вагинального секрета. pH влагалища более 5,0 указывает на развитие атрофических процессов.)

4. Рекомендуется при наличии жалоб и клинических признаков ГУМС проводить молекулярно-биологическое исследование влагалищного отделяемого на микроорганизмы-маркеры бактериального вагиноза или микробиологическое (культуральное) исследование отделяемого женских половых органов на аэробные и факультативно-анаэробные микроорганизмы для оценки микробиоты влагалища [6].

5. Рекомендуется всем пациенткам проводить цитологическое исследование микропрепарата шейки матки (ПАП-тест) и определение ДНК вирусов папилломы человека (Papilloma virus) высокого канцерогенного риска в отделяемом (соскобе) из цервикального канала методом ПЦР, количественное исследование для скрининга поражений шейки матки [6].

Для исключения органической патологии (в том числе онкозаболеваний) перед назначением локальной гормонотерапии рекомендовано всем пациенткам проведение ультразвукового (трансвагинального/транс- абдоминального) исследования органов малого таза и рентгеновской маммографии в двух проекциях для выявления патологии молочных желез у женщин в возрасте от 40 до 75 лет включительно [6].

Лечение вульвовагинальной атрофии/генитоуринарного менопаузального синдрома

Терапия эстрогенами

Локальная (вагинальная) терапия эстрогенами в низких дозах предпочтительна для женщин пери- и постменопаузального периода с жалобами только на симптомы ГУМС: сухость влагалища, диспареунию или дискомфорт при половой жизни, связанные с этим состоянием, а также частые позывы на мочеиспускание, ургентность, рецидивирующие циститы [7, 8]. Симптомы ГУМС и выраженность атрофических изменений мочеполового тракта имеют прогрессирующее течение и возобновляются через 1—3 месяца после прекращения гормональной терапии [8]. Длительные наблюдения (6—24 месяцев) показывают отсутствие влияния локальных эстрогенов на эндометрий, поэтому не требуется дополнительного использования прогестагенов. Локальные эстрогены не повышают риск венозных тромбоэмболических осложнений, рака молочной железы, сердечно-сосудистых заболеваний, гиперплазии и рака эндометрия по данным наблюдательных исследований [9].

Эстриол интравагинально не имеет возрастных ограничений и может быть назначен женщинам старше 60 лет. В начале лечения препараты назначают ежедневно в терапевтической дозе в течение 2—4 недель (терапия насыщения), по мере улучшения состояния — 2 раза в неделю длительно (поддерживающая терапия). Лечение ГУМС рассматривается как долговременная терапия, так как ограничений для перерывов и возобновления приема этих препаратов нет.

Негормональное лечение

Женщинам, имеющим противопоказания к менопаузальной гормональной терапии (МГТ), рекомендовано применение альтернативных негормональных методов лечения.

Рекомендуется использование негормональных лубрикантов, ведение половой жизни, а также регулярное использование увлажнителей пролонгированного действия для терапии симптомов ГУМС [6].

Показания для назначения лубрикантов следующие:

1. начальные проявления ВВА;

2. противопоказания к локальной МГТ;

3. побочные эффекты МГТ;

4. отказ от гормонотерапии.

Лубриканты могут быть на водной, масляной, силиконовой основе или на основе гиалуроновой кислоты.

Увлажняющие средства для получения эффекта используются регулярно, а не эпизодически в связи с сексуальной активностью.

Возможно применение совместно с локальной гормональной терапией [10].

Негормональные препараты (лубриканты и увлажняющие средства) должны быть первой линией лечения ВВА у женщин, получающих адъювантную эндокринную терапию по поводу гормонозависимого рака. Их можно использовать в течение длительного времени [11].

Наиболее изученными в плане эффективности и безопасности являются препараты на основе гиалуроновой кислоты. В систематическом обзоре 2021 г., включающем 5 РКИ и 335 женщин в менопаузе с ВВА, оценивалась эффективность препаратов на основе гиалуроновой кислоты для локального применения в сравнении с вагинальными эстрогенами. Представленные результаты позволяют предположить, что гиалуроновая кислота имеет профиль эффективности, безопасности и переносимости, сопоставимый с вагинальными эстрогенами для лечения симптомов атрофии влагалища [12].

Крем для интимной гигиены дозированный «Эстрогиал»/«Эстрогиал плюс», а также гель «Эстрогиал» представляют собой комбинацию низкомолекулярной гиалуроновой кислоты и фитокомплекса. Основой крема/геля является натриевая соль гиалуроновой кислоты, которая агрегирует на себе молекулы воды и обеспечивает выраженный увлажняющий эффект. Кроме того, молекулы гиалуроновой кислоты имеют широкую адгезивную поверхность для контакта с муцином — гликопротеином слизи, что способствует надежной адгезии к слизистой оболочке влагалища и вульвы. Данная связь поддерживает физиологический рН влагалища, предупреждая таким образом размножение патогенных и условно-патогенных бактерий и грибов. Фитокомплекс «Эстрогиала» представлен экстрактами клевера, календулы и хмеля, обладающими тонизирующим, противовоспалительным, успокаивающим, антиоксидантным эффектами, а также эффектом, стимулирующим процессы неоколлагенеза [13, 14]. «Эстрогиал» крем сформирован в виде свечей, каждая из которых содержит одну дозу применения, что облегчает введение средства во влагалище. Для купирования сухости и диспареунии у женщин с ятрогенной и естественной менопаузой дозированный крем применяется по одной дозе (свече) ежедневно в течение 3 месяцев, затем, после достижения эффекта, — по 1 свече 2—3 раза в неделю длительно в качестве поддерживающей терапии. Длительность применения не ограничена [15].

References

1. Portman D.J., Gass M.L. Vulvovaginal Atrophy Terminology Consensus Conference Panel. Genitourinary syndrome of menopause: new terminology for vulvovaginal atrophy from the International Society for the Study of Women’s Sexual Health and the North American Menopause Society. Menopause. 2014; 21(10): 1063-8. https://doi.org/10.1097/GME.0000000000000329.

2. Юренева С.В., Ермакова Е.И., Глазунова А.В. Диагностика и терапия генитоуринарного менопаузального синдрома у пациенток в пери- и постменопаузе (краткие клинические рекомендации). Акушерство и гинекология. 2016; 5: 138-44. [Yureneva S.V., Ermakova E.I., Glazunova A.V. Genitourinary syndrome of menopause in peri- and postmenopausal patients: Diagnosis and therapy (short clinical guideline). Obstetrics and Gynecology. 2016; 5: 138-44. (in Russian)]. https://dx.doi.org/10.18565/aig.2016.5.138-144.

3. The North American Menopause Society. Management of symptomatic vulvovaginal atrophy: 2013 position statement of The North American Menopause Society. 2013; 20(9): 888-902; quiz 903-4. https://doi.org/10.1097/GME.0b013e3182a122c2.

4. Frank S.M., Ziegler C., Kokot-Kierepa M., Maamari R., NappiR.E. Vaginal Health: Insights, Views & Attitudes (VIVA) survey — Canadian cohort. Menopause. 2013; 19(1): 20-7. https://doi.org/10.1258/mi.2012.012034.

5. Briggs P. Genitourinary syndrome of menopause. Post Reprod. Healh. 2020; 26(2): 111-4. https://doi.org/10.1177/2053369119884144.

6. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Клинические рекомендации «Менопауза и климактерическое состояние у женщин». 2021. https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/117_2 [Ministry of Health of the Russian Federation. Clinical recommendations „Menopause and menopausal condition in women”. 2021. (in Russian)]. https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/117_2

7. Rueda C., Osorio A.M., Avellaneda A.C., Pinzon C.E., Restrepo O.I. The efficacy and safety of estriol to treat vulvovaginal atrophy in postmenopausal women: a systematic literature review. Climacteric. 2017; 20(4): 321-30. https://doi.org/10.1080/13697137.2017.1329291.

8. Weidlinger S., Schmutz C., Janka H., Gruetter C., Stute P. Sustainability of vaginal estrogens for genitourinary syndrome of menopause — a systematic review. Climacteric. 2021; 24(6): 551-9. https://doi.org/10.1080/13697137.2021.1891218.

9. Hirschberg A.L., Bitzer J., Cano A., Ceausu I., Chedraui P. et al. Topical estrogens and non-hormonal preparations for postmenopausal vulvovaginal atrophy: An EMAS clinical guide. Maturitas. 2021; 148: 55-61. https://doi.org/10.1016/j.maturitas.2021.04.005.

10. Tersigni C., Di Simone N., Tempestilli E., Cianfrini F., Russo R., Moruzzi M.C. et al. Non-hormonal treatment of vulvo-vaginal atrophy-related symptoms in post-menopausal women. J Obstet Gynaecol. 2015; 35(8): 835-8. https://doi.org/10.3109/01443615.2015.1014326.

11. Hirschberg A.L., Bitzer J., Cano A., Ceausu L., Chedraui P. et al. Topical estrogens and non-hormonal preparations for postmenopausal vulvovaginal atrophy: An EMAS clinical guide. Maturitas. 2021; 148: 55-61. https://doi.org/10.1016/j.maturitas.2021.04.005.

12. dos Santos C.C.M., Uggioni M.L.R., Colonetti T., Colonetti L., Grande A.J., Da Rosa M.I. Hyaluronic Acid in Postmenopause Vaginal Atrophy: A Systematic Review. J Sex Med. 2021;18(1): 156-66. https://doi.org/10.1016/j.jsxm.2020.10.016.

13. Lima S.M.R.R., Honorato J.V., Silva M.A.L.G. Glycine Max (L.) Merr isoflavone gel improves vaginal vascularization in postmenopausal women. Climacteric. 2020; 23(5): 505-10. https://doi.org/10.1080/13697137.2020.1752172.

14. Доброхотова Ю.Э., Ильина И.Ю., Венедиктова М.Г., Морозова К.В., Суворова В.А. Локальная негормональная терапия больных с генитоуринарным менопаузальным синдромом. Российский вестник акушера-гинеколога. 2018; 18(3): 88-94. [Dobrokhotova Iu.E., Ilyina I.Yu., Venediktova M.G., Morozova K.V., Suvorova V.A. Local nonhormonal therapy in patients with genitourinary menopausal syndrome. Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2018; 18(3): 8894. (in Russian)]. https://doi.org/10.17116/rosakush201818288-94.

15. Инструкция-аннотация по применению крема по интимной гигиене дозированного «Эстрогиал плюс», «Эстрогиал», инструкция-аннотация по применению интимного геля «Эстрогиал Гель». СГР: №BY.70.06.01.001.E.003744.09.16,CrP: № KG 11.01.09.001.R.004986.11.19 от 21.11.2019, СГР: № KG 11.01.09.001.R.004985.11.19 от 21.11.2019. [Instruction-annotation on the use of cream for intimate hygiene dosed „Estrogial plus”, „Estrogial”, instructionannotation on the use of intimate gel „Estrogial Gel”. SGR: NO.BY.70.06.01.001.E.003744.09.16,SGR: No. KG 11.01.09.001.R.004986.11.19 of 21.11.2019, SGR: No. KG 11.01.09.001.R.004985.11.19 of 21.11.2019. (in Russian)].

About the Authors

Elena I. Ermakova, PhD, Senior Researcher, Academician V.I. Kulakov National Medical Research Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology, Ministry of Health of Russia, Member of Russian Menopause Society, +7(916)848-37-46, e_ermakova@oparina4.ru, https://orcid.org/0000-0002-6629-051X, 4, Oparina str., Moscow, 117997, Russian Federation.
By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.